В конце апреля в калифорнийской Пасадене состоится «Снайдеркон» — локальное мероприятие для фанатов, которое устраивает сам Зак Снайдер. В течение трёх дней режиссёр будет показывать фанатам свои фильмы по вселенной DC, после которых пройдут QA-панели и автограф-сессии. Во время мероприятия Снайдер должен сообщить загадочный анонс о его дальнейших взаимодействиях со студией Warner. Предполагается, что кинематографист объявит о финале этих отношений раз и навсегда. А мы решили вспомнить, с чего начались отношения Зака Снайдера и вселенной DC и какой могла бы быть «Лига справедливости», если бы в Warner не решили сменить курс на полпути.
Возникновение Снайдерверса
Когда Заку Снайдеру предложили снять «Человека из Стали», он думал, что ограничится одним фильмом. Но на случай, если ему доведётся развить заложенные в картине идеи, кинематографист разместил в кадре огромное количество «пасхалок». А вот когда три года спустя режиссёр вернулся для работы над «Бэтменом против Супермена», в его голове уже созрела идея эпической истории из пяти частей.
Если вкратце, задумка Снайдера была такова: Лига справедливости формируется, чтобы отразить угрозу вторжения Степного волка, одного из слуг Дарксайда. Лорд планеты Апоколипс ищет разгадку Уравнения Анти-Жизни, и когда находит, ему удаётся подчинить своей воле Супермена и большую часть населения Земли. Бэтмен и уцелевшие члены Лиги уходят в подполье и пять лет сопротивляются режиму Дарксайда. Земля за это время превращается в выжженную постапокалиптическую пустошь, населённую ордами парадемонов. В итоге герои отправляют Флэша назад в прошлое, и ему удаётся его изменить. Дарксайд всё равно вторгается на Землю, но на этот раз герои дают отпор.
Уже в «Бэтмене против Супермена» Снайдер поместил два намека на дальнейшее развитие сюжета: сначала Бэтмен видит кошмар о постапокалиптической планете, где ему предстоит столкнуться с Суперменом, а затем Флэш из будущего пытается предупредить Брюса, но понимает, что прилетел слишком рано.
Откуда мы знаем планы Снайдера
Хотя Снайдеру так и не довелось реализовать своё видение «Лиги справедливости» до конца, мы довольно хорошо представляем себе дальнейшее развитие истории. За годы, прошедшие с ухода Зака с поста режиссёра, он неоднократно рассказывал весь сюжет в интервью. А в марте 2021 года в Далласе открылась выставка The Dreamscape of Zack Snyder's Justice League, на которой помимо прочих экспонатов были выставлены 12 досок, на которых был подробно расписан сюжет второй и третьей частей «Лиги».
Герои едины
Второй фильм начинается с жуткого природного катаклизма. Действуя как единое целое, Лига справедливости спасает жизни. Но окружающий мир далёк от единства, и герои становятся изгоями. Супергерои возвращаются к прежним жизням и пытаются залечить старые травмы. Лишь Бэтмен остаётся в своей пещере, наедине с новыми ранами — между ним и Лоис Лэйн ощущается напряжение. Бэтмен чувствует, что Лоис что-то скрывает.
Супермен тоже это чувствует и спрашивает у Лоис, когда она собирается ему рассказать. «Рассказать что, Кларк?», — пугается девушка. «Я чувствую второе сердцебиение, — улыбается Человек из Стали. — Но тебе не следует больше называть меня этим именем. Весь мир считает Кларка Кента мёртвым».
Диана и Меналипа (амазонка, что предупредила Чудо-женщину о вторжении Степного волка) ищут способ вернуться на Темискиру. Они решают, что Диана должна применить на себе Лассо Истины. Поначалу девушку одолевают приятные видения: впервые за сто лет Диана видит мать и родной дом. Но затем сгущается мрак, Чудо-женщина видит себя богиней войны, сражающейся с Суперменом. Когда воительница убивает Человека из Стали, Диана кричит от боли, и Меналипа освобождает подругу от Лассо. Но дело сделано: Чудо-женщина вспомнила путь домой.
В Централ-Сити Барри Аллен выступает на слушании. С помощью Киборга, Айрис Уэст и целой команды юристов из «Уэйн Энтерпрайзес» он собрал достаточно доказательств, чтобы убедить суд заново открыть дело его отца.
Под водой Аквамен и Мера сражаются с воинами последнего из Семи Королевств — Королевства Невидимых. Артур побеждает его правителя в бою и пригвождает ко дну трезубцем, но король отказывается присоединиться к союзу остальных королевств. Разочарованный Артур уходит прочь.
Киборг помогает прокачать бэт-пещеру. Оглядываясь по сторонам, он спрашивает у Альфреда: «Почему его никогда не бывает дома?» Верный дворецкий отвечает: «Потому что тогда ему придётся столкнуться с самим собой».
Лига Лекса Лютора
Тем временем Лекс Лютор начинает собирать собственную команду. В джунглях Амазонки он находит Изабель Мару, известную также как Доктор Яд (второстепенная злодейка из фильма «Чудо-женщина»). Она всё ещё жива, проводит над собой эксперименты и испытывает новые химические вещества на подопытных. Десятилетиями она собирает любую информацию о Чудо-женщине. Лекс привлекает её на свою сторону, обещая шанс отомстить. Затем в пустыне Атакама он освобождает из тюрьмы врагов Аквамена Орма и Чёрную Манту.
Бэтмен идёт по следу Лютора. В канадской глуши он находит Загадочника. Преступник выглядит плохо: он явно не спал несколько недель, у него длинная нечёсаная борода и грязь под ногтями, он исписал все стены убежища загадочными символами. «Лютор задал вопрос, и я был обязан найти ответ», — поясняет он. Оказывается, Лекс поручил ему решить уравнение Анти-Жизни — загадку самого существования — и Загадочник справился с поставленной задачей, после чего его жизнь лишилась всякого смысла. Злодей прислоняет к виску пистолет и со словами «Пора решить последнюю загадку!» вышибает себе мозги.
Лоис тоже ищет Лекса. Обнаружив в бразильских джунглях логово доктора Мару, журналистка меняется в лице. Она понимает, с кем столкнулась и чего добивается Лекс — он собирает собственную команду злодеев.
Воссоединение с семьями
- Диана и Меналипа находят дорогу в Темискиру. Чудо-женщина страшится реакции матери, но Ипполита вне себя от счастья и объявляет большой праздник: её дочь вернулась домой.
- Аквамен и Мера находят способ привлечь на свою сторону последнее королевство. Впервые с момента затопления Атлантида едина.
- Барри Аллен впервые с детства видит отца не в тюремной комнате для свиданий.
Бэтмен возвращается в Готэм. Смерть Загадочника потрясла его до глубины души. Лоис тоже возвращается домой. Она говорит Супермену, что готова смириться с тем, что Кларка больше нет. Но и она просит его также смириться с тем, что девушка не готова отказаться от охоты на Лекса. Генерал Суэнвик сообщает Лоис, что Лютор заполучил три материнских куба, могущественных артефакта внеземного происхождения.
Лекс тем временем активирует кубы. Он хочет уничтожить Лигу справедливости и, заполучив силу Анти-Жизни, обрести власть над всей жизнью на Земле. Но неожиданно прямо перед ним открывается телепорт, из которого выходят слуги Дарксайда. Правитель Апоколипса присваивает Анти-Жизнь себе.
Бэтмен и Лоис
Бэтмен, Супермен и Лоис узнают о появлении Дарксайда. «Это битва богов, — предостерегает друга Человек из Стали и оставляет Бэтмена в пещере присматривать за Лоис. — Она — всё для меня. Защити её».
После его отлёта Бэтмен и Лоис начинают спорить и вываливают на зрителей откровение. Оказывается, после смерти Супермена Лоис Лейн нашла утешение в объятиях Брюса Уэйна, и их отношения быстро перешли в горизонтальную плоскость. Бэтмен знает о беременности, но Лоис пресекает все дальнейшие попытки Брюса продолжить разговор решительным «Это не твой сын». Затем журналистка пытается рассказать Бэтмену о планах Лекса, но Тёмный рыцарь её уже не слушает…
Лекс говорит Дарксайду, что с помощью Анти-Жизни у того хватит сил убить Супермена. «Я не хочу его убивать, — возражает бог зла, — я хочу его подчинить». «Девушка, — услужливо подсказывает Лютор. — Она — способ сломить его дух».
Подлетевший в этот момент Супермен прерывает беседу смачным хуком слева, но Дарксайд не в настроении продолжать разговор. Он телепортируется в бэт-пещеру. Убежище начинает рушиться, отсекая Бэтмена от той, кого он должен защищать. Человек из Стали на всех парах спешит обратно, но его скорости не хватает. Супермен прилетает как раз вовремя, чтобы увидеть, как Дарксайд с помощью Омега-лучей обращает любовь всей его жизни в прах.
Злодеи наносят ответный удар
Смерть Лоис ломает Супермена. Он бросается на противника, но Дарксайд с помощью Анти-Жизни порабощает его разум. Бэтмен в ужасе наблюдает, как Кларк переходит на сторону зла.
Тем временем союзники Лекса наносят свои удары:
- На Темискире доктор Мару выпускает новый смертельный газ, который убивает всех амазонок. Диана умирает на руках матери. Мару и сама расстаётся с жизнью, но уходит с безумной улыбкой на губах.
- В Атлантиде Орм и Чёрная Манта прерывают коронацию Артура. Злодеи убивают Аквамена, Мере чудом удаётся спастись.
- В Централ-Сити Леонард Снарт нападает на Флэша с помощью нового оружия, любезно предоставленного Лютером. Киборг заслоняет собой друга, и выстрел уничтожает нижнюю половину его тела.
Человек из Стали обращается против своего друга, и Тёмный рыцарь еле уносит ноги. Лекс думает, что победил, но оказывается лицом к лицу со своим злейшим врагом. Супермен смотрит на Лютора горящими красными глазами… а затем поджигает его. Пока Лекс вопит и сгорает в жутких муках, мир вокруг окрашивается красным.
Пять лет спустя…
Над пустыней пылает солнце. Вдали вздымаются полуразрушенные готические шпили. Некогда там располагался Готэм. Теперь город, как и вся остальная планета, принадлежит Дарксайду.
Из-за дюн появляется потрёпанный отряд. Возглавляет его Бэтмен — он одет в тот самый костюм, что мы видели в «Бэтмене против Супермена». Следом Флэш тащит то, что осталось от Киборга. За ними идут остальные повстанцы. Бэтмен поторапливает людей: им нужно до заката добраться до стен поместья Уэйнов, потому что ночью придёт он…
Конец первой части
Возвращение Зелёного фонаря
Зелёный фонарь (какой именно — не уточняется, Снайдер надеялся на возвращение Райана Рейнольдса) возвращается на Землю и пытается связаться хоть с кем-нибудь, но в ответ слышит лишь помехи. Его корабль терпит крушение. Вдруг снаружи слышится какой-то шум, и в люке появляется знакомый силуэт — Бэтмен.
Тёмный рыцарь защищает корабль от полчищ парадемонов. Бок о бок с ним сражаются Флэш и Дэдшот из «Отряда самоубийц» — Анти-Жизнь подчинила разум его дочери. Спидстер спасает Бэтмена, но затем его едва не разрывают на части парадемоны. В последний момент его выручает Фонарь — так начинается культовая по комиксам дружба.
Он рассказывает, кто такой и кем был. Его корпус почти уничтожен, и Фонарь прибывает на Землю в поисках пропавшего напарника. Армии Дарксайда маршируют по всей галактике. В созвездии Большой Медведицы погасли две звезды. Бэтмен говорит, что из-за случившегося на Земле могут погаснуть все звёзды.
Последняя вечеря Лиги справедливости
Солнце клонится к закату. Бэтмен торопит остальных: нужно возвращаться на базу, расположенную под развалинами поместья Уэйнов. На подходе героев встречает Мера. Она несёт на плечах трезубец Аквамена словно коромысло: с каждого конца свисает по ведру. Чтобы найти пригодную для питья воду, ей пришлось уйти далеко от лагеря.
У героев есть план как остановить Дарксайда. Киборг работает над Космической Мельницей — устройством, способным забросить Флэша в прошлое. Однако чтобы всё прошло удачно, прыжок нужно осуществить в тот же самый день и час, что и в тот момент, куда прыгает путешественник во времени, иначе можно очутиться внутри скалы или в вакууме.
Для запуска Мельницы требуется материнский куб. И теперь герои знают, где его взять. Проблема в том, что украв куб, повстанцы неизбежно привлекут внимание Супермена. Но дальше откладывать некуда — нужный день наступит уже завтра, в противном случае ждать следующей даты придётся целый год.
У Барри будет всего 10-15 секунд прежде чем его разорвёт на части. Все герои соглашаются, что нужно произнести что-то простое, например, «Ты должен остановить Лекса». Но когда остальные расходятся, Бэтмен отводит Флэша в сторонку и говорит, что это не сработает.
«Лоис была для Супермена всем, а я сломал эту связь», — признаётся Брюс, а затем шепчет что-то Барри на ухо. Глаза Аллена округляются. «Быть не может!», — восклицает он. «Скажи мне это, и всё изменится», — заверяет Тёмный рыцарь.
Миссия
Герои отправляются в путь на рассвете. Забравшись в бэтмобиль, словно угнанный у Безумного Макса, Бэтмен, Фонарь, Дэдшот и Мера вламываются в бывшую церковь, в которой управляемые Анти-Жизнью люди поклоняются кубу.
Тем временем Киборг и Флэш готовятся к прыжку. Виктор напоминает, что у Барри будет всего 15 секунд, после чего он умрёт, но это не имеет значения. Если миссия Флэша обернётся успехом, ничего из этого не произойдёт.
Бэтмен и остальные крадут куб и на всех парах мчатся обратно, но их нагоняет Супермен. Начинается резня.
Множество смертей Лиги справедливости
- Дэдшот пытается снять Супермена криптонитовой пулей, но Человек из Стали уклоняется. Он пролетает сквозь башню, где засел стрелок, и убивает его. «Надеюсь, это спасёт мою дочь», — успевает произнести Дэдшот перед смертью.
- Фонарь обрушивает на Супермена свою силу, но Человек из Стали взрывает кольцо лучами из глаз. Взрывом Фонарю отрывает руку.
- Мера пытается извлечь из Супермена всю воду. Тот просто сокрушает её.
- Киборг успевает запустить машину. В следующий миг Супермен хватает его и зашвыривает в толпу парадемонов, которые разрывают Виктора на куски.
Флэш устремляется к машине. Между ним и Суперменом только вооружённый копьём с криптонитовым наконечником Бэтмен. Человек из Стали насаживает Тёмного рыцаря на его же оружие, а затем настигает Барри… в тот самый момент, как он переносится во времени.
Флэш несётся назад в прошлое… и попадает в бэт-пещеру перед самым финалом второй «Лиги справедливости». Бэтмен и Лоис как раз спорят. «Это не твой сын!», — гневно восклицает девушка и выходит из комнаты. Тут из будущего выскакивает Флэш. Он успевает произнести лишь одну фразу: «Лоис солгала! Это твой ребёнок!», но этого достаточно.
Лоис возвращается и пытается предупредить Брюса о планах Лютора, и на этот раз он к ней прислушивается. Работая сообща, они раскрывают план Лекса по нападению на Лигу. И в этот момент в пещеру телепортируется Дарксайд. Бэтмен снова оказывается отрезан от Лоис, но в этот раз он не медлит ни секунды. Он разбивает разделяющее их стекло и заслоняет собой Лоис как раз в тот момент, когда Дарксайд пытается поджарить девушку Омега-лучами. Бэтмен серьёзно пострадал, но он жив! Появляется Супермен. Увидев раненого друга, он заводится ещё сильнее. Правитель Апоколипса предпочитает отступить.
Лоис просит Супермена предупредить остальных. Человек из Стали успевает спасти амазонок, Аквамена и Киборга. Бэтмен смертельно ранен, но не собирается отсиживаться в стороне. «Знаешь, я бы мог выбраться из пещеры и прожить свою жизнь с тобой», — говорит он Лоис на прощанье и отправляется в бой.
Я/Мы — Лига справедливости
Дарксайд начинает полномасштабное вторжение на Землю. Лиге справедливости не справиться с ним в одиночку, но им и не нужно сражаться одним. Весь мир людей объединяется под предводительством Супермена. Диана и её мать ведут на битву войско амазонок. Аквамен говорит правителям Семи королевств, что есть и восьмое царство, мир на поверхности, и они должны быть союзниками, а не врагами. Воины Семи королевств выходят на сушу и вступают в бой.
Как и в древности, против завоевателя выступает союз людей, амазонок и атлантов. А затем к битве присоединяется и корпус Зелёных фонарей. Впервые в истории вселенная DC объединяется в таких масштабах и спасает мир.
Флэш теперь двигается так быстро, что может оказаться в двух местах одновременно. Он в одиночку справляется с целой армией. Киборг захватывает контроль над оставшимися кубами и уничтожает их, существенно ослабляя Дарксайда. Но не обходится и без жертв. В бою гибнет мать Дианы Ипполита. А Бэтмен жертвует собой, чтобы окончательно одолеть правителя Апоколипса.
Последствия
- Диана становится новой королевой Темискиры. Амазонки выходят из изоляции и воссоединяются с остальным миром. При помощи своего племени Диане удаётся объединить все расы Земли.
- Семь королевств признают Артура своим истинным правителем. Скептицизм к его человеческому происхождению сменяется восхищением.
- Киборг становится богом Цифровой эпохи. Он может изменять себя и снова выглядит как человек.
- Лоис скорбит по Брюсу. Она признаётся, что Бэтмен — отец ребёнка, но Супермен уже это знает. Возможно, всегда знал, но для него это не имеет значения. Он обнимает Лоис. У него снова есть повод быть Кларком Кентом.
Двадцать лет спустя
В Готэме возводят мемориал в честь Бэтмена и его жертвы. Комиссар Барбара Гордон интересуется у Лоис Кент, собирается ли она раскрыть сыну правду. Лоис приводит сына в бэт-пещеру и рассказывает, кем был его настоящий отец.
Наступает ночь. Впервые за двадцать лет в Готэме снова крепнет преступность, и город нуждается в защитнике. И вот в лунном свете проступают очертания знакомой фигуры. Это новый Бэтмен, настоящий сын своего отца.
Конец
Оборвавшийся взлёт
Студия Warner Bros. изначально задумывала киновселенную DC как более серьёзное и мрачное место по сравнению с комедийными и развлекательными фильмами Marvel. Однако если главный архитектор MCU Кевин Файги выстраивал свою вселенную по кирпичикам в течение нескольких лет, боссы Warner поставили перед Снайдером задачу «догнать и перегнать» конкурента всего за пару фильмов.
«Бэтмен против Супермена» не только должен был столкнуть лбами двух величайших героев DC, но и заложить фундамент для всей будущей киновселенной. Подобную историю сложно рассказать в рамках двух часов, поэтому первоначальный хронометраж картины получился сильно больше. И тогда в Warner решили сократить продолжительность фильма, причем под нож пошли не дорогостоящие экшен-сцены, а обрамляющие их сюжетные эпизоды, которые объясняли бы творящийся на экране хаос.
«Студия просто потребовала вырезать из фильма 30 минут сюжета, — сетует сценарист картины Крис Террио. — Но если выкинуть из фильма полчаса, от него же ничего не останется. Критики будут ругать сценарий, потому что повествование лишится последовательности, а герои — внятных мотивов своих поступков».
Корректировка курса
Нельзя сказать, что «Бэтмен против Супермена» провалился в прокате — картина лишь самую малость не добралась до отметки в 900 миллионов долларов. Но сборы могли быть и повыше, а критики не оставили от фильма камня на камне. И каким-то образом боссы Warner решили, что виной тому излишняя серьёзность и мрачность повествования. И хотя идея мрачной «Лиги справедливости» существовала ещё до появления Снайдера и Террио, именно их назначили «козлами отпущения».
До начала съёмок «Лиги справедливости» оставалось меньше месяца, но студия решила начать корректировку курса. Снайдер и Террио были вынуждены полностью переписать сценарий и сделать его более легкомысленным, но студию это не удовлетворило. Съёмки «Лиги» сопровождались постоянным потоком запретов, меморандумов и заметок, доводивших Снайдера до белого каления. «В основном все замечания к руководству сводились к следующему: “А где шутки? Почему вы не делаете так, как мы вам говорим? Зачем вам сдался Марсианский Охотник. Нам нужна комедия, а он нам не кажется смешным”», — вспоминал впоследствии режиссёр.
На стадии пост-продакшена Снайдер покинул проект. По официальной версии — из-за произошедшего с дочерью и желания побыть с семьёй, но в более поздних интервью режиссёр намекал, что многочисленные споры со студией отбили у него всякое желание продолжать борьбу — Зак явно понимал, что в любом случае ему уже не позволят полностью реализовать своё видение.
Уидон-крушитель
На момент ухода Снайдера съёмки «Лиги» были закончены, вовсю кипела работа над спецэффектами. Приглашённому на замену Джоссу Уидону, создателю «Баффи» и «Светлячка» и режиссёру первых двух «Мстителей» достаточно было просто довести процесс до конца и в лучшем случае переснять или доснять несколько сцен.
Однако Уидон, по всей видимости, с благословения студии, переснял и изменил большую часть фильма. Основные изменения заключаются в следующем:
- Из фильма удалены все упоминания Анти-Жизни, Дарксайда и постапокалиптического будущего
- Из фильма почти полностью вырезана предистория Аквамена, Флэша и Киборга, причём последний максимально задвинут в сторону.
- Сюжетные линии ряда второстепенных персонажей вырезаны полностью.
- Шутеек в кадре стало гораздо больше.
«Когда у нас забрали фильм, у меня сложилось впечатление, что студия велела любой ценой ужать хронометраж до двух часов, сделать цвета ярче и добавить смешных шуточек из ситкома, — рассказывает Террио. — Но от “Лиги” требовалось ввести в повествование трёх центральный персонажей, заложить основу для всей будущей киновселенной DC и воскресить Супермена. Я просто не представляю, как можно было уместить всё это в двухчасовой хронометраж».
Террио рассказывает, что после ухода Снайдера он потерял всякое представление о происходящем с фильмом. Уидон не выразил никакого желания встречаться с ним, и Террио увидел итоговый результат лишь за пару недель до премьеры «Лиги». «Я вышел с просмотра и немедленно связался с моим юристом чтобы выяснить, есть ли какая-то возможность убрать моё имя из титров — настолько сильно они изменили, вандализировали моё творение, — жалуется сценарист. — Убрать имя из титров не удалось, но больше я “Лигу” никогда не смотрел».
Версия Снайдера
Смена курса и попытка «осветлить фильм» убили вселенную DC на корню. Кинотеатральная версия «Лиги справедливости» выглядит как монстр Франкенштейна, которого отчаянно пытались сшить из двух максимально непохожих частей.
Спустя четыре года после премьеры Снайдеру довелось обнародовать свою версию «Лиги» — и история появления «версии Снайдера» заслуживает отдельного материала. Но эта версия местами отличается от изначальной задумки — в частности, Снайдер полностью переснял концовку. В изначальной версии сценария Бэтмен в сцене после титров общается с Зелёным фонарём, но в итоге Брюс встречает Марсианского охотника.
В изначальной версии сценария в постапокалиптическом отряде Бэтмена присутствует Дэдшот, но в итоге режиссёр специально заменил их на Джокера и Дефстроука. Причину замены Снайдер объяснил весьма просто: «Мне показалось странным, что в нашей версии вселенной DC были и Бэтмен, и Джокер, но они никогда не встречались».
Если бы изначальный план Снайдера был реализован до конца, мы бы сейчас уже посмотрели третью «Лигу справедливости». И наверняка отдельные моменты вроде романа Бэтмена и Лоис привели бы фанатов в бешенство. Некоторые сюжетные ходы прямо намекают на сходство с третьими и четвёртыми «Мстителями», но едва ли это вышло намеренно — сюжетные линии обоих фильмов писались и продумывались примерно в одно время. Но в любом случае это было бы ярко, зрелищно и очень пафосно и явно лучше той альтернативы, которую студия Warner в итоге сняла за эти годы — никакой.
Обложка: dorisovala