Совсем недавно в мировой прокат вышел новый фильм Уэса Андерсона «Город Астероидов» (Asteroid City). Лента рассказывает о поселении, которое неожиданно закрывают на карантин после взаимодействия с инопланетными существами. Задача учёных — понять причину катастрофы и пройти квест вселенной. В честь премьеры мы решили разобрать ленты режиссёра по кусочкам и понять, в чём феномен его стиля. Добро пожаловать в мир грёз!
Уэс Андерсон — один из самых сказочных и распознаваемых режиссёров нашего времени. Узнать его работу можно как по цвету и детальному оформлению кадра, так и по смысловому содержанию. Но играет ли установленный стиль на руку режиссёру или всё-таки делает его предсказуемым?
Первой полнометражной работой мастера стала «Бутылочная ракета» (1996), которая выросла из короткометражного наброска. В 1994-м студент философского факультета Уэс Андерсон вместе с соседом по комнате Оуэном Уилсоном снял 13-минутную историю, которая по воле судьбы попала на «Сандэнс». Работу заметили именитые продюсеры Полли Плэтт и Джеймс Л. Брукс, который помог Уэсу превратить историю в полный метр. Лента о друзьях, возомнивших себя гангстерами, провалилась в прокате, однако положила начало карьерному пути режиссёра.
В «Бутылочной ракете» нет практически ничего от знаменитого стиля Уэса Андерсона. Сюжет прост: трое друзей из Техаса решают найти дело жизни. Единственный вариант — преступность. Они отправляются в большое гангстерское путешествие, полное разочарований, неловкостей и, конечно же, приключений. Это набросок, первые шаги навстречу выверенному мастерству. Здесь отсутствует герметичность и тёплая цветокоррекция. Перед нами лишь диалоги, неудачи и братья Уилсоны. Узнаваемый стиль Андерсона начнёт проявляться в «Семейке Тененбаум» — третьей полнометражной работе. Но обо всём по порядку.
Актёры
Уэс Андерсон любит постоянство. Это проявляется даже в работе с актёрами. К примеру, Билл Мюррей сыграл уже в десяти фильмах! В кого он только не перевоплощался: и в бизнесмена, и в невролога, и даже в исследователя морских глубин. А Джейсон Шварцман? Благодаря лентам режиссёра зрители наблюдают за трансформацией актёра из студента академии «Рашмор» в зрелого мужчину, отправляющегося на Дарджилинг. В постоянный каст Андерсона также входят Оуэн и Люк Уилсоны, Эдвард Нортон, Анжелика Хьюстон, Уиллем Дефо, Фрэнсис Макдорманд, Тильда Суинтон и Эдриан Броуди.
Костюмы
Картины Андерсона — ода любви винтажному стилю. Костюмы, шубы, перчатки — всё выверено до малейшей детали в виде заколки Гвинет Пэлтроу в роли Марго Тененбаум. Особое внимание режиссёр уделяет униформе. Подобный нюанс нашёл отражение ещё в «Бутылочной ракете». Братья Уилсоны выходят на дело в жёлтых комбинезонах, привлекающих огромное внимание. Отличный костюм для ограбления! А вспомните семью Чеса Тененбаума — парней, всегда готовых к катастрофе. Они носят красные спортивные костюмы Adidas — и стильно, и комфортно. Ничто не затруднит движений при побеге из горящего самолёта.
При этом Андерсон восторгается индивидуалистами, что можно заметить не только по ярким характерам персонажей. Индивидуальна даже униформа. Яркий пример — «Отель “Гранд Будапешт”». Фиолетовые костюмы героев отличаются количеством, расположением и цветом пуговиц.
Истории Андерсона вневременные — мы не видим чёткой периодизации. Благодаря этому сюжеты фильмов формируют собственную вселенную, работающую по иным законам. Художники по костюмам берут характерные черты нескольких эпох — 60-70-х.
Характеры
С первого взгляда персонажи Андерсона — гики. Гангстеры-недотёпы, школьники-аутсайдеры, романтичные конферансье и другие — режиссёр работает с огромной палитрой характеров, комбинируя отличительные черты, травмы и психотипы. Здесь много несостоявшегося, упущенного, но при этом приобретённого. Уэс Андерсон превращает второстепенных персонажей в главных. Макс Фишер из «Академии Рашмор» — типичный друг главного героя множественных подростковых фильмов. Однако у Андерсона подобный персонаж становится центральным.
Ради любви он готов на любые, пусть даже излишне гипертрофированные подвиги. Договориться с местным бизнесменом о постройке огромного аквариума посреди футбольного поля? Не вопрос. Поставить театральную постановку, чтобы извиниться перед близкими? Ещё лучше! Недотёпа становится маленьким супергероем.
Режиссёр заполняет ленты инфантильными персонажами — Ричи и Чес Тененбаумы, Стив Зиссу и многие другие. Они играют в жизнь, сомневаются, обижаются и воспитывают ребятню, сами оставаясь детьми. Его герои много курят и читают. Они интеллектуальны и очень сексуальны.
Красная нить
Ленты Андерсона наполнены духом ребячества. Школьник Макс Фишер соревнуется с бизнесменом Германом Блумом за учительницу младших классов. Стив Зиссу хочет отомстить акуле за смерть друга. В какой-то момент погоня за морским существом становится для него игрой, в которой он теряет близкого человека. Сьюзи и Сэм из «Королевства полной луны» устраивают свои порядки в лесу, вдалеке от родительского крова. А месье Густав гонится за картиной, скрываясь от преследователей. Режиссёр играет с инверсией — взрослые становятся детьми и наоборот. Фильмы Андерсона — карнавал (не)взросления.
Во многих работах красной нитью следует тема отцовства — её сплетения образуют яркий шов на светлом фоне творчества. В фильмах преобладают сложные и разделённые семьи, что связано с разводом родителей режиссёра. Так, Ройал Тененбаум долгие годы жил для себя вдали от семьи. Однако потеряв кров и обанкротившись, герой вспоминает о родственниках, пытаясь стать порядочным отцом и дедушкой. Через претензии, ссоры, обманы и махинации у него это всё-таки получается. Он осознаёт свой эгоизм и обретает счастье. То же самое случается и со Стивом Зиссу: он обретает взрослого сына, который отправляется с ним на поиски акулы. Сначала герой не разрешает называть себя отцом. Он хвастается «обретением» лишь на публике. К сожалению, Зиссу становится готовым к отцовству слишком поздно.
Детали
В лентах Андерсона всегда интересно рассматривать комнаты персонажей, цепляться за каждую деталь, будь то постер, мундштук или виниловая пластинка. Например, комната Марго Тененбаум эксцентрична, как и сама героиня. По стенам прыгают причудливые зебры, а в шкафу пылится леопардовая шуба. Она сценаристка. Ей свойственны эпатаж и бунтарство, что подкрепляется попеременным курением героини и деревянным протезом для пальца. Комната Чеда, наоборот, пуста и холодна. Металлическая мебель и многочисленные ящики — всё отражает математический склад ума и рациональный характер персонажа.
Помимо этого, в фильмах режиссёра часто мелькают бинокли: герои ищут себя, счастье. Они пытаются рассмотреть вдали огонёк, который подарит им надежду. Тема следует лейтмотивом и подкрепляется мотоциклами — излюбленным транспортом персонажей Андерсона. Они дерзко мчатся навстречу судьбе, отбросив сомнения. Режиссёр говорит о сказочности жизни. С этим мотивом связаны и локации лент: зачастую Андерсон придумывает собственные миры. Действия фильма «Отель “Гранд Будапешт”» разворачиваются в Зубровке — вымышленной стране, названной в честь горькой настойки. «Остров собак» и «Французский вестник» тоже рассказывают о локациях где-то на краю вымышленной планеты.
Кукольная анимация
«Бесподобный мистер Фокс» и «Остров собак» — примеры кукольной анимации Уэса Андерсона. Техника помогла мастеру отточить стиль — поиграть с цветом и симметрией кадра. Для создания мультфильмов режиссёр использует два обязательных компонента — куклы ручной работы и стоп-моушн, когда сцена фотографируется покадрово. Андерсон воскрешает в лентах стиль американских аниматоров из Rankin/Bass, которые работали только в кукольной манере.
Анимация также становится частью игровых лент. К примеру, в «Водной жизни» встречаются анимированные крабы, морской конёк в бокале для шампанского и другие; а в «Отеле “Гранд Будапешт”» используется модель здания — восхитительная ручная работа. Также режиссёр регулярно добавляет черты анимации с помощью параллельного движения камеры и героев, создавая эффект 2D.
Дробная структура
Большинство лент Уэса Андерсона разделены на главы, словно роман или повесть. Каждая часть — новый прорыв. Так, в «Водной жизни» главы отмеряют дни охоты за тигровой акулой; а в «Семейке Тененбаум» режиссёр иллюстрирует ими раздробленность сюжета. Нам рассказывают историю семьи, как сказку на ночь.
Титры
Многих кинотворцов можно узнать по титрам — например, Квентина Тарантино или Вуди Аллена. Касается это и Уэса Андерсона, который использует в своих лентах два вида шрифтов — Futura и Helvetica. Такой приём придаёт фильмам нужную долю театральности и литературной сказочности. Стоит обратить внимание и на текст в виде детали — персонажи Андерсона регулярно обмениваются записками, чертят схемы и рисуют портреты близких.
Особенности кадра
Уэс Андерсон — фанат центровых и симметричных кадров, что особенно выражено в последних работах. Пожалуй, «Отель “Гранд Будапешт”» — наиболее яркий пример. Таким образом Андерсон отдаёт дань уважения Стэнли Кубрику. Ещё одна отличительная особенность режиссёра — приём «Взгляд Бога», то есть положение камеры прямо перпендикулярно снимаемой сцене. Благодаря такой технике мы видим кадр с верхней точки. Помимо этого, режиссёр возвёл в культ проходы героев на камеру, а также игнорирование диалоговых склеек, когда камера театрализовано перемещается от объекта к объекту.
В лентах Уэса Андерсона преобладают тёплые и пастельные тона — красный, жёлтый и множественные варианты коричневого. Причём в каждом фильме есть главный цвет — например, «Отель “Гранд Будапешт”» ассоциируется с розовым, а «Водная жизнь» — с голубым. Отметим, что работа с цветом начинается непосредственно на съёмочной площадке. Режиссёр использует цветокоррекцию как добавочный инструмент улучшения кадра.
Музыка
В качестве саундтреков Андерсон выбирает музыку 1960-1970-х годов, как и костюмы. В поисках треков участвует как сам режиссёр, так и музыкальный супервайзер Рэндалл Постер. Ещё один компаньон мастера — композитор Александр Деспла, который сочинил мелодии для пяти лент — в том числе для «Французского вестника».
Отсылки
Андерсон использует мультфильмы в качестве отсылок в своих работах — даже игровых. Стив Зиссу отправляется на «свидание» с акулой в жёлтой подводной лодке, как в мюзикле Yellow Submarine, вдохновлённом творчеством The Beatles. Некоторые планы «Академии Рашмор» цитируют ленты «Это огромная тыква, Чарли Браун» и «Рождество Чарли Брауна». «Бутылочная ракета» становится одой любви «400 ударам» Трюффо. Не столь важны повторяющиеся мизансцены, сколько метафора режиссёра: взросление — лишь иллюзия.
Кино Уэса Андерсона вовсе не детское. За сказочностью скрывается взрослый мир, полный жестоких откровений и разбитых сердец. Сражающиеся карамельные крабы сменяются трагичными диалогами о супружеской жизни, а любовь — смертью. По мере сил герои стараются игнорировать действительность, устраивая побег друга из психиатрической клиники или ночуя в походной палатке на чердаке. Однако это не отменяет магии лент. Благодаря Андерсону мы можем ненадолго погрузиться в чарующую ирреальность и что-то почувствовать.
Обложка: dorisovala