С импортными автомобилями и портретами членов спортивных команд, с персонажами комиксов и романтическими посланиями — мы расскажем вам об истории вкладышей в СССР и постсоветской России, а также о той культуре, которая родилась из коллекционирования бумажных фантиков от жвачки.
Поколению людей, не заставших «эру вкладышей», вряд ли понятна ценность цветных бумажек, которые изредка можно увидеть под обёрткой современной жвачки: например, «Love is» благодаря своей богатой истории до сих пор остаётся популярной, хотя и уступает по вкусу и дизайну более новым «бубль гумам». Несмотря на это, вкладыш для среднестатистического человека нашего времени — это лишь ещё одна обёртка, на которую, может быть, мельком обратишь внимание, а потом сомнёшь и выкинешь. Однако совсем недавно (по меркам всемирной истории) вокруг вкладышей существовало целое сообщество со укоренившимися устоями, правилами, внутренними конфликтами и даже специальными терминами.
Жвачки-первопроходцы
Первые вкладыши пришли в поздний СССР вместе со жвачкой «Donald», в которой, помимо жевательной резинки, можно было найти вкладыш-комикс, рассказывающий о приключениях одноимённого героя Дональда Дака и других персонажей студии Disney.
После «Дональда» появились Знаменитые «Turbo», «Boomer» (не тот, который чёрный, и не тот, который пожилой!), «Love is» и другие, а везли их преимущественно из Турции и Финляндии. Тогда же появились различные бытующие среди коллекционеров названия для вкладышей: среди них были «вкелдыши», «дональды», а так же «фантики»… не путать с обычными обёртками! Потому как за несколько обёрток часто можно было выменять всего один вкладыш.
«фантик» =/= обёртка
«фантик» > обёртка
Махнёмся?
Итак, о «расценках», а также о том, как и на что меняли цветные бумажки. Начнём с начала, а именно — с покупки жвачки в палатке или на рынке (или с одалживания её у друзей). Надо сказать, что увлечение коллекционированием вкладышей было в основном распространено среди детей школьного возраста, у которых, как правило, не водилось собственных денег. Стоили жевательные резинки порядочно — за столько же можно было, например, поесть в столовой — да и вкусом они часто не отличались. Несмотря на это, жвачки старались не выбрасывать как можно дольше, для чего предпринимались специальные меры: например, можно было добавить в потерявшую вкус жвачку сахар, можно было разделить её на несколько частей и поделиться с товарищем, а можно было жевать одну резинку по очереди (не слишком гигиенично, но такое правда было!)
И вот, вы успешно накопили карманные деньги или выпросили у родителей, и заветный жевательный брусок в ваших руках. Дальше предстоит развернуть, вынуть вкладыш и положить куда-то, где он будет, не помявшись и не порвавшись, храниться до момента, пока не появится возможность поменяться с кем-то на фантик покруче. Крутость фантика определялась по его редкости, а также внешнему состоянию — порванный или до неузнавания вытертый вкладыш обменять было сложнее. Многим даже сама жвачка была не так интересна, как вкладыш, идущий вместе с ней — бывало и так, что о жевательной резинке узнавали только после того, как увидели у кого-то соответствующий фантик.
Тематика изображений на фантиках варьировалась от жвачки к жвачке — у «Турбо» были элитные автомобили, у Cin Cin и BomBibom – футболисты, у Donald и Tipitip — комиксы. Подобные вкладыши в основном собирали мальчики, в то время как Love is и её знаменитые на весь мир романтические зарисовки пользовались большей популярностью у девочек (и тут гендерное разделение!)
Помимо обмена, фантики участвовали ещё и в играх (они появились уже ближе к началу 90-х), по уровню драматичности и последствий уступающих только разве что игре взрослых на бирже (или особо эмоциональным любителям видеоигр). Очевидцы рассказывают, что часто турниры заканчивались слезами и перепалками. Сила фантиков была настолько велика, что могла стать препятствием для крепкой дружбы и подкосить психику самых отважных бойцов: думаем, что если бы Фродо из «Властелина колец» жил в конце 80-х — начале 90-х годов, он бы кидал в Мордор не кольцо, а стопку вкладышей «Turbo».
Свои законы
Кажется, мы не преувеличиваем, когда называем игры в фантики культурным феноменом, а игроков — сообществом. У них даже было своё собственное место для сборов — школьные подоконники (чем шире, тем лучше). Правила игры были довольно простыми:
- Игры были многоуровневые и многоэтапные, был даже специальный этап жеребьёвки;
- Фантик можно было использовать взамен монетки, а вместо орла и решки были цветная и белая стороны;
- Нужно было ударить по стопке вкладышей так, чтобы как можно больше из них перевернулось белой стороной без рисунка;
- Перевёрнутые фантики доставались бьющему, и игра продолжалась до тех пор, пока все фантики не окажутся выигранными.
В виду специфики игры, а также благодаря множеству вариаций правил и даже способов «ударов» по стопке бумажек, жульничество было частым явлением и часто становилось предметом раздора среди игроков.
P.S.
Может быть, сейчас такая влюблённость в мелочи кажется наивной и забавной, но раньше эти бумажки действительно были чем-то большим: они в какой-то степени определяли социальную иерархию в школах и дворах, их наличие или отсутствие влияло на интерес к вашей персоне со стороны других детей, и, в конце концов, сам факт жевания этого заграничного лакомства автоматически относил к особой группе нон-конформистов (потому что учителя за этим строго следили).
Феномен популярности жвачки и её составляющих стал также своеобразной лакмусовой бумажкой, сигнализирующей о тенденциях в советском обществе: люди всё больше начинали стремиться к иностранному, неизвестному, но очень манящему миру. Догадывались ли они, что однажды мир перевернётся и жвачки станут незначительной мелочью, которую бесплатно кладут в счёт в ресторанах?
И, несмотря на то, что современная жвачка стала незначительной и обыденной мелочью, её советские и постсоветские «предки» до сих пор пользуются популярностью в кругах коллекционеров и стоят баснословных денег. Возможно, бывшие школьники не теряют надежду наконец осуществить мечту детства, собрать большую стопку вкладышей и ощутить заветный вкус победы. Уже намного более долгоиграющий, чем у «Клубничной» жевательной резинки.
Обложка — Анна Водчиц