Yakuza — это криминальная драма с примесью комедии о якудзе. В последние пять лет серия набрала большую популярность. Начиная с седьмой части игры начали переводить на русский язык, а в прошлом году по ней даже вышел одноимённый сериал на Amazon Prime. И вот на днях по франшизе вышло необычное ответвление — Like A Dragon: Pirate Yakuza in Hawaii. Оно рассказывает о персонаже Горо Мадзима, члене якудза и по совместительству главный мем игр. В cпин-оффе он, потеряв память, становится главой банды пиратов и отправляется в приключение на собственном корабле. Если вам показалось, что сеттинг спин-оффа в контексте основной серии кажется странным и неуместным, то вы плохо знакомы с Yakuza. О других странных ответвлениях в нашей статье.
Почему Like A Dragon, а не Yakuza? Дело в том, что японское название игры Ryū Ga Gotoku переводится как «Подобно дракону». При адаптации на английский издатель SEGA посчитал, что зарубежные игроки не станут покупать проект с таким и адаптировал его до простого Yakuza. И лишь к седьмой части серию решили плавно переименовать, назвав её Yakuza: Like A Dragon. С этих пор все новые части и спин-оффы франшизы выходят под оригинальным, японским заголовком.
Исторический фанфик, Ryū Ga Gotoku: Kenzan!
Ryū Ga Gotoku: Kenzan! вышла в Японии в 2008 году. Это первая игра в серии, вышедшая на PlayStation 3. В основной серии сюжетные рамки упираются в конец XI века и начало XXI, в своём новом проекте студия решила отойти чуть дальше. Это история в сеттинге Феодальной Японии, а если точнее — в 1605 году, в период Эдо, когда никакой якудзы ещё не существовало вовсе.
История повествует о фехтовальщике Кирю Кадзуманоске. К нему приходит маленькая девочка Харука и просит устранить человека по имени Миямото Мусаси, убившего её родителей. Герой соглашается, но у ребёнка нет денег, из-за чего она продаёт себя в рабство. Загвоздка в том, что Кирю Кадзуманоске — это псевдоним и заказанный девочкой человек и есть главный герой. Но убийство он не совершал, кто же взял себе его имя?
Что необычно в этой истории, так это имя главного героя. Во-первых, Кирю Кадзуманоске — это немного изменённое имя протагониста основной серии Like A Dragon Кирю Кадзума, выглядят они тоже одинаково. Во-вторых, Миямото Мусаси — реальная историческая личность, один из самых знаменитых фехтовальщиков Японии под прозвищем «Святой меч». Он открыл искусство боя на двух мечах. Антагонист в игре тоже прототип реального человека, который проиграл Мусаси в дуэли — Сасаки Кадзиро.


При этом сюжет в Kenzan! не имеет ничего общего с реальной историей Японии. По сути всё, что в ней происходит, — не более чем фанфик на тему «А почему Миямото решил устроить дуэль с Кадзиро?»
Геймплейно игра опирается на основные части Like A Dragon, но если Кадзума орудует кулаками, то Кадзуманоске в сражениях использует клинки, среди которых катаны, вакидзаси и двуручные мечи. То есть, основная серия по жанру Beat’em Up, а ответвление скорее Hack’n Slash. При исследовании открытого мира на игрока будут иногда нападать противники, для победы над которыми придётся использовать и окружение, и собственное оружие. Как и свой прототип, Кирю может сражаться двумя клинками сразу. При этом открывать новые навыки придётся, тренируясь в додзё и проходя мини-игры.
Кроме этого, в Kenzan! есть система Heat Action, тоже перешедшая из основной серии. Набрав шкалу, игрок может активировать приём, наносящий высокий урон и приправленный красивой кат-сценой, в которой иногда будет появляться QTE. Какой приём Кирю использует, зависит от выбранного оружия или ближайшего окружения.


Мини-игры — одни из ключевых элементов в серии. Среди них в Kenzan! есть, например, традиционные игры с гейшей вроде Kompira FuneFune на реакцию, в которой хозяйка вечера и её гость по очереди и в ритм песни должны класть ладонь на перевёрнутую чашку. Оба игрока могут украсть чашку, в таком случае второй должен положить на стол кулак. Проиграет тот, кто первый положит кулак на чашку или ладонь на стол.
Кроме развлечений с гейшей, есть традиционный японский покер под названием кой-кой, японские шахматы сёги и самая сложная мини-игра по медитации, в которой игрок должен НЕ ДУМАТЬ О ЖЕНЩИНАХ. И это только малое их количество, мини-игр гораздо больше — все не упомянуть.
К сожалению Kenzan! вышла исключительно на PS3 и только на японском языке, из-за чего самое главное в Like A Dragon, сюжет и побочки — большинству игроков недоступны.
Вторая попытка в феодальный сеттинг, Ryū Ga Gotoku: Ishin!
Ryū Ga Gotoku: Ishin!, вышедшая в 2014 году, продолжает тематику прошлого спин-оффа, но уходит в иные временные рамки. Теперь события происходят в 1860-х в период Бакумацу, смутного времени Японии. Он знаменуется крахом политики самоизоляции государства от внешнего мира. США, принудив Японию к миру, подписала с ними кабальные соглашения, которые позже были подписаны и с Россией, Францией, Британией. Всё это привело к экономическому краху Японии и позже к гражданской войне между Сёгунатом и сторонниками императора.
Небольшой исторический экскурс дан неспроста. Ishin!, в отличие от своего предшественника, не просто берёт за основу историческую личность — она создаёт историю, основанную на реальных событиях. Каждый персонаж базируется на реальном человеке, больше никаких псевдонимов, у всех реальные имена. При этом героям оставили лица и голоса из основной серии, либо для фансервиса, либо из экономии.
По сюжету главный герой, Сакамото Рёма, приверженец партии «Лоялисты Тоса», выступающей за восстановление императорской власти. Вместе со своим братом Такечи Ханпейта и приёмным отцом Йошида Тоё они решают захватить замок Сёгуна, но всё идёт не по плану. Неизвестное лицо убивает Тоё и побеждает протагониста. В этот момент он уходит в бега, становится ронином (самураем без господина) и делает целью своей жизни найти виновника и отомстить. Позже он возьмёт себе псевдоним Сайто Хаджиме и под прикрытием вступит в элитную полицию сёгуна (в яп. Шинсенгуми), чтобы выследить убийцу своего отца. Небольшой спойлер: убийцей в игре окажется тот же человек, что и в реальной жизни.


Оригинальная Like A Dragon: Ishin! не выходила за пределами Японии, но в 2023 году у игры вышел ремейк на английском языке. Для иностранцев в неё добавили глоссарий с определением всех должностей, названий кланов и государств. Он появляется как дополнительная опция в кат-сценах.
В проекте много откровенно смешных побочных историй, они встречаются по мере путешествия по открытому миру игры. Крайне советую не идти напролом к сюжету, а попробовать пройти хотя бы несколько из них. Тем более, что за это игрока наградят.
Ishin! создаёт много откровенно абсурдных ситуаций. Например, Рёма, случайно подслушав чужую ссору, может подойти к девушке на улице спросить, что случилось. И тут же попадёт в ловушку, ведь эта дама — болтушка с незакрывающимся ртом. И мало того, так после своего огромного монолога она устроит Сакамото опрос по своей истории. И его нужно будет пройти. Если справиться с этой неумолимо долгой историей, самурая вознаградят золотой печатью, необходимой для крафта предметов.
И на этом всё. Это весь квест. И истории про других людей выполнены в том же стиле — что в номерных частях серии, что здесь. Пик абсурда — ситуация, в которой герой, пытаясь завязать сандалю прямо посреди дороги, случайно запуляет её в прохожего, а другой человек за ним, спотыкается и отключается. И оба они несли посылку, в одной из которой был темаки с лососем, а в другой — револьвер, и их случайно путают. Теперь Рёме нужно вернуть посылки обратно.

Геймплей в игре такой же, только в отличие от Мусаси Сакамото не владеет техникой двух мечей. Зато хорошо обращается с револьверами, из-за чего в боёвке появляется три стиля: только револьвер, револьвер в паре с катаной и только катана. Первый стиль, очевидно, хорошо подходит на дистанции, второй из всех стилей самый быстрый в использовании, позволяет лавировать между противниками и наносить большое количество ударов, но наносит малый урон, третий стиль медленнее остальных, но хорошо подходит на боссах, где манёвренность важна меньше, чем высокий урон.
Кроме этого в игре появились механики карт. Можно собрать себе в инвентарь по три карты, которые могут, например, отхилить. Или выпустить заминированную курицу прямо на противников. Эффективная боевая тактика, что тут ещё сказать! Ну и, конечно, получив легендарную карту медведя, Рёма Сакамото сможет достать его, видимо, прямо из своего кимоно. Получить карты можно, выполняя побочные истории. Ну и, естественно, в Ishin всё ещё есть Heat Action, это ключевая механика во всей серии.
С мини-играми в Ishin снова не подвели, новый герой опять должен пытаться не думать о женщине в небольшом Bullet Hell сегменте, в котором Рёма в одних трусах стреляет по грязным мыслям.

Кроме этого в Ishin можно поиграть с гейшей в камень-ножницы-бумага на раздевание, посоревноваться с ней же в том, кто выпьет больше саке. Появились танцы, караоке, ставки на куриных бегах, можно поторговать удоном и много чем ещё. Активностей много, все занятные, буквально по интересу на каждого. Это хорошая игра, которая стоит внимания не меньше, чем номерные части про Кадзума Кирю и, начиная с седьмой, Касуга Ичибана.
Если вот так обзорно смотреть на спин-оффы Kenzan! и Ishin!, то они, может, и смотрятся не совсем уместно в серии, посвящённой войнам японской мафии, но не то что прямо странно. Да, в серии есть куда более логичное ответвление Judgement, детективная история про полицейского, расследующего дело о маньяке, но в целом части про Феодальную Японию — это серьёзные и не менее драматичные игры. В отличие от Dead Souls, шутера про ЗОМБИ-ЯКУДЗА.
Внезапно зомби-шутер, Yakuza: Dead Souls.
Yakuza: Dead Souls продолжает историю Yakuza 4 и даже сюжетно работает таким же образом. Обе поделены на четыре части, в каждой из которых ты играешь за нового протагониста. Все герои зомби-ответвления уже появлялись в прошлых частях: Шун Акияма, новый персонаж прошлой части, владеющий фирмой по кредитованию без процентов, Горо Мадзима, член якудза и глава семьи Мадзима, Рюдзи Года, антагонист второй части, и, собственно, главный герой серии, Кирю Кадзума.

Сюжет в игре присутствует лишь условно. Он нужен только чтобы оправдать все действия героев. Например, протагонист серии Кирю приезжает в город Камурочо, в котором произошла вспышка зомби-вируса, чтобы спасти свою приёмную дочь Харуку, Шун сначала пытается выбраться из города, а потом идёт спасать свою секретаршу Хану. Так, он узнаёт, что вспышка вируса случилась не спонтанно и за ней кто-то стоит. Мадзима и Рюдзи в сюжете нужны только как фон, который будет творить безумие и треш. Первый отбивает гранаты прямо в рот огромному зомби-монстру, а у второго вообще вместо руки по какой-то причине пулемёт — словом, экшен ради экшена и чистый би-муви. Забавно, что в последней игре серии, Like A Dragon 8: Infinite Wealth, Кирю заявит, будто ему снились события из Dead Souls и Kenzan!, то есть, разработчики обозначили сюжет как сон собаки.
Интересно, что в этом ответвлении разработчики решили сделать шутер. Ryū Ga Gotoku Studio до этого никогда не выпускали игр в этом жанре. Для первого раза получилось чересчур плохо: кривое управление, неудобная стрельба, так игра ещё и откровенно тормозит. В ней есть прокачка, за которую можно открывать скиллы, например, купить возможность автонаведения с близкого расстояния, которое при этом нормально не работает. В Dead Souls много видов оружия: пистолеты, винтовки, снайперки. Но из всего выбора полезен только пулемёт, который ещё и стоит недорого. В игре всё ещё есть Heat Action, его адаптировали под шутерные механики. Работают также — при выполнении необходимых условий персонаж может взорвать какой-то объект и нанести большой урон по противнику.


С точки зрения левел-дизайна игра тоже работает плохо. Камурочо, основное место действия всех частей Like A Dragon с 0, по 6 часть, просто не предназначено под стрельбу. Это узкие коридорные улочки, в которых можно было сделать небольшую арену для рукопашных схваток, но никак не место, в котором будет находиться с десяток зомби разных типов.
В Камурочо навели карантин, поэтому у города остались безопасные зоны. Совсем без мини-игр не обошлось и в этой части. Караоке, казино, боулинг, дартс, теннис. Так что в перерывах будет чем себя занять.
Есть ощущение, что Ryū Ga Gotoku studio делали этот спин-офф, целясь чисто на западную аудиторию. В первую очередь такая мысль возникает потому что это первое ответвление, вышедшее на западе вообще. К сожалению, получив низкие оценки, издатель проекта SEGA сделал странный вывод, что это не игра плохая, а просто за пределами Японии франшиза не интересна. Поэтому следующую игру во всём мире пришлось ждать на три года дольше.
Итог
Like A Dragon — по-своему удивительная серия. То, как ей удаётся совмещать драму с комедией и откровенным безумием, делает франшизу не похожей на другие. Не в каждой игре можно перейти от трагичной сцены убийства одного из ключевых персонажей сюжета к месту сбора фетишистов, притворяющихся младенцами. И это же безумие распространяется и на ответвления, которые, хоть и не всегда удачные, но как минимум интересны к ознакомлению. Поэтому такой странный и откровенно неподходящий на первый взгляд серии пиратский сеттинг, на деле идеально ей подходит. Ведь главное не то, о чём Like A Dragon, главное — тот шарм, который Ryū Ga Gotoku studio в ней оставит.
