8 августа вышел хоррор «Орудия» (Weapons) режиссёра Зака Креггера, который три года назад покорил зрителей «Варваром». От нового проекта ожиданий было не меньше, и судя по практически безупречной прессе (94% на Rotten Tomatoes на момент написания материала) и отличным сборам (на данный момент $100 млн при бюджете в $38 млн), он удался. В материале разбираемся, так ли это на самом деле.
Провинциальный городок Мэйбрук, штат Пенсильвания, жил обычной жизнью, но в один день (точнее ночь) случилось трагическое событие. Придя утром среды на работу, учительница Джастин Гэнди (Джулия Гарнер) обнаружила, что класс практически пуст, а на своём месте сидит лишь один тихий ученик Алекс (Кэри Кристофер). Оказалось, что все его семнадцать одноклассников накануне, когда на часах было 2:17, встали из своих кроватей, вышли из домов и практически в позе Наруто убежали в темноту, бесследно исчезнув.

Несмотря то, что у многих в домах были камеры видеонаблюдения, полиции не удалось понять, куда подевались дети. Единственный оставшийся ребёнок утверждал, что ничего об этом не знает. Город потрясло загадочное событие, школа на время закрылась. Однако длительные поиски не дали результата и через месяц занятия пришлось возобновить.
За день до открытия на родительском собрании Арчер Графф (Джош Бролин), отец одного из детей, обвинил учительницу в причастности к трагедии. И хоть никаких доказательств столь грубым подозрениям не было, большинство родителей поддержали догадку, ополчившись на Джастин. Под крики толпы директор Маркус (Бенедикт Вонг) помог ей добраться до автомобиля, а на следующее утро посоветовал временно не появляться на работе. Однако учительница, которая топит горе в алкоголе, регулярно получает угрозы и сталкивается с вандализмом, жаждет докопаться до правды не меньше родителей, поэтому вопреки запретам директора решает поговорить с единственным оставшимся учеником.


Режиссёр проекта Зак Креггер — известный комик, входивший в состав труппы The Whitest Kids U’Know (у них был одноимённый скетчком, который показывали на канале 2х2 под названием «Городские приматы»). Их юмор сейчас, вероятно, считается неполиткорректным и грубым, но в прошлом ребята отвязано веселились и шутили практически на любые темы, не боясь, что какая-нибудь группа людей непростительно оскорбится. Задолго до «Варвара» и его популярности Креггер пробовал себя в режиссуре: совместными усилиями с другом и коллегой Тревором Муром были сняты номинированная на «Золотую малину» комедия «Мисс Март» и практически неизвестная псевдодокументалка «Гражданская война с наркотиками».
К великому сожалению, 7 августа 2021 года примерно в 2:30 ночи произошла трагедия — комик Тревор Мур выпал с балкона своего дома и погиб. Утрата близкого человека сильно ударила по Заку, а результатом переживаний и размышлений на эту тему стал сценарий «Орудий». Время, когда пропали дети в фильме, перекликается с приблизительным временем смерти его друга, а дата выхода ленты стоит вплотную к годовщине печального события (в некоторых странах и вовсе совпадает). Картина, по сути, — дань памяти и рефлексия горя одновременно.


После успеха «Варвара» за права на следующий проект постановщика развязалась настоящая борьба, где победу одержал гигант Warner Bros., для которых «Орудия» — уже второй в этому году кассовый хоррор-триумф (весной выходили «Грешники» Райана Куглера). На Креггера возлагали много надежд, а вторая его работа стала чуть ли не самым ожидаемым фильмом лета в жанре ужасов. Судя по откликам аудитории и прессы, по всем пунктам режиссёр не подвёл. Правда, не обошлось без условностей.
Сюжет картины состоит из шести параллельных историй, рассказанных с точки зрения разных персонажей. Постановщик не прибегает к приёму «ненадёжного рассказчика», поэтому зритель превращается в стороннего наблюдателя. Часто камера буквально следует за героем, демонстрируя его затылок, отчего создаётся эффект преследования, как это было, например в «Нежити» Криса Нэша. Изначально частей должно было быть семь, но одну пришлось вырезать в угоду сокращения хронометража. Креггер упоминал, что вдохновлялся «Магнолией», которая тоже рассказывает о переплетении судеб нескольких людей. Но достичь величия ленты Пола Томаса Андерсона — задача не из лёгких, и вряд ли на данный момент по силам молодому постановщику.

Также в проекте чувствуется схожесть с книгами Стивена Кинга и фильмами Осгуда Перкинса и Джордана Пила (последний тоже начинал как комик и даже рвался продюсировать «Орудия»). При этом в ленте, по сути, нет главного героя. С натяжкой можно подумать в сторону Джулии Гарнер, которая буквально недавно была заключена в серебряную тюрьму визуальных эффектов и летала на доске. Однако если у кого-то уже выветрились из головы «Изобретая Анну» и «Озарк», актриса напоминает, что может быть драматичной. Брутальный и растерянный Джош Бролин отлично вписался в историю вместо Педро Паскаля, защитив того от очередной роли отца, жаждущего спасти ребёнка.
Остальные скорее на подхвате, нежели претендуют на первый план. Олден Эренрайк не очень выразительно играет полицейского со склонностью к алкоголизму и неверности. Молодой Остин Абрамс, уже утверждённый на главную роль в следующем проекте Креггера, неплохо перевоплощается в зависимого воришку. А Бенедикт Вонг, хоть и украшает каст своей харизмой, но его здесь не так много, как хотелось бы. Тем не менее, основное внимание всё равно в один момент перетягивает персонаж, о котором лучше не говорить подробно, чтобы не спойлерить. Единственное замечание: именно эту главу вырезали из сценария (хотя вполне могли бы оставить и обойтись без копа, объединив его с хулиганом), а теперь материал думают расширить до полноценного приквела.



«Орудия» едва ли можно назвать страшным хоррором (пара скримеров не в счёт). Но на самом деле ему не обязательно пугать зрителя. Это атмосферная и нагнетающая саспенс мистическая сказка, преподносящаяся как городская легенда, рассказанная закадровым голосом девочки в начале фильма. Не совсем стройная, порой затянутая и местами глупая страшилка для пересказа в лагере у костра. После её завершения может остаться много вопросов, ответы на которые придётся додумывать, однако недостатки не умаляют неоспоримых достоинств: лента отлично написана и талантливо снята.
Однако, учитывая всеобщую похвалу, фильм может попасть в ловушку завышенных ожиданий, когда в нём будут искать больше, чем создатель туда заложил. На такой случай, наверное, стоит проговорить: «Орудия» — сильная, но не гениальная работа весьма перспективного автора, которая должна стать очередным кирпичиком в его многообещающей карьере.


Зак Креггер определённо доказал, что способен вырваться за рамки одного хита. Warner Bros. ещё раз продемонстрировала, что хорошие хорроры делаются не только под эгидой коммерческой машины Blumhouse и высокопарных стремлений Neon и A24. Теперь постановщику предстоит снять Resident Evil для Sony, что станет для него очередным вызовом. Этап громкого дебюта был, подтверждение успеха вторым проектом успешно пройдено, настало время проверки известной франшизой, причём довольно проблемной. Если и этот трамплин Креггер достойно преодолеет, о нём заговорят совершенно по-новому.
