С выходом третьего сезона сериала «Ведьмак» от Netflix и довольно скупого анонса новой игры The Witcher 4 (так проект прозвали в сети, однако создатели открещиваются от этого названия) имя отважного Геральта из Ривии звучит всё чаще. Конечно, всё это заслуга автора оригинальной истории — Анджея Сапковского. Из-под его руки вышло восемь книг, но на этом сага о ведьмаке не закончилось. Мы уже говорили о сериале с Генри Кавиллом и о монстрах телефраншизы, однако обходили стороной комиксы. Графические романы заслуживают не меньшего уважения и внимания со стороны поклонников. Давайте разберёмся, что представляют собой комиксы о Геральте, какие из них достойны внимания и насколько они связаны с книгами и игрой.
Немного истории
Начали переносить Геральта на страницы комиксов ещё в 1993 году. Тогда Мацей Паровский и иллюстратор Богуслав Польх подарили миру первый комикс про ведьмаков — «Дорога без возврата». Эта работа, как и все остальные вплоть до «Предела возможного», основывались на оригинальной книге Анджея Сапковского. Последний польский комикс, «Предательство», основан на нереализованной идее автора и расширенной создателями комикса вселенной. Действие происходит во времена юности Геральта и его ведьмачьего обучения. Сейчас эти комиксы найти практически невозможно, а официального релиза на русском языке не состоялось. В любом случае именно эти графические романы открыли путь для всех остальных комиксов в мире «Ведьмака».
С 2011 года новые комиксы о Ведьмаке выпускаются в рамках франшизы CD Projekt Red. Изображение Геральта и других персонажей в этих историях основано на видеоиграх и одобрено компанией. Позже распространением графических романов стало заниматься американское издательство Dark Horse Comics, а за локализацию в России отвечал «Белый Единорог».
«Дом витражей» (House of Glass), Пол Тобин, Джо Куэрио
Первый комикс, выпущенный издательством Dark Horse, всего в серии шесть частей, однако истории можно читать в любом порядке. «Дом Витражей» не имеет под собой книжной основы и выступает комиксом по мотивам игровой вселенной CD Projekt Red.
История представлена в довольно мрачной рисовке, а сам Геральт выглядит как его промежуточный вариант между первой и второй игрой. Ведьмак встречает охотника Якова и случайно попадает в мрачные приключения. Спасаясь от Лешего, герои натыкаются на странный дом, внешний вид которого будто кричит «Бегите отсюда!», но так как деваться некуда, предупреждение не работает. Дом наполнен разными монстрами, начиная от суккуба и заканчивая полупроклятыми мертвецами. Комикс не лишён и даже в какой-то мере переполнен «сверхчеловечностью» Геральта. И знаки убивают монстров целыми охапками, и ведьмак чередует истребление монстров с философскими лекциями, словно смерть в окружении десятков упырей ему вовсе не грозит.
Атмосфера передана отлично — тут и алкоголь, и чудища, и саркастические речи ведьмака, не забывшего рассказать попутчику о Плотве. Так что комикс определённо заслуживает внимания.
Лисьи дети (Fox Children), Пол Тобин, Джо Куэрио
В отличии от предыдущей истории, у этого комикса есть книжная основа. Рассказ о ребёнке агуары взят из 14 и 15 глав книги «Сезон гроз» Анджея Сапковского.
Странствия приводят Геральта на борт «Пророка Лебеды» — корабля преступников и глупцов. Выясняется, что путешественники похитили ребёнка агуары — способной создавать иллюзии лисицы-оборотня. Даже для умелых ведьмаков такой монстр считается опасным противником. Геральт предлагает просто отдать ребёнка матери, надеясь, что это поможет им спастись. История принимает опасный оборот, когда Геральт узнаёт об убийстве пленника, а их корабль попадает в страшный шторм. Выброшенные на остров и окружённые иллюзиями лисицы герои вынуждены принять игру агуары и постараться выжить.
По сравнению со своим предшественником, комикс претерпел изменения и стал лучше. Рисовка стала ярче, Геральт перестал вести лекцию по философии, параллельно избавляясь от монстров, и вернулся к каноничным сухим репликам, а диалоги героев наполнены хорошим юмором. В истории чувствуется книжная основа с захватывающим сюжетом, сражения нарисованы зрелищно и заставляют читателя понервничать.
«Проклятье воронов» (Curse of Crows), Пол Тобин, Пётр Ковальски
Это история о странствиях уже двух ведьмаков — Геральта и Цири. Можно ли сказать, что так CD Projekt намекает читателям о каноничности концовки «Ведьмака 3: Дикая охота» со становлением Цири ведьмачкой? В любом случае, сценаристы отлично постарались над персонажами, герои будто просто продолжили свои приключения после событий игры на страницах комикса.
Геральт и Цири в поисках заказов натыкаются на знакомого из «Лисьих детей» тролля, несущего в берлогу девушку Джейн. После небольших торгов за водку она всё же выпутывается из сетей. По пути герои берут заказы, убивают монстров и… сдают Джейн, оказавшуюся допплером-убийцей. Ведьмаки оказываются втянутыми в сложную и жестокую историю мести. Героям предстоит распутать клубок из проклятий и выяснить, где на самом деле правда.
«Проклятье воронов» запутанная и захватывающая история с красивой мрачной концовкой. Стоит прочитать хотя бы ради внезапно появляющихся героев прошлого и бунтующей Цири!
«Из плоти и пламени» (Of Flesh and Flame), Александра Мотыка, Марианна Стрыховска
Это пропитанный восточными мотивами комикс с намёком на расследования убийств и приятными отсылками к игре. Без книжной основы, полностью оригинальное произведение, однако создатели не стали издеваться над героями и сохранили их каноничные повадки. Лютика, например, не отличить от книжного, сериального и игрового героя.
Старый знакомый просит Геральта разобраться с переменами в поведении его дочери. Ведьмак сначала отказывается, но потом всё же уступает и вместо призрака встречает девушку в объятьях Лютика. Посмеиваясь над бесчисленными романами друга, ведьмак исследует волшебный сундук, доставляющий кого угодно по воздуху в нужное место. И вдруг случайно оказывается перенесённым на другой конец света в Офир и с ножом под горлом. Вместе с местной чародейкой он борется с тёмными силами, но вскоре выясняет, что принявшая неожиданный оборот ситуация сделала его главным подозреваемым.
«Плач Ведьмы» (Witch’s Lament), Бартош Штыбор, Ванеса Р. дель Рей
Мрачная, пропитанная чувством вины история о Геральте, который внезапно сталкивается с последствиями своих заказов. Рисовка довольно зловещая, что в целом передаёт атмосферу и действует на читателя нагнетающе.
Комикс начинается с вида привязанной к костру ведьмы. Она — предыдущий заказ ведьмака. Кажется, всё должно пройти как обычно, это женщина убила многих людей, но во сне и наяву Геральта преследуют видения, несущие зловещее предупреждение. Герой берётся за поиск дочери богатого аристократа, но вскоре понимает, что спасать нужно вовсе не девушку, а себя. Ему придётся столкнуться с чем-то, что не одолеть парой зелий и серебряным мечом. Но получится ли?
В этой истории хорошо раскрыта тема «меньшего зла», и в какой-то мере опровергнуто расхожее утверждение «У ведьмаков нет чувств».
Угасающие воспоминания (Fading Memories), Бартош Штыбор, Амад Мир
Действие комикса разворачиваются после дополнения «Кровь и вино» в игре «Ведьмак 3: Дикая охота». По разным причинам в мире стало гораздо меньше монстров, что означает сокращение работы для ведьмаков. Геральт странствует по континенту, натыкаясь на злобные взгляды и плевки в лицо и спину.
Однажды он всё-таки натыкается на обычный, казалось бы, заказ в небольшом городе Байдрен. Там завелись мгляки, которые убивают детей. Однако, приняв заказ, ведьмак сталкивается с воспоминаниями горожан, отличными от слов городской старосты. Ведьмаку, вопреки приказу заказчицы, придётся разбираться в тайнах «райского» городка. На пути к правде он не раз сталкивается с плохо придуманной историей жителей городка и пытается понять, где иллюзия, а где реальная жизнь.
Довольно рефлексивная история, раскрывающая не внешний, а внутренний мир ведьмака. Геральт ведь не просто ходит с поющим Лютиком под боком и убивает всех монстров вокруг. Герой ежедневно сталкивается с душевной тревогой и необходимостью смены деятельности, ведь иначе ему и Плотве будет просто не на что жить.
Убивая монстров (Wild Hunt) Пол Тобин, Джо Куэрио
В комиксе рассказывается история, произошедшая до событий, показанных в кинематографическом трейлере первой игры «Убивая монстров».
Действие разворачивается в маленьком городке Урунье, занятом войсками Нильфгаарда, в районе Ничейных Земель. Их основная цель — поиск Йеннифэр. Мир охвачен войной и её последствиями. Вокруг озлобленные, наглые люди, угрожающие путникам просто потому, что имеют некую власть. Весемир и Геральт ищут работу, и им предлагают контракт за 40 флоренов за истребление пожирающего людей монстра. Но, оказывается, гигантский монстр — не единственный убийца в этом регионе, и Геральт, несмотря на предупреждения Весемира, не готов мириться с этим.
«Некоторых монстров мы убиваем, чтобы заработать. Некоторых, потому, что они заслужили смерть. А есть те, которых мы не можем убить… даже если бы очень хотели. Потому что иногда… монстра должен убить другой монстр».
Однажды в лесу (Once Upon a Time in the Woods), Бартош Штыбор, Нил Вендрелл
Коротенькая история о добродушности Геральта к… накерам? Напомним, кто это вообще такие. Небольшие человекоподобные монстры, обитающие в лесу. В основном перемещаются стаями и предпочитают жить в пещерах или сети туннелей, которые сами и прокладывают. Существа нападают только сообща и их атака невероятно жестока.
Геральт получает заказ — убить существо, которое крадёт поросят в небольшом посёлке. И почти сразу натыкается на молодого, испуганного накера, держащего свинью. Несмотря на подначивания со стороны заказчицы, он отказывается убивать монстра, уверяя, что тот безвреден. Неожиданно появляется дочь заказчицы и говорит, что сама убьёт накера. Геральт против, и тут на шум приходит ещё один герой, которому нужна печень монстра для зелья. Пока все дружно спорят, сам накер убегает с добычей, однако поскальзывается на камне и расшибает голову. Поросёнка забирает его брат и приносит добычу главному накеру, который хвалит сына. Вот и весь комикс.
Это официальный комикс от CD Projekt! Видимо, команда решила побольше рассказать об этих существах (так мы выяснили, что у монстров даже есть свой язык для общения) и показать менее кровавые будни Геральта.
«Зернышко истины» (A Grain of Truth), Яцек Рембиш, Йонас Шарф
Графический роман основан на одноимённой истории из сборника рассказов «Последнее желание» Анджея Сапковского (встречается также перевод «Крупица истины»). История о проклятом Нивеллене была обыграна даже в сериале «Ведьмак» от Netflix. Там Геральт встречает его в первой серии второго сезона. Комикс шёл в подарок при покупке игры «Ведьмак 3: Дикая охота».
Геральт набредает на уединённое поместье, где встречает пытающегося напугать его монстра. Но ведьмак не из робких, что удивляет владельца. Монстр приглашает внезапного гостя в дом, где рассказывает о своей истории, о проклятье и жизни с ним. Несмотря на предложение Геральта, Нивеллен отказывается снимать чары. В ходе светской беседы ведьмак узнаёт, что новый знакомый живёт не один, и понимает, что жительница поместья вовсе не безобидна.
Комикс подойдёт для тех, кому не хватило оригинального рассказа, сериала или просто большим фанатам франшизы.
Ведьмак: Ронин (The Witcher: Ronin), Рафал Джаки, Hataya
Это односерийная манга о ведьмаке в непривычных условиях. Работа вдохновлена Японией периода Эдо (1603—1868 годы), и герои представлены соответственно эпохе. Монстры в этом мире также непривычные. Вы не увидите троллей или брукс, однако познакомитесь с Тенгу, Юкинко и другими ёкаями.
Геральт странствует по миру в поисках Снежной Леди. Таких монстров называют Юки онна — это духи, обитающие на японской земле, которые питаются жизненной силой людей. По пути ронин не раз столкнётся с новыми монстрами и даже более опасными существами — людьми, ищущими выгоду. Каждая встреча даёт подсказку в его отчаянных поисках Снежной Леди. Только с её помощью Геральт сможет выяснить местонахождение Цири.
Атмосферная рисовка и вдохновлённый японским фольклором сюжет выделяют «Ронина» на фоне других комиксов. Это единственная работа по Ведьмаку в таком стиле, что, безусловно, притягивает внимание поклонников.
Баллада о двух волках (The Ballad of Two Wolves), Бартош Штыбор, Мики Монтлло
Старые истории на новый лад. Комикс вдохновлён старыми сказками «Красная шапочка» и «Три поросёнка». Тут вам и волки, и бабушки, вопрос один — кто кого съест?
Геральт, странствуя по миру с Лютиком, забредает в небольшой город Гриммвальд. Ему предстоит разобраться в загадочных убийствах, предположительно совершённых оборотнем. Жители города связывают его появление с тремя сёстрами, «захватившими» Гриммвальд. Ведьмак путается в показаниях — три сестры, жители города и Красная (новая знакомая путников) видят разную правду, что только оттягивает предстоящие наказание для убийцы.
Яркая, затягивающая история с интригующим сюжетом и бесчисленным количеством баллад от Лютика.
Дикие животные (Wild Animals), Бартош Штибор, Наталья Ререкина
Комикс стартовал в сентября 2023 года и пока вышло только две части. В первой раненый Геральт оказывается выброшен в неизвестном месте. Его находят случайные жители и помогают восстановиться. Однако потом ведьмак встречает неизвестный ему ранее клан с шлемами в виде волчьих морд, который просит расследовать убийство бедных созданий — утопцев.
Как Геральт должен воспылать сочувствием к упырям, которых он обычно убивает — пока неизвестно. Но выбора у него, вероятнее всего, просто нет.
Конечно, на этом творчество по романам Сапковского не заканчивается. В интернете бесчисленное множество фанатских комиксов как про Геральта, так и по миру франшизы в целом. И если вам хочется дальше погружаться во вселенную «Ведьмака», попробуйте начать с официальных релизов.
А вы читали комиксы по саге? Что запомнилось больше всего? Обсудим в комментариях!