Disco Elysium от студии ZA/UM — одна из самых трогательных и по-особенному нежных игр, которая когда-либо выходила в свет игрового комьюнити. На первый взгляд неловкая и ершистая история о вечно весёлом и влюблённом в эстетику диско детективе-алкоголике оказывается философской мантрой о становлении личности, необходимости в нужное время увидеть рядом с собой преданного товарища и цене ошибок прошлого. Мир Гаррье Дюбуа — это потрёпанный революцией и коммунизмом Ревашоль, в грязных и серых домах которого живут разбитые и апатичные герои, потерявшие себя на дне бутылок и в горьком запахе мазутной краски. И сам Гарри по сути такой же: разбитый, слишком наивный для мира вокруг и совершенно себя не помнящий. И хотя бы ради него в мир «Диско Элизиума» стоит влюбиться, потому что всё в нём — ностальгично-болезненное и с точностью выверенное, неторопливое, логичное и очень-очень живое. Игре уже стукнуло пять лет, а значит пора пройти по проторенной «серостью» дорожке и посмотреть, что же происходит с застывшим во времени Ревашолем сейчас. Но для начала неплохо бы вспомнить, почему вообще проект получил столько внимания.
Стоит напомнить, что как и любая RPG, Disco Elysium предлагает игроку возможность разыграть персонажа под себя, но в отличие от остальных образчиков жанра прямо устанавливает собственные условия: никакой кастомной внешности, никакого выбора расы или способностей. Никакой первичной самостоятельности, потому что все настройки для истории заданы заранее. Главный герой, которого нужно отыгрывать, — потерявший память полицейский, просыпающийся без штанов в грязном номере с разбитым окном. Мужчина (да и игрок тоже) не знает, кто он, как его зовут и что он вообще делает по жизни. Зато может умереть в первые десять минут игры, пока пытаешься достать собственный галстук с люстры — и это один из самых главных гэгов фандома.
Казалось бы, тогда в чём прикол RPG, если нельзя отклоняться от условностей, заданных заранее, но в этом и скрывается основной шарм игры — она предлагает абсолютно новую систему навыков, которая поражает воображение. И за пять лет ни одна из похожих жанровых новинок не смогла повторить бешеный успех Disco Elysium на этом поприще.
Для настройки персонажа существует четыре категории, по шесть умений в каждой: интеллект, психика, физиология и моторика. Итого двадцать четыре абсолютно непохожих друг на друга характеристики, которые в процессе прокачки становятся дополнительными персонажами, живущими в голове главного героя. Гаррье удивительный в своей пластичности: он ничегошеньки не помнит о себе и о мире вокруг (и это отличный сценарный ход, потому что ставит игрока и героя в равные положения), зато Электрохимия голосом на фоне постоянно предлагает с кем-то «перечпокнуться», пока её активно затыкает Сила Воли. Драма умильно обращается к герою на «мессир», а Грубая Сила тыкает «сынком» и насильно заставляет идти качаться. Техника выкладывает всю информацию о холодильнике в виде медведя, а Логика сбоит при виде красивой и опасной танцовщицы. Каждый из навыков живой, самостоятельный и особенный в своей манере… И раньше это русскому комьюнити игры было недоступно. Потому что перевод появился всего лишь около года назад.
Disco Elysium за всё время своего существования успела получить звание романа, причём довольно заслуженно — как уже можно было заметить, игра построена на диалогах и описаниях, очень трепетно составленных командой грамотных авторов. Текст — основа геймплея RPG, но перевод довольно сильно задержали на релизе, а потом и вовсе отменили. Так что в комьюнити русскую художественную локализацию ждали особенно трепетно. Далеко не каждый продвинутый в иностранных языках геймер мог уловить все оттенки и тонкости мира Гаррье Дюбуа, потому что многое было скрыто в слишком узких каламбурах и неочевидных выражениях. Но сейчас, когда команда переводчиков проделала колоссальную работу, с уверенностью можно сказать, что всё не зря. Несмотря на то, что официальная русская озвучка по причинам недостатка финансирования так и не состоялась и приходится ждать не совсем одобренный вариант, сам перевод вышел очень точным и полным, бережно перенеся все детали с языка оригинала. Это одно из главных событий, которое продвинуло игру ещё больше. И, возможно, стало одним из последних светлых моментов в истории Disco Elysium.
Но вернёмся к сюжету и тому, почему же игра стала такой важной частью игрового комьюнити ещё на релизе и до сих пор собирает восторженные отзывы. Всё дело в истории и атмосфере. Пять лет назад Disco Elysium хоть и привлекла новой системой навыков и намёком на детектив, но всё-таки не ориентировалась на любителей повоевать и побить палкой всех неугодных. Игра изначально для другой аудитории, потому что Disco Elysium — очень красивая и акварельно-ностальгичная в своей попытке вылечить главного героя, а с ним и читателя (назвать иначе язык не повернётся — количество текста настолько большое, что игра действительно превращается в интерактивный роман). Незатейливые сюжетные ходы, полунамёки, раскрывающийся через детали мир и утекающие слова — всё это цепляет за живое. Да и сама по себе главная загадка — кто убийца — не оставляет равнодушным. С ремаркой: в сюжете два преступления — против чужой неприкосновенности и собственной личности.
Игра брала и берёт до сих пор за счёт светлой неясной грусти по тому, чего никогда не было. Она не навязывается, открыто веселится через колоритных персонажей и чек-поинт проверки, провал которых иногда приносит неожиданные результаты в стиле «поскользнуться перед ребёнком, которого хотел отмудохать» или «заночевать в мусорке прикола ради». И всё равно подводит к правильным и основополагающим мыслям, что каждый человек — это в том числе и его прошлое: с ошибками, ссадинами, отметинами и болью, которую нужно в итоге прожить и отпустить. Игра буквально кричит, что принять и пойти дальше — единственный путь для выживания, и не важно, речь об одном человеке, преступной банде или целом постреволюционном городе.
Спустя пять лет Disco Elysium не раскрывается по-новому — она всё такая же в своей прямой и простой философии, но за это игру в своё время и полюбили. За безысходность, за то, что сколько бы раз ни шло прохождение, оно всё равно будет ощущаться по-новому, и неизменно приведёт к одной и той же мысли (даже если вы читерили и постоянно перепроходили проверки). Сколько бы обновлений и новых возможностей небольшая (а теперь вполне уверенная) инди-студия ZA/UM не вносила — например, шанс надеть на напарника нецензурную куртку — игра хуже не становится. Всё уместно, всё на своих местах, всё родное и знакомое, даже если проходишь сюжет впервые.
У игры всё ещё много проблем с механиками и внутренней работой. То предметы в руках не работают (очень бесит, когда для улучшения интеллекта нужно покурить, а сигареты всё никак не хотят зажигаться), то проверки чек-фейлятся, потому что могут, то персонажи глючат и отказываются как-либо реагировать. Но все эти огрехи даже спустя пять лет их тотального игнорирования со стороны разработчиков воспринимаются как необходимое и безнадёжное — как и весь Ревашоль в целом. Да, неидеальный, да с проблемами, зато простой и понятный, уже давно принятый как данность.
Самое главное, наверное, состоит в том, что за пять лет Disco Elysium приняли как нужную каждому терапию — всё чаще игра упоминается в контексте «она поможет вам пережить душевную боль». И правда помогает: за счёт атмосферы, персонажей, истории главного героя, в котором найти себя намного проще, чем в самых кастомных RPG с кучей возможностей. Потому что Disco Elysium не замахивается на большее, она просто рассказывает о людях и мире так, как они того заслуживают — без пафоса, спокойно и размеренно. В Ревашоле хочется остаться, потому что весь он неказистый и раздробленный, зато рядом точно есть напарник — Ким Кицураги — и возможность забыть и принять то, вместо здорового сна выносит мозги по ночам.
Но главное произошедшее за пять лет событие — отмена выпуска Disco Elysium 2, потому что игра просто не могла не пойти по пути безысходности и отчаяния, с которым познакомила игрока первая часть. На фоне происходящих в студии событий даже хочется припомнить авторам, что они в ироничной манере вписали в собственный проект небольшую историю о маленькой инди-студии, которая замахнулась на восхитительный проект и не смогла его довести из-за потери средств и непримиримых разногласий в команде. За что боролись, как говорится…
Раскол в рядах разработчиков начался почти сразу после выхода оригинала по многим причинам: начиная от создателя мира Disco Elysium Роберта Курвица и заканчивая обычной делёжкой финансов. В итоге конфликты в ZA/UM достигли предела и почти всю оригинальную команду разработчиков, в том числе Курвица и художника Александра Ростова, уволили из компании в течение полугода в 2021 году. По большей части сейчас в студии осталось всего два-три человека из тех, кто занимался первой частью. Казалось бы, можно успокоиться, но нет. Уволенные работники начали подавать иски на компанию за неправомерное увольнение.
До суда так и не дошло — по большей части претензии были либо отозваны за неимением доказательств, как сделали Курвиц и Ростов, либо стороны договорились в принципе вне системы, как произошло с бывшим продюсером игры — Кауром Кендером. Несмотря на то, что главная тройка, сделавшая Disco Elysium такой самобытной и успешной с оглушительным треском покинула студию, слухи о второй части всё ещё подогреваются полунамёками от ZA/UM. Но все прекрасно понимают, что без идейного Курвица никакой Disco Elysium 2 не выйдет. Максимум качественная подделка с незападающими кнопками и без шуток то тут, то там. А значит и ждать уже нет смысла.
Параллельно всей происходящей драме с разработчиками и студией, неоднократно появлялись новости о том, что студия dj2 Entertainment выкупила права на экранизацию Disco Elysium и даже продала право первичного показа Amazon Prime. К сожалению, до релиза предстоящего сериала ещё очень далеко, потому что комьюнити не показали ни трейлера, ни даже предполагаемой даты возможного выхода адаптации. Последние новости о сотрудничестве студии dj2 с Amazon, успели отгреметь ещё в 2022-м, после чего никаких заявлений не делалось. Возможно, экранизацию фандом всё-таки дождётся, но утверждать, что действительно получится — вряд ли.
Так что в итоге можно сказать об игре спустя пять лет после выхода и три года от последнего обзора от редакции? Ревашоль всё ещё по-своему тих и развален. Игра всё ещё давит на нужные точки, всё ещё сбоит и работает так, как ей надо. Всё ещё выглядит очень красиво и заставляет отпускать себя и своё прошлое ради какого-никакого будущего. Спустя пять лет Disco Elysium возвращается к истокам— к провалу, потому что изначально была неудавшимся романом, не принёсшим ни денег, ни славы. Роберт Курвиц — воплощение собственного творения, потому что весь его путь как главного вдохновителя мира Гаррье Дюбуа начался с долгов и кризиса, а закончился судами и скандалами. Звучит как история типичного ревашольца — очень понятно и предсказуемо.
Возможно, на этом моменте стоит понять, что Disco Elysium 2 просто не могла существовать ни через пять лет, ни через десять — в принципе никогда. Этот самобытный мир просто не создан для коммерции и успешной франшизы, как бы его ни пытались таким сделать. Поэтому сейчас, когда игра наконец-то принята и понята всеми, кто захотел соприкоснуться с её философией, можно просто её отпустить. Перепройти в очередной раз и пойти дальше.