Уже 23 ноября на Netflix выйдет сериал, посвящённый Уэнсдей Аддамс и её учёбе в академии Nevermore. Наша девочка выросла и уже накопила добротный поп-культурный багаж — кто только не брался за истории про мрачную семейку. Порой у авторов выходили шедевры, а иногда Уэнсдей превращалась в типичного подростка, проходившего пубертат по всем его канонам. В преддверии выхода сериала собираем её портфель публикаций до Nevermore.
Молчаливая Уэнсдей
Всё началось в далёком Вестфилде. Чарльз Аддамс, житель улицы Вязов, художник и посетитель кладбищ, в 1938 году придумывает для журнала The New Yorker семейку, где Уэнсдей выглядит обычным подростком. Замкнутая девчонка строит кукольные домики и особо не выбивается на первый план. Мимика её сильно отличается от той младшей Аддамс, к которой нас приучили полнометражки и сериалы. Пока это всего лишь безымянная и бесхарактерная героиня.
Фактурность ей придадут уже будущие киноистории. В 1964 году мы встречаем более манерную Уэнсдей в исполнении юной Лизы Лоринг. Команда «Семейки Аддамс» задаёт тон её героине: к внешности из комиксов добавляется хмурый (теперь уже каноничный) взгляд, постоянное недовольство и заинтересованность в семейных развлечениях вроде зельеварения или пыток. При этом Уэнсдей выглядит довольной своей жизнью и родственниками — кажется, этому ребёнку разрешается буквально всё.
Любимица Уэнсдей
Немного повзрослевшую героиню мы встречаем в полнометражках Барри Зонненфельда — «Семейка Аддамс» и «Ценности семейки Аддамс». Тогда на место режиссёра претендовал Тим Бёртон, но, возможно, не так уж и плохо, что ему не отдали проект — у зрителей появился шанс увидеть и взгляд Зонненфельда на семейку, и посмотреть вариант Бёртона (правда уже только в 2022 году). Тогда же в девяностых к Уэнсдей не возникало никаких вопросов: все её опасные игры с Пагсли напоминали метафору на подростковый максимализм. Отношения с родителями у девчонки были потрясающие — обе стороны не вторгались в личное пространство друг друга, Мортиша и Гомес прислушивались и не игнорировали переживания дочери, а та, в свою очередь, уважала их. Да и зачем бунтовать, когда с тобой считаются, а не отвечают на любые эмоции что-то в духе «вырастешь — поймёшь»?
Плюс, в этих полнометражках отлично показано взаимодействие героини не только внутри семьи, но и с посторонними. Без выстроенного доверия Уэнсдей не станет, как говорится, открывать душу нараспашку. Но и задирать других детей не будет — у неё нет потребности выпросить чьё-то внимание или завоевать уважение сверстников. Однако, если кто-то посягнёт на её личное пространство и попытается задеть, молчать героиня также не станет. Кажется, нам всем нужно поучиться у неё, как не превращаться в душнилу и не давать себя в обиду.
Скатывающаяся Уэнсдей
Что-то похожее на «Семейку» Зонненфельда пытались показать в сериале «Новая семейка Аддамс». Правда в шоу ставили больший акцент на мрачность героев, а не на то, что скрывается за их образом жизни. Потому и Уэнсдей выглядит более жестокой и сумасшедшей, нежели раньше.
Совсем сгубили образ героини современные анимационные полнометражки — «Новая семейка Аддамс» и «Семейка Аддамс: Горящий тур» от Грега Тирана. Визуально команда аниматоров постаралась на славу: Уэнсдей здесь — точная копия себя в комиксах Чарльза Аддамса. Но вот от её индивидуальности не осталось и следа. Вместо подростка с выстроенными границами и чётким осознанием своих желаний мы получаем эмо-гёрл, которая бунтует против ценностей семьи и крепит розовые заколки, подаренные подружкой. Естественно, и родителей триггерят больше всего именно украшения. Наладить отношения с дочерью не получается в обеих частях — Гомес и Мортиша резко разучились навыкам коммуникации с детьми. Теперь всё решают общие трудности и путешествия. Ок ли это? Вполне, но для любой другой истории, где герои изначально не прописаны так хорошо, как это было в ранних фильмах и сериалах о семейке.
Да, Уэнсдей также может дать отпор каждому, кто решит её задеть, но и это теперь кажется слабой привязкой к увлечениям Аддамсами пытками, нежели внутренними установками внутри семьи и осознанием, что могут позволять в отношении тебя незнакомые люди. В совокупности всех этих факторов образ Уэнсдей блекнет, она становится не образцовой девчонкой для подражания, а подростком, проживающим определённый этап сепарации, который многие зрители уже прошли. Тут можно было бы сказать, мол, вдруг создатели рассчитывали только на молодую аудиторию 12-18 лет. Но зачем тогда подвязываться к Аддамсам? Для привлечения новой фанбазы к франшизе? Только её же до Тирана делали совершенно другие люди. Создателям явно на руку громкое имя семейки в поп-культуре, потому отрезать взрослую аудиторию не совсем логично.
Уэнсдей, не подведи
Как заметно, за всё время существования семейки мы видели Уэнсдей разной — молчаливой, уверенной в себе, блеклой. Теперь очередь Тима Бёртона и взрослой героини. По сюжету сериала Wednesday, она отправляется в академию Nevermore, где, судя по трейлерам, перестроит всю учебную иерархию, показав, кто здесь батя. От остальных родственников режиссёр не отказывается — нам уже показали Фреда Армисена в образе дядюшки Фестера и других любимых членов семьи. Плюс, визуально сериал (опять же, опираясь только на опубликованные материалы) не уходит от привычной мрачной стилистики, как это было в тех же анимационных полнометражках. В целом, это довольно предсказуемо при упоминании Бёртона — большая часть его проектов вызывает мурашки от жути, хотя и не пугает зрителя.
Уже совсем скоро, 23 ноября, увидим, какой же взрослой стала наша Уэнсдей. Очень надеемся, что Бёртон не подпортил ей характер, а, возможно, даже дополнил его чем-то неожиданным, но при этом нативным. Он просто не может плохо поступить с нами. Не может.