Свершилось: 23 ноября на Netflix вышел сериал «Уэнсдей» (Wednesday) о младшей из Аддамсов и её обучении в Академии Nevermore. После сомнительных мультфильмов о семейке нам всем нужно было что-то, что восстановило бы веру во франшизу, — всё-таки в её истории были как минимум потрясающие полнометражки Барри Зонненфельда. А кому ещё можно доверить нашу любовь к мрачным Аддамсам, как не мастеру готики и хэллоуинских баек? Конечно, только Бёртону. Растягивать удовольствие не было сил, потому мы уже замарафонили весь сезон. Теперь рассказываем, как Wednesday исправляет ошибки мультфильмов, чем напоминает «Гарри Поттера» и как Бёртону удалось нас не разочаровать.
Конечно, Бёртон действовал не один: режиссёрами сериала выступили также Ганджа Монтейро («Во тьме») и Джеймс Маршалл («О.С. — Одинокие сердца»). Однако почти в каждом эпизоде заметен стиль Бёртона: его страсть к экстравагантным нарядам и деталям (вспомните нас, когда увидите байк в далматинской расцветке); колоритные, немного уходящие в карикатурность герои; мультяшные монстры, пришедшие будто из «Трупа невесты» или «Кошмара перед Рождеством». И пусть хейтеры… ладно, критики скажут, что сериал — «это сборная солянка из усталости позднего Бёртона…», после просмотра сезона складывается противоположное ощущение — режиссёр, наконец-то, дорвался.
Ещё в 1991 году Бёртон претендовал на разработку истории про Аддамсов, но тогда проект отдали Барри Зонненфельду. Тот постарался на славу и подарил нам две потрясающие полнометражки о семейке, а заодно ввёл канон: Аддамсы — идеальная семья с выстроенными личными границами, умением проговаривать свои чувства и переживания, а также взрослым отношением друг к другу. За это мы ему благодарны, а вот у Бёртона, видимо, осадочек остался, как и незакрытый гештальт. К счастью, тридцать лет не прошли даром, режиссёр набил руку и сделал сериал про Уэнсдей ровно таким, каким он должен быть. Со своими приколами, странностями, отсылками и местами предсказуемым, но всё же обаятельным сюжетом.
Уэнсдей Аддамс (Дженна Ортега) колесит по школам: вот из последней её выгнали, когда она решила отомстить обидчикам Пагсли (Исаак Ордонез) и бросила пираний в бассейн. Теперь Мортиша (Кэтрин Зета-Джонс) и Гомес (Луис Гусман) устроили доченьку в Академию Nevermore, только вот героиня вообще отрицает образование — потом на уроках мы оценим её кругозор и навыки. Только вот учёба — это не только про получение знаний, но и про социализацию. Родители отдают в руки директрисе Ларисе (Гвендолин Кристи) своё чадо, уезжают в закат, пока Уэнсдей выстраивает план побега. Свой взгляд на Nevermore она меняет, когда понимает: здесь её ждут тайны и расследования, а это лакомый кусочек.
Итак, чем же покоряет «Уэнсдей»? Во-первых, сериал наконец-то выводит героев за пределы их особняка — на это претендовали анимационные полнометражки, но, к сожалению, обе слились в банальность и приторность. В них ту же Уэнсдей пытались столкнуть с реальным миром, где она моментально превращалась в типичного подростка, которому очень нравятся розовые заколочки, а вот походы на кладбище — уже не особо. В сериале же Уэнсдей остаётся собой, не отрицает свой образ жизни и воспитание, потому её постоянно и исключали из школ. Но всё-таки с миром вне дома героиня наконец-то знакомится и перестаёт его отрицать в Академии Nevermore. Именно там ей предстоит выстраивать отношения со сверстниками, общаться с директрисой (чаще, чем той, видимо, хотелось бы) и разгадывать тайны, подстерегающие учеников уже не одно десятилетие.
В мультфильмах дружба Уэнсдей с другими ребятами строилась довольно поверхностно: те ей открывали новый мир, полный радости, но исключающий её индивидуальность. Потому героиня быстро терялась, а нам, зрителям, было неинтересно наблюдать за ней — историй про пубертат мы видели достаточно. Здесь же Уэнсдей не собирается поступаться принципами, отказываться от хобби и выливать на лицо тонну глиттера — но это не мешает ей прогрессировать как персонажу.
Во-вторых, внешнее самовыражение вообще не играет роли. В Nevermore учатся только изгои, к которым относятся оборотни, сирены, правнуки Медузы Горгоны и чудаки вроде Уэнсдей. Их сверхспособности, отпугивающие «нормисов», или простых людей, не определяют их стиль и манеру поведения. Соседка Уэнсдей по комнате, оборотень Инид (Эмма Майерс), красит ногти (или когти?), заплетает косички и обожает плюшевых фламинго, а сирена Бьянка (Джой Сандай) носит короткую стрижку и внешне мало походит на типичную русалку из эпоса. Для самой Уэнсдей же шьют форму на заказ — пока остальные подростки ходят в сине-чёрных юбках-платьях-пиджаках, героиня надевает чёрно-белый костюм. Порой внешний вид героев и их образ жизни работают на комичность сериала, но уж точно не становятся сюжетной базой. Да, иногда «лагеря» не понимают друг друга, однако развитие каждого из персонажей не выражается в смене его оболочки.
Чем интересна сама Уэнсдей — так это своими увлечениями. Книги она пишет на печатной машинке, игнорируя современную технику; музицирует по вечерам, сидя на крыше Академии; ловко управляется со шпагой и, кажется, знает пару-тройку традиционных танцев, которые вызывают недоумевание сверстников. Увлечения Уэнсдей родом из Средневековья, но это не мешает ей бороться с газлайтингом, дискриминацией изгоев и ущемлением прав женщин. И всё это только подтверждает одну из главных мыслей сериала — внешность и образ жизни не определяют героев. Кто-то ходит в пушистой розовой шубе, кто-то ухаживает за пчёлами, а кто-то пользуется печатной машинкой — ничто не влияет на ценностные ориентиры, чувство собственного достоинства и положение в обществе.
В-третьих, Академия Nevermore во многом напоминает Хогвартс: помимо формы здесь тоже проходят турниры без правил; ученики применяют если не магию, так сверхспособности; а в какой-то момент возникает внешняя угроза, способная уничтожить учебное заведение. Кто же сможет его спасти? О чём гласит предсказание? С чьей помощью Гарри удавалось побеждать?
Только вот вместо «мальчика, который выжил» в центре сюжета оказывается девчонка — умная, смелая, любопытная и справедливая. Что самое интересное — миссия по спасению Академии импонирует Уэнсдей. Не первый год она пишет детективы, как-то даже следила за серийным убийцей, и потому обросшая тайнами Nevermore — то, что ей нужно. Она не боится опасностей, спокойно исследует жуткие места: «Если я закричу, скорее всего, мне просто очень хорошо». Да и чего ожидать от подростка, выросшего в доме Аддамсов?
Кстати про Аддамсов. Ещё один грешок мультфильмов — игнорирование ценностей семейки. Странно наблюдать, как Мортиша и Гомес не могут договориться с дочерью и потому отправляются в странный роуд-трип. Они же всегда славились умением выстраивать диалог, так что вообще происходит? Интересно, но натянутость отношений между родителями и героиней присутствует и в начале сериала. Видимо, всех авторов тяготит идея противостояния мира взрослых и мира пубертата. Только вот Бёртону и Ко удаётся решить главный конфликт — нежелание Уэнсдей учиться в Академии и попытки родителей устроить её туда — именно разговором. Да, изначально диалог и правда не клеится, но постепенно герои открываются друг другу. Проговаривают: «Мне важно, чтобы ты делилась со мной своими проблемами», «Мне грустно, что мы отдаляемся», «Спасибо, что был честен со мной». И в таком разрезе конфликт кажется правдоподобным — да, у всех бывают сложности, но решать их можно и нужно проверенными способами вроде здорового диалога. А не путешествий по всему миру или сюжетной катастрофы.
А что из минусов? (Когда вы фанат Аддамсов и Бёртона, их вообще сложно отыскать, но все мы неидеальны.) Кажется, главный недостаток — небольшие сюжетные дыры в сериале. «Уэнсдей» — в первую очередь детектив, не самый козырный жанр Бёртона. Хотя нам дают возможность вместе с героиней расследовать историю Академии, местами происходящее выглядит наигранно и неправдоподобно. Карикатурность героев отлично работает на комедию положений и развитие персонажей, но когда мы переходим в плоскость жанра, она начинает сбивать с толку. Впрочем, к счастью, плот-твист — не единственное, ради чего стоит смотреть сериал. Да и он не настолько плох, чтобы поставить «Уэнсдей» низкую оценку на Rotten Tomatoes.
Итак, что мы имеем? Восемь эпизодов мрачного проекта о независимой, смышлёной и талантливой героине, способной стать (если ещё не) кумиром для многих девчонок. Вдобавок — встреча с любимыми членами семьи вроде Мортиши, Гомеса, дядюшки Фестера и Вещи. И — почти спойлер — первый сезон здесь явно на вырост: финал будто кричит нам, мол, если рейтинги будут супер — продлим проект. Так что советуем-советуем всем фанатам Аддамсов.