7 декабря в прокат выходит ирландский фильм ужасов «Врата ада» (The Gates) о серийном убийце, который даже после смерти продолжает преследовать жертв, вселяться в их тела и убивать невинных людей. Лента оказалась довольно предсказуемой, что вовсе не плохо, ведь мы часто смотрим подобные картины, зная, чего от них ожидать. Когда будет скример, в какой момент зло победят — видели, знаем! В этом материале разберёмся, какие клише заставляют нас смотреть фильмы ужасов.
Что там, за вратами?
По сюжету фильма в Викторианском Лондоне серийный маньяк Уильям убивает женщин и использует их тела в оккультных ритуалах. Всё для того, чтобы воскресить погибшую жену. Но при жизни он так и не добился результата, а вот полиция — да. Убийцу поймали и казнили на электрическом стуле. Благодаря договору с тёмными силами, дух Уильяма продолжил мучить заключённых, продолжая преследовать свою цель. Прибывшие в тюрьму прославленный спиритолог Люсьен и создатели аппарата для обнаружения паранормальных явлений Фредерик и его племянница Елена решают обнаружить злую сущность и навсегда избавиться от неё.
Успокаивающие клише
Почему мы любим предсказуемые хорроры? Потому что мы понимаем — происходящее нам никак не грозит, исход событий легко предугадать, а к пугающим моментам заранее подготовиться. Понятно, какой герой не доживёт до финала, кого подчинит необъяснимая дьявольская сущность, а кто в последний момент найдёт выход из тупиковой ситуации. Если же фильм ужасов непредсказуем, зритель испытывает вполне реальный страх, что тут приятного? Уж лучше старые-добрые предсказуемые повороты, которые дарят чувство безопасности! Так в чём же они заключаются?
— Стандартное место и время действий
Все мистические события обязательно должны проходить в заброшенном доме, больнице, старой тюрьме, тёмном подвале, морге, странном доме, продающемся почти задаром. Самые жуткие вещи случаются с героями с приближением ночи, а днём каждый пытается выяснить, что же тут не так и в чём собственно дело. При просмотре понятно сразу, что в заброшенных зданиях ничего хорошего произойти не может, а уж в морге или в доме, где кто-то недавно погиб, тем более! Обязательный элемент — тёмный подвал, куда герой спускается, услышав странные звуки. Сложно не предугадать скример, встречу с монстром или маньяком.
В «Обителе тьмы», например, герои попадают на территорию старой больницы, где проводились опыты над людьми. Во «Вратах ада» персонажи занимаются оккультизмом в старой тюрьме, а в «Паранормальном явлении» чертовщина происходит прямо в жилом доме.
— Скримеры и жуткая музыка
Когда всё вокруг затихает, а настороженное лицо героя показывают крупным планом, — жди беды! Через секунду обязательно что-нибудь упадёт, скрипнет или резко откроется дверь. В худшем случае (и, признаться, фатальном) перед персонажем окажется виновник паранормального торжества и расправится с ним. В перерывах будет играть жуткая музыка, чтобы зритель не забывал, что зло всегда рядом. На самом же деле именно по саундтреку легче всего понять, когда в кадре появится что-нибудь жуткое.
— Эксперт по паранормальным явлениям
Если в фильме ужасов появился оккультист или спиритолог — жди паранормальщины! Во «Вратах ада» Люсьен помогает изгнать проклятую душу, в «Изгоняющем дьявола» священник пытается очистить душу девочки, в «Заклятье» эксперты борются с демонической сущностью, живущей в доме.
— Всегда знаешь кто умрёт
Как правило, очень просто различить жертв от тех, кто дойдёт до конца. Герои, опирающиеся на логику и не верящие в потустороннее, первые в очереди! Бегущий в темноте, не разбирая дороги — второй! Наивно решивший, что он сильнее демона — третий! Только тот, кто с самого начала пытался доказать окружающим, что что-то с этим домом (квартирой, человеком — подставь нужное) не так, доходит до конца.
— Финальная схватка!
И вот, казалось бы, герой почти побеждён. Выхода нет, сейчас погибнет последняя надежда на спасение группы. Но не переживайте, в последний момент персонаж получит прилив сил и победит врага! Приятный бонус — заявка на сиквел в виде переселения злого духа во второстепенного героя, а ещё намёки на то, что зло победили, но не до конца.