Криминальный экшен-боевик «Гнев человеческий» (Wrath of Man) от режиссёра Гая Ричи и с Джейсоном Стейтемом в главной роли в российском кинопрокате стартует с 22 апреля. Алексею Абанину уже удалось сходить на пресс-показ, поэтому он спешит поделиться свежими эмоциями и переживаниями.
В начале 2020 года в широкий кинопрокат вышел боевик «Джентльмены». Большинство кинокритиков и зрителей кричало тогда о том, что Гай Ричи после второсортной адаптации «Аладдина» и не цепляющего «Меча короля Артура» наконец вернулся к истокам — тому самому стилю независимых комедийных криминальных боевиков с сумасшедшим ритмом и новаторским для этого жанра монтажом. В «Джентльменах» было все, как мы любим: длинные обворожительные диалоги с локальными акцентами, море часто внезапной крови и запутанная история, связующая остроумных героев.
«Джентльмены» смогли фактически встать в один ряд (или хотя бы постоять рядышком) с самыми первыми картинами Гая Ричи: «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш». Фанаты творчества британского режиссёра и сценариста были в восторге. И только представьте, какое же у них было счастье вскоре услышать новость о том, что следующий фильм будет ещё и с Джейсоном Стейтемом (Стэйтемом/Стэтхэмом — называйте, как хотите) — тем самым актёром, которому путёвку в жизнь и выписал Ричи, откопав его на задворках уличной торговли и предложив роль сначала в «Картах», а потом и в «Куше». И вот оно — легендарный дуэт возвращается спустя 15 лет (отсчёт идет от фильма «Револьвер»), чтобы снова творить сумасшедшую дичь на экранах. И это не моя личная ностальгическая радость: на «Кинопоиске», например, это один из самых ожидаемых фильмов года. Но вышло всё не совсем так лучезарно.
К сожалению, «Гнев человеческий» в один ряд с вышестоящими фильмами поставить никак не получится — это просто другой жанр, хоть и как будто бы немного схожий. То есть «Гнев» — криминальный экшен-боевик, но с максимально вычеркнутой комедийной линией. Картина предстаёт перед зрителями на самых серьёзных щах из возможных. Обидно немного после надежды на возвращение начала безумных нулевых? Да. Плохой ли это фильм? Давайте разбираться.
Начнём с сюжета. Загадочный и тихий мужик в исполнении Стейтема устраивается работать в инкассаторскую компанию. Там ему дают прозвище Эйч (то есть H). Внутри него полыхает жажда правосудия, о которой никто, конечно же, не догадывается. И вот он под предводительством опытного сотрудника фирмы по прозвищу Пулемёт (его играет Холт Маккэллани) предотвращает нападения на инкассаторов, демонстрируя свою идеальную стрельбу и хладнокровие. На работе все от него в восторге, но ему нужно найти одного единственного человека, чтобы отомстить. Звучит скучновато, не так ли? Как будто стандартный боевик конца нулевых с Джейсоном Стейтемом. Сразу в голове представляется его брутальный взгляд, безэмоциональность, куча оружия и дорогой костюм — куда ж без него. Вот в «Гневе» всё то же самое, только ещё более мускулинно и серьёзно, чем обычно.
Казалось бы, возвращение великого дуэта Ричи-Стейтем в независимый кинематограф. Творите, чего хотите вообще, сходите с ума, снова переворачивайте жанр. Но ребята как будто повзрослели и теперь могут творить только серьёзные вещи. С другой стороны, серьёзные вещи делать у них получается очень даже неплохо: в повествовании нет особых дыр, за историей интересно наблюдать (просто нужно было первоначально занизить ожидания и перестроиться на совсем другой жанр), экшен бодрый и не всегда банальный. «Гнев человеческий» — это такой «Довод» без высоко задранного носа (как у Нолана) и сфокусированный на истории, а не на механике сценарных линий. То есть это просто хороший боевик.
Поэтому не стоит ожидать от него никаких многослойных отсылок или переворачивающих с ног на голову ходов. Показательна вот эта цитата Гая Ричи о фильме: «Картина об алчности, крови, тщеславии, о семи смертных грехах, упомянутых в Библии. Во всяком случае, вы найдете в сюжете пять из этих смертных грехов». Ну, понимаете? То есть о грехах, но как бы не обо всех, и можно вообще не искать, да и в целом забейте вообще…
Но среди всего этого прилежного фильма есть два главных направления, которые особенно цепляют при просмотре. Во-первых, музыка от Кристофера Бенстенда — он работал с Ричи над саундтреком «Джентльменов». Часто кажется, что именно она, а не суровый взгляд основных актеров создаёт точную атмосферу и заставляет не отвлекаться. Во-вторых, больше всего радостно наблюдать за тем, как кайфуют от совместной работы лучшие друзья, то есть Ричи и Стейтем. Этот задор прям чувствуется в каждом кадре, хоть и визуально не часто пробивается наружу через толстый щит суровости: вот тут немножко резвый монтаж, а вот здесь совсем чуток нелинейность, ну и одна шутка (на всякий случай) на все два часа хронометража. Можно было бы третьим пунктом добавить участие рэпера Post Malone в фильме, но его так мало, что не стоит заострять на нём внимание.
Кстати, сейчас при продвижении фильма уже особо об этом не говорят, но «Гнев человеческий» снят по мотивам французского фильма «Инкассатор» (Le Convoyeur) 2004 года выпуска. Режиссёр той картины Николя Бухриф и сценарист Эрик Беснард даже числятся в новом «Гневе» сценаристами рядом с Гаем Ричи.
Конечно, в новой картине есть много отсылок и похожих сцен. Например, фотография в ящике новичка в раздевалке, плохая стрельба в тире, единственная боевая сотрудница, проживание в отеле, флешбэки с сыном из прошлой жизни и так далее. Но несмотря на это, «Инкассатор» — гораздо более уютный, тонкий, порой даже глубокий, но вязкий по повествованию и подаче фильм. Заодно менее очевидный и не вылизанный, что только добавляет реалистичности.
Если их поставить рядом друг с другом, то это будет выглядеть, как мем с накаченным Доге (у которого ещё и самая дорогая блестящая броня с лучшими автоматами) и забитым плачущим Чимсом. Хотя сравнивать их бессмысленно — это два абсолютно разных фильма, но забавно после «Гнева человеческого» посмотреть «Инкассатор» и как будто бы добавить чуткости и авторского вайба к картине Гая Ричи. Главное — не перепутайте последовательность, а то можете испортить впечатление.
Суммируя все эмоции и впечатления после просмотра и наложив их на всё вышесказанное, то выходит довольно простой и очевидный вывод. Фильм — норм. Ни больше, ни меньше. То есть фильм — это такой прилежный хорошист, который сидит на первой парте, старается быть молодцом и нигде не накосячить, чтобы вообще никаких претензий не возникало.
Если 20 лет назад дуэт Ричи-Стейтем определял концепцию развития жанра независимых комедийных боевиков, то сейчас, конечно, ничего нового «Гнев человеческий» не привнесёт в мировой кинематограф. И уж точно вряд ли станет классикой, по которой будут судить об этом десятилетии или даже годе, как происходит с тем же «Большим кушем».
Поэтому в основном на вопросы коллег и друзей «Ну, как фильм?», большинство людей будут отвечать: «Ну, фильм как фильм». Перефразируя одного знаменитого дизайнера, можно ещё добавить: «Ну, вышел фильм и вышел». Ждём следующего — там тоже Стейтем в главной роли, только теперь шпионский триллер под названием «Пять глаз» — и надеемся на эксперименты с уклоном в истоки.