Кто тут заказывал жирную порцию канона по «Рику и Морти»? После семи серий, посвященных семье Смитов, мы наконец получили эпизод целиком и полностью про прошлое Рика. Информации там очень много, порой она кроется между строк, а некоторые вещи полностью меняют сериал. Ну что, ныряем в канон? Только сразу готовьтесь: текста получилось очень много.
Серия называется «Рикчное сияние чистого разуморта» — игра на фильме Чарли Кауфмана «Вечное сияние чистого разума» с Джимом Кэрри. В кино рассказывалось о паре людей, которые были влюблены, потом разругались и решили стереть воспоминания о друг друге, но в итоге снова встретились и влюбились. На самом деле там всё очень сложно, это же Кауфман, в его фильмах слоёв больше, чем в «Наполеоне», но основная идея очевидно перекликается с новой серией. Только влюблённых пар тут несколько.
Начинается эпизод с того, что Смиты едут в круиз. Рик говорит, что в присутствии семьи он старается себя сдерживать, но как только они уедут, этому конец. Он собирается воскрешать своего лучшего друга Птичью Личность. Сначала Рик как-то восстановил его тело — скорее всего, из ошмётков Птичьих Личностей из других вселенных, — и поприветствовал «в канализации». Это важная деталь: Рик понимает, что жизнь не сахар, но всё равно хочет вернуть друга — то есть, действует эгоистично (почему — поймём потом).
Тут же возвращается ИИ, который в пятой серии мы прозвали Машиной, но теперь жалеем, потому что её лучше было бы назвать чем-то вроде ИИнэссы. Исправляемся: ИИнэсса ведёт себя с Риком также язвительно, как и с детьми Смитов, но его побаивается и слушается. В то же время она хорошо знает создателя и как с ним работать: даже между фраз вкидывает «существование желанно», чтобы оповестить его о своих интересах (выжить).
Сознание Птичьей Личности спряталось в подсознание, поэтому Рику нужно превратить себя в мысль (Я МЫСЛЬ-РИК!!!) и проникнуть в голову друга. ИИнэссе это не нравится, ведь тогда она может остаться без опекуна, и предлагает боссу просто найти нового друга в другой вселенной, но получает отказ. Сразу понятно, насколько Рик ценит Птичью Личность. Перед погружением ИИнэсса называет Рика мудаком, на что получает «рыбак рыбака видит издалека» — фраза в контексте серии на самом деле важная, к ней ещё вернёмся в самом конце.
Рик попадает в голову Птичьей Личности, но там пусто, ведь сознание переместилось в другое место. Учёный находит его и едет в ночь, когда они с другом только познакомились на почве наркоты — Птичья Личность узнал запрещённое вещество в кальяне Молодого Рика, а тот с радостью предложил ему тяжку. Тут же мы узнаем, почему его зовут Птичья Личность — в их культуре имена считаются клетками. Молодой Рик шутит, что, назвав его Птичьей Личностью, друзья посадили его в ещё меньшую клетку. Да и вообще ирония в этом вопросе зашкаливает по многим параметрам.
Дальше Рик идёт по следам друга и попадает в другой замес: Молодой Рик и Птичья Личность убивают других Риков. Причина — месть, так учёный переживает утрату «её». Кого именно — пока непонятно, но выбор из двух — либо жена Рика Дайен, либо дочь Бет (об этом узнаём чуть позже). Тут, кстати, ещё подтверждается эгоизм Рика, потому что он не сказал Птичьей Личности, зачем они убивают копии учёного. Тот предложил сделку на века: Рик будет помогать Птичьей Личности делать его штуки, и наоборот. И это снова важно в контексте будущих событий (готовьтесь возвращаться в начало рекапа по мере приближения к его концу, а то много подобного).
В следующем воспоминании Птичья Личность собирает силы для войны с Галактической Федерацией. Молодой Рик палит нашего, но тот быстро доказывает себе юному, что они в памяти Птичьей Личности. Более того, всё население памяти, включая Молодого Рика, было создано из воспоминаний, поэтому нереально. Но, хоть Молодой Рик слегка тупее, его с будущей версией объединяет много общего: например, понимание того, что свободы воли не существует. Дед создаёт устройство по отслеживанию настоящего сознания Птичьей Личности, чтобы не задерживаться надолго в «дерьме Кауфмана».
Птичья Личность тем временем бродит по приятным воспоминаниям об их отношениях с Тэмми — он скучает по ней прям до слёз. Он любит её, несмотря на то, что она сделает с ним в будущем. Точнее, он любит её версию, существовавшую до раскрытия её настоящей сути. Но её больше нет, поэтому Птичья Личность больше не хочет жить — ему попросту незачем, — и убегает от Рика, натравив на него солдат Федерации, которые в этот момент занимались геноцидом птицелюдей.
Рика спасает его молодая версия, которая постепенно начинает проникаться к нему, но наш Рик себя уже не любит и понимает, что Молодой тоже вскоре придёт к этому. Правда и дед начинает проникаться к своей версии, особенно когда та показывает свой ум и начинает пользоваться правилами мира, которые знает. В итоге получается динамика бадди муви — один в восторге от работы с другим, а второй постоянно недоволен.
Тем временем ИИнэсса паникует, что Рик может не вернуться, и ищет помощи у соседа Джина. Мы узнаём, что Джин — фанат Marvel, машина решает на этой почве мгновенно побрататься с ним, а потом ускоряется, начинает подкатывать, требует подачек, а взамен предлагает отсосать. Такая экспресс-карикатура на среднестатистические отношения. В то же время это алгоритм дружбы Рика и Птичьей Личности: сначала они побратались на почве наркотиков и вечеринок, потом Рик потребовал от друга помочь отомстить, а взамен предложил свою помощь с Федерацией. Не минет, конечно, но тоже сойдёт.
В воспоминаниях разговор о Шреке внезапно перерастает в важнейший момент эпизода. Узнав про Морти, Молодой Рик понимает, что наш Рик — «один из тех, кто подселился к брошенным Бет», потому что его настоящая дочь умерла. Вернёмся в первую серию третьего сезона «Побег из Рикшенка», в которой нам показали момент изобретения портальной пушки и гибели Дайен и Бет. Рик тогда сказал, что воспоминание фальшивое, однако его трагическая реакция на него доказывала, что доля правды в этом есть. Получается, что кто-то в тот день умер, но кто? А помните, как во втором воспоминании Рик и Птичья Личность мстили за «неё»? Не за «них», а за «неё».
Из первой серии пятого сезона и разговора Рика и Нимбуса, мы знаем, насколько деду важная его жена, то есть не мстить за неё он не мог. Если верить Молодому Рику (а причин не верить нет), Бет мертва, значит мстил дед именно за неё. И тут вырисовывается печальная картина: в день изобретения портальной пушки Рики убили Бет, но не Дайен. А потом Рик переехал в другую вселенную, где Смиты остались без деда по какой-то причине, и притворился их родственником. Самый главный вывод: Морти — не оригинальный внук главного Рика, у того внуков даже не было. Плюс, теперь мы знаем, почему в серии с Межгалактическим телевидением Саммер не могла найти живую копию себя в другой вселенной: частично виноваты аборты, но в большинстве случаев Бет просто не доживает до взросления. Более того, мы понимаем, почему Рику так тяжело даётся отцовство: он просто никогда сам не растил дочь. А ещё получается, что оригинальная Дайен вполне может быть жива — наверно, Рик бросил её в С-137, а сам свалил подальше от утраты и стыда (опять же, запомните комбинацию слов).
Но вернёмся к героям: Молодой Рик осуждает нашего за этот выбор, но тот перекладывает вину обратно, ведь к этому привели действия молодого. Параллельно он перекладывает ответственность за невыносимость юного себя на память Птичьей Личности. Рики разделяются: один идет копаться в воспоминаниях, связанных с Федерацией, а второй — искать друга. Птичья Личность тем временем делает бомбы из гнева, рядом видно трубы с кринжем, травмами, виной, болью, отрицанием. Рик пытается вразумить друга, что он творит дичь, а не работает над собой — странно вообще, что он говорит такое кому-то, ведь сам этим занимался, но это, видимо, изменилось после финала четвёртого сезона.
Птичья Личность признаётся, что просто хочет покончить с собой, называет Рика хорошим другом, прощается и взрывает свой разум. Дед бежит спасать себя молодого, и они находят воспоминание о дочери Птичьей Личности и Тэмми. Тем временем мозг птицечеловека начинает рушиться, а мысли и воспоминания не могут жить в мертвом мозгу, поэтому Рикам нужно спасаться. Чтобы спастись от разрушения, герои отправляются в сильное воспоминание: битву за Кровавый Хребет — последнее сражение, в котором Рик и Птичья Личность и ко остановили наступление Федерации.
Кстати, незаметная шутка: Рики входят в самолёт со станции PTSD (Посттравматическое стрессовое расстройство) и тут же попадают на войну. Дальше начинается одна из лучших сцен сериала: битва за Кровавых Хребет под топовую сайфайную музыку. Дед не хочет сражаться, а просто бежит, тогда когда Молодой Рик наслаждается замесом (видимо, ещё не вырос из этого). Перед нами — один из лучших моментов жизни Рика, главным героем в котором стал Птичья Личность. И ещё одна незаметная шутка: Федерация уже даже подняла белый флаг, но друзей было не остановить.
Молодой Рик в восторге от битвы и радуется, что они с Птичьей Личностью будут дальше тусить по жизни, но он не знает, чем всё закончилось на самом деле. Птицечеловек говорит Рику, что в долгу перед ним — это была его война, а деда он лишь попросил присоединиться и помочь в рамках их сделки «ты — мне, я — тебе». Для Рика это значит намного больше: он зовёт друга путешествовать вместе с ним, раскрывает секрет перемещений между вселенными, приглашает того в свой мир, где бесконечно весело и ничего не имеет значения. По сути, он поделился одной из самых сокровенных вещей в своей жизни.
У Птичьей Личности в ответ возник вопрос: если ничего не имеет значения, почему Рик тогда ему помог? Учёный попытался выдавить что-то про уважение, но его товарищ продолжил гнуть свою линию: но оно же тоже не имеет смысла. В итоге Рик признаётся, что Птичья Личность ему важен, с трудом произнося эти слова — это настораживает даже Молодого Рика. Но в ответ получает отказ: «Моя целостность не стоит отношений с тобой». Рик тут же обижается и валит, пуская язвительные комментарии. Молодой Рик в шоке от такого финала и спрашивает, почему дед рискует всем ради Птичьей Личности, если тот его бросил. И тут главный герой признаётся, что любит друга — причём, кажется, это не просто дружеская любовь, а самая настоящая (мы уже знаем, что Рик — омнисексуал).
Птичья Личность тем временем скрылся в лучшем воспоминании своей жизни: отдыхе с Тэмми, когда ещё не знал, что она — шпион Федерации. Рики быстро их находят, и птиц удивляется, что дед объединился с молодым собой, потому что это вообще не в его характере. Это показывает, как сильно изменился Рик за последние два сезона после гибели друга. Он говорит, что чем ближе смерть мозга, тем больше канона будет на них нападать — и как будто в ответ Тэмми сразу признаётся, что она офицер Федерации, но Добрая сторона берёт верх.
Дед обвиняет друга в том, что он прячется в своих воспоминаниях от утраты и стыда, вместо того чтобы заглушать их алкоголем и нападками на незнакомцев. Ему это знакомо, только вместо воспоминаний учёный прячется в других вселенных. И он уже прошёл свой путь в четвёртом сезоне и перестал бежать от семьи. Но Птичьей Личности всё равно, и он говорит Рику «nibble my cloaka» — аналог фразы bite my ass, который Urban Dictionary расшифровывает как демонстрацию крайней неприязни к человеку, которому её говорят. Птиц выдаёт: нельзя выбрать, кого любишь, но на самом деле он имеет ввиду, что нельзя выбрать, кого ты не любишь. Рика он как раз не любит, он просто у него в долгу. Вся их жизнь — эта та сделка, формальная дружба, заключенная в перестрелке с Риками.
Птичья Личность говорит, что уже умер тогда на свадьбе, а сейчас пришло время отдаться смерти. И Рик вроде как уже принимает выбор друга, но Молодой напоминает о том, что они видели его дочь среди воспоминаний, запертых Федерацией. Родители тут же понимают, что их дочь жива и её скорее всего держат взаперти или же она в бегах. Из сцены после титров мы узнаём, что верно первое и что девчушка вполне может постоять за себя. Рик говорит другу, что жить стоит если не для себя, то для семьи (опять же, он пришёл к этому за прошлые сезоны). Птичья Личность соглашается, но на них тут же нападает Федерация. Им надо выбираться, а выход — в воспоминании фестиваля Бёрдинг Мэн, где друзья познакомились.
Рик, Молодой Рик, Птичья Личность и Добрая Тэмми садятся в машину и начинают гнать. Девушка спрашивает своего парня: «Это и есть твой лучший друг»? Но тот ушёл от ответа через буквальность: «Это сложный человек». Настораживает. Рик тем временем придумал, как добраться до выхода: им нужно добыть пушку воспоминаний из серии «Мозговыносяшки Морти» и прыгать по общим моментам с Птичьей Личностью. В гараж они попадают через день знакомства птицечеловека и Тэмми, когда они собирались заниматься этим на рабочем столе деда (кажется, там даже Сквончи сквончил). Они находят пушку, но тут прилетает Фениксовая Личность со Злой Тэмми и начинается погоня.
Злоба и грусть — сильные эмоции, поэтому путь к выходу Рик проложил через них. Первая остановка: похороны Шестерёнкочувака, старшего брата Шестерёнокоголового. Старший сражался с составе отряда Птичьей Личности, когда младший был ещё маленьким. Видимо, Рик начал дружить с ним из жалости, поэтому становится понятно, почему Шестерёнкоголовый так легко предал его в серии с Пуком. Такой маленький кусочек канона про второстепенного персонажа: неважно, но интересно.
Вторая остановка: стендап Сквончи, потому что от одного выступления проще перейти к другому. И через него они попадают на их первый совместный концерт — прямо в день знакомства на Бёрдинг Мэне. Память почти разрушилась, героев берёт на мушку Злая Тэмми, но Птичья Личность заслоняет собой Добрую Тэмми, а Молодой Рик хватает Злую и жертвует собой ради остальных. После этого дед даже признал его крутым. Тут появляется чёрная жижа гнева, пожирающая всё вокруг — это такая отсылка к предпоследней серии «Коня БоДжека», где такая же жижа поглощала воспоминания коня-алкоголика.
Ненадолго прервёмся, чтобы вспомнить жизненный путь Птичьей Личности: он спокойно жил на своей планете, пока Федерация полностью её не значистила. Дальше единственной целью в его жизни стала месть, завершившаяся в битве за Кровавый Хребет. После он нашёл любовь, которая заменила ему погоню за Федерацией, а в итоге сама оказалась порождением Федерации. А после его воскресили и заставили служить тем, кого он ненавидел. Трагично, не так ли? Поэтому момент прощания с Доброй Тэмми, которая призналась птицу в любви и извинилась за поступки Злой себя, настолько важен. Это — завершение арки Птичьей Личности, он освободился от груза прошлого (в отличие от Рика) и теперь может посвятить всего себя дочери.
Герои спасаются, но просыпаются в одной голове — Птичья Личность никогда не стал бы ругаться матом, это был Рик, пока не переместился в своё тело. И он тут же снова предложил другу путешествовать вместе — те самые «сто лет» из первой серии мульта. Получается, что вся эта операция была эгоистичной попыткой Рика вернуть себе друга, как раз по той сделке — он же его спас, так что пусть как миленький играется по его правилам. Но у Птичьей Личности теперь дочь, и он не может. Плюс он понимает, что Рик хотел утаить новость о потомстве и поделился ею, только ради спасения себя. И ткнув друга носом в его же дерьмо, просто улетел.
Тем временем Джин приносит ИИнэссе источники питания, Рик понимает, что та его ослушалась из инстинкта самосохранения, но не ругает её, потому что только что сделал что-то похожее — забыл о приоритетах друга, чтобы спасти себя. Но зато теперь у него есть Молодой Рик, которым он, судя по всему, хотел заменить Птичью Личность и предложил оживить, но тот отказался, потому что не хочет превратиться в нашего Рика. Кстати, тут есть важная деталь: мы видим Ребёнка Рика и из этого понятно несколько вещей: во-первых, Рик в детстве также был озабочен, как Морти, потому что побежал смотреть, как няня примеряет колготки; во-вторых, Рик — не Морти, потому что в детстве им не был, что разрушают одну из самых популярных фанатских теорий.
Серия, может быть, и про Птичью Личность, в ней мы глубоко погружаемся в трагизм этого персонажа и даже закрываем эту тему. Но на деле на заднем фоне начинает обрастать подробностями трагизм самого Рика: мёртвая дочь, чужая семья, безответная любовь и, возможно, любовь брошенная. Мы понимаем, что одиночество деда не оставило его, а лишь спряталось за заботой о Смитах. Поэтому, как только они уехали, он побежал спасать того единственного, кто мог бы составить ему компанию в этой жизни. Но в итоге стал ещё более одиноким. Вдобавок нам в лицо тыкают тем, как сильно изменился Рик и за прошлые сезоны, и со своего тридцатника.
И последний вопрос: что же связывает Рика и Птичью Личность? Что делает их рыбаками, которые видят друг друга издалека? Они оба не любят себя; оба бегут от утраты и стыда; видят мир таким, какой он есть; ценят месть; оба принимают решение жить не ради себя, а ради семьи; обоим в глубине души насрать на всех, кроме себя. Единственное их отличие: Птичья Личность нашёл свою любовь и смирился с её утратой, а Рик не пережил первую потерю и не может справиться с безответной любовью к птицечеловеку.
Короче говоря, Птичья Личность парит как птица, не обременённый своим прошлым, а Рик ходит со всем этим весом у себя на плечах. И возможно, события восьмой серии сподвигнут его этот вес сбросить, но об этом узнаете из теории 2х2 о финале сериала, которая выйдет в ближайшие дни.