9 августа 2007 года в России состоялась премьера «Звёздной пыли» (Stardust), экранизации одноимённого произведения Нила Геймана с плеядой звезд в главных ролях: Чарли Кокс, Клэр Дейнс, Мишель Пфайффер, Роберт Де Ниро, Марк Стронг и даже Генри Кавилл в небольшой роли. На момент выхода фильм не снискал большого коммерческого успеха, которому слегка не хватило денег, чтобы окупиться, но был высоко оценен критиками и зрителями. Кинокритик Иван Афанасьев, впервые взявшийся за просмотр фильма, оценил, как «Звёздная пыль» смотрится спустя 15 лет. Спойлер: весьма бодро, особенно для фильма, спецэффекты которого сейчас уже кажутся слегка архаичными.
К «Звёздной пыли» лично я пришёл только сейчас — в детстве не любил сказки, а тут, что называется, всё решилось за меня. Оригинальную повесть не читал, каюсь, но слышал, что это забавное, хоть и не слишком выдающееся произведение знаменитого фантаста объёмом в пару сотен страниц. И вполне в стилистике Нила Геймана, довольно хулиганское — с весьма немалым количеством трупов, чёрным юмором и жанровыми перевёртышами в сюжете. Что ж, постановщика выбрали вполне подходящего — Мэттью Вон, до этого прославившийся как продюсер фильмов Гая Ричи и режиссёр не менее дерзкого «Слоёного торта», сам вполне себе аристократических кровей, но при этом достаточно решительный, чтобы после фильма о наркодилере взяться за экранизацию сказки. В которой, впрочем, тоже хватает своих, весьма своеобразных приколов.
И, честно говоря, именно эти приколы фильм и спасают. Вон от души стебётся над традиционным фэнтези, при этом, номинально оставаясь в рамках жанра. Тут есть всё, что необходимо: волшебники, ведьмы, принцессы, принцы и даже каноничный старичок с посохом. Это с одной стороны! С другой же, именно жанровая дерзость вытаскивает уже, в общем-то, не так уж и впечатляющий спецэффектами и постановкой блокбастер, у которых, как правило, не очень большой срок годности, как у любого фастфуда. Здесь же «консервантами», что сохраняют первоначальную свежесть, стали бесконечные выстёбывания жанровых атрибутов: вроде тех же принцев, которые, отправившись в мир иной в борьбе за корону, оказываются призраками, что иронично наблюдают за тем, как их братья повторяют провалившийся подвиг (или стремятся к этому).
Или, допустим, сцена финальной схватки Тристана Торна с телом уже мёртвого принца Септимуса, которым управляет ведьма Ламия при помощи куклы вуду (!). Обычно финальные сражения представляют чем-то таким очень эпическим, когда решается, буквально, судьба всех героев — но вот такие хулиганские выходки, свойственные Вону, высмеявшему позже жанр шпионского триллера в «Кингсмене», фильму очень к лицу. Разрушение штампов при номинальном их соблюдении (ведь все атрибуты классического фэнтези на месте — вплоть до обязательного единорога!) добавляет картине чисто английского обаяния. Я бы даже ввёл такой вот неологизм: это кокни-сказка, которая смотрится так, будто её авторы были слегка пьяны в процессе съёмок. Разумеется, исключительно от самого лучшего английского стаута.
В итоге именно это упорное нежелание следовать общепринятым правилам до конца делает фильм классным и по сей день впечатляющим. Разговор звёздной принцессы (нет, не этой, но, как минимум, они родственные души) с хомячком с признанием любви — это же вообще совершенно гениально и упоительно смешно. И фишка ведь именно в том, что сам жанр хулиганской сказки далеко не новый — как в книгах, так и в кино: как минимум, «Три орешка для Золушки» или, например, ныне подзабытый шедевр «Принцесса-невеста», в котором сказочные штампы сочетались с чисто монтипайтоновским юмором. Последний фильм, кстати, в момент выхода номинально провалился, не собрав двух весьма скромных бюджетов — очевидно, что зритель был не совсем готов к тому, что в традиционном фэнтези есть место юмору и приколам. То же самое, кстати, случилось и с «Пылью» — а могла бы быть франшиза!
Но случился «Шрек» (мы, кстати, о его влиянии уже писали) и стало ясно, что сказки-сказками, а знатно поржать любят все. Мой любимый персонаж, кстати — воздушный пират Шекспир в исполнении Роберта Де Ниро. Мало того, что это ходячее клише на всевозможные штампы о «хозяевах морей», так оно ещё и само себя, буквально, потом развенчивает — уже одно имя чего стоит. И это не говоря о его маленьком тайном секрете — любви к переодеваниям в женскую одежду, за которую, в реальной жизни, команда протащила бы капитана под килем. Но это же сказка — поэтому здесь они принимают своего вожака со всеми его странностями. Ну и не забудем, как в финале он подмигивает самому Супермену и посочувствуем бедняжке Виктории (надо было сразу Тристана выбирать!).
Короче говоря, крутость этого кино вовсе не в сюжете и не в спецэффектах — а в его дерзости, смелости и умению выбить почву из-под ног зрителя. И поэтому даже спустя 15 лет фильм смотрится так же здорово, как и на момент выхода. Как сказал бы один известный русский рэпер — это легендарная пыль.