Второй сезон «Саги о Винланде» (Vinland Saga) подошёл к концу. Он был крайне неоднозначно принят публикой, и на это есть понятная причина: вторая часть аниме разительно отличается от первой. После заключительной серии арки рабства на ферме Кетиля, в интернете вспыхнули яростные дискуссии относительно развития главного героя. Не все фанаты «Винланда» остались довольны изменениями характера Торфинна.
«Сага о Винланде» — это история о викингах и христианстве глазами японца. Смесь, конечно, крайне нетипичная, но тем и привлекательная. В основе сюжета реальная история освоения части Северной Америки данами (XI век). У многих персонажей сериала есть прототипы, но всё же не стоит забывать, что автор манги, Макото Юкимура, не стремился сделать документальное произведение. В «Саге о Винланде» много личных мыслей создателя, которые студии Wit и MAPPA («Атака титанов») и режиссёр Сюхэй Ябута отлично перенесли на экран.
В центре повествования — юный викинг Торфинн. Став свидетелем гибели отца от рук наёмника Аскеладда, мальчик, будучи ещё совсем маленьким, поклялся отомстить. Он превосходно овладел искусством боя, совершил огромное количество ужасающих поступков, убил множество невинных людей ради достижения цели. Но всё же ему не было суждено получить успокоение в смерти Аскеладда: Торфинна ждал более сложный путь.
Аскеладда казнил король Кнуд, а Торфинн остался пустым: без желаний, стремлений, будущего. Его продали в рабство, и на этом его история могла бы завершиться. Но именно так начался его рост как личности и воина.
Чувство вины за содеянное стало преследовать Торфинна в снах. Гниющие тела его жертв донимали возбуждённое сознание, вследствие чего он осознал чудовищность содеянного. Став рабом, он также побывал на месте угнетённого, хотя прежде играл лишь роль угнетателя. Такой жизненный путь привёл его к мудрости и милосердию, желанию создать иной мир, где не было бы рабства и войн.
Такая трансформация персонажа внесла глобальное изменение в динамику сюжета и значительно уменьшила количество экшен-сцен. После изменения Торфинна история стала медленнее, многословнее и метафоричнее. Некоторые комментаторы даже посчитали, что во втором сезоне «почти ничего не происходит». Другим изменения героя показались слишком внезапными и необоснованными. Более того, нашлось внушительное количество зрителей, скучающих по хладнокровному убийце Торфинну, пышущему уверенностью и жаждой мести. Куда он делся? Возможны ли вообще настолько кардинальные изменения в столь короткий срок?
Не менее критично отнеслись зрители и к миротворческой позиции «нового» главного героя. Особенно после его устойчивого мнения, что человечество делится на охотников и добычу. Как из этого возникла искренняя вера в будущее без оружия? Да и в целом идея отказа от насилия в XI веке? Изменённое мировоззрение героя сочли утопичным, наивным и неправдоподобным. Жёсткая и для многих реалистичная позиция Торфинна сменилась на неубедительное стремление к «миру, дружбе и жвачке». Беззубое, беспочвенное и бесперспективное…
Конечно, для тех, кто ждёт от сериала только качественные сцены битв и суровый сёнэн, второй и последующие сезоны покажутся не такими увлекательными, как первый. Но «Сага о Винланде» намного шире и глубже, чем этот запрос. И искать в ней нужно не только характерные для сёнэна атрибуты силы и героизма.
Чтобы взять максимум из тайтла, стоит посмотреть на произведение под разными углами. В первую очередь глазами создателя произведения, Макото Юкимуры. Его манга стала издаваться ещё в 2005 году, а идея пришла намного раньше, когда автор был ещё школьником. Для него создать мангу о Винланде было протестом и испытанием. Он никогда не смотрел на эту историю как на развлекательную. На первом месте стояло высказывание, обращение к человечеству, дело и смысл всей жизни. И потому стоит воспринимать «Сагу о Винланде» не просто как любопытный сюжет, облачённый в визуальную обёртку, и уж точно не как исторический пересказ, а как исповедь, личную просьбу. Возможно, смотреть на кровавую борьбу викингов веселее, чем на молчаливое страдание рабов, но если видеть между строк откровение об истинной силе человеческой души, происходящее начинает восприниматься совершенно иначе. В целом любой продукт искусства — это диалог автора и зрителя. В случае с «Винландом» этот разговор плотный, наполненный провокационными вопросами, призывами и иллюстрациями-предостережениями. В нём нет ни одной неуместной или праздной фразы, героя или арки.
Макото Юкимура с самого начала работы над своим детищем знал путь развития Торфинна. Об этом свидетельствуют и те многочисленные крючки, которые можно разглядеть в первом сезоне. Естественно, главная причина такого вектора изменений героя — это его отец Торс. Он был превосходным воином. При этом с самого детства говорил Торфинну, что ни у кого «нет врагов». Он отчаянно избегал кровопролитий и не желал причинять другим боль. «Нет тех, кому можно вредить». Эта мысль отца не могла не отразиться на ребёнке, пусть и для полного осознания смысла этих слов Торфинну пришлось сделать приличный крюк.
В становлении Торфинна также важны Аскеладд и Лейф. Первый, убийца Торса, сделал из Торфинна искусного бойца. Он не занимался этим целенаправленно, но сам факт его существования этому поспособствовал. Аскеладд также ненавязчиво показывал мальчику, увязавшемуся за ним, ужасы войн и тупиковость жизни, строящейся на возмездии. В этом смысле Аскеладд — один из героев-двойников Торфинна. Параллели в их судьбах работают предупреждением, как для зрителя, так и для самого главного героя. Аскеладд был мерзавцем, но никогда — абсолютным злом. Хоть многие его поступки выглядят для современного зрителя чудовищными, Аскеладд лишь действовал в рамках норм, навязанных эпохой. Он испытывал отвращение к битвам, но противостоять сложившемуся укладу не мог. Его мудрость способна была сделать его жизнь благостной и долгой, но гордыня не позволила этому случиться.
Лейф же, друг Торса, был для Торфинна «третьим отцом» и олицетворением той светлой сути, которая никогда не угасала в герое. Именно поэтому Лейф так долго пытался найти и вернуть мальчика домой. Подобно Лейфу, просветление всегда искало Торфинна, но для принятия и понимания нужно время и полная духовная готовность.
Ярким примером того, что в Торфинне всегда сидел герой, которого мы наблюдаем во втором сезоне, стал инцидент в английской деревне. При участии Торфинна было сожжено и разграблено целое поселение. Но прежде, чем он подал сигнал о начале нападения, его приютила пожилая женщина. Она отнеслась к мальчику с трепетом и состраданием, так как сама потеряла сына его возраста. Ей не было важно, откуда Торфинн и какие у него цели. Она спасла ему жизнь и отнеслась по-человечески из-за ностальгии и душевной доброты. Хотя ей было ясно, что мальчишка — чужак, она не могла отдать его на растерзание войнам. Это её и погубило. Вместе с дочерью и всей деревней её сжёг отряд Аскеладда. Торфинн пытался предупредить ухаживающую за ним семью, но побег не удался. Он приговорил к смерти людей, которые позаботились о нём, как о родном. И это глубоко его потрясло и навсегда осталось в памяти.
Этот эпизод часто являлся ему во снах как общая иллюстрация войны. Даны рассматривали насилие как абсолютную норму, и Торфинн сам долго был приверженцем подобных методов выживания. Но наблюдая кровопролитие с иной стороны, с позиции жертв, герою не сложно было начать сомневаться в своих подходах. Более того, даны сражались за право попасть в Вальхаллу, загробный мир для настоящих воинов. Рай для героев соблазнял мужчин убивать, а бездумная вера оправдывала любое зверство. Так как Торфинном двигала месть, а не желание лучшей жизни после смерти, не на каждый свой поступок он мог найти достойное оправдание. После смерти Аскеладда, туман злобы развеялся, и перед незамутнённым местью и религией взглядом Торфинна предстала картина его бессердечного похода по головам.
Отсутствие веры у главного героя в начале пути действительно сыграло немаловажную роль в его трансформации. Всё ранее перечисленное стало плодородной почвой для постепенных изменений в его характере. Но почему всё же эти перемены про силу, а не слабость?
« – А теперь скажи мне, что это ты всё время употребляешь слова "добрые люди"? Ты всех, что ли, так называешь?
– Всех, – ответил арестант, – злых людей нет на свете»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Конечно, в ответе на этот вопрос трудно увернуться от христианских положений. Сочувствие и сострадание, принятие и всепрощение — всё это в библейских текстах считается праведным. С этим можно спорить, но в контексте жизненного пути Торфинна приход к христианской морали выглядит понятным противовесом, способным сбалансировать грехи прошлого. Примечательно, что знакомство с Библией происходит в доме Сверкера, ещё одного авторитетного наставника.
«Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердный разрушает плоть свою» (Прит. 11:17)
Отказ от оружия, мечта о новом, лучшем месте, доброта и понимание ближнего своего — исцеление для Торфинна. Жажда отмщения разлагала его тело и душу. Он не только причинял вред другим, но и калечил себя, был крайне несчастным и одиноким человеком. Критика прошлого в его случае — это не только прекращение деструктивного образа жизни и мышления, но и акт колоссальной решимости. Не каждый найдёт в себе столько смелости, чтобы увидеть, а после принять свои ошибки, полюбить людей, откинув ярлыки, не злоупотреблять собственным превосходством (например, физической силой) ради доказательства правоты… на всё это необходимо гигантское количество моральных затрат. И именно до смирения и избавления от клинков Торфинн был слабым, ведомым глупостью, обидой и претензией по отношению к окружающему. Об этом говорит Аскеладд в их последнем поединке. Торфинн усвоил урок.
Конечно, искупление грехов, гуманизм, пацифизм — не единственный путь создания «идеального мира». Но такая дорога подходит конкретно этому персонажу. Макото Юкимура при этом не оставляет своих фанатов без альтернативной истории: для этого в «Саге о Винланде» и существует Кнуд, главный герой-двойник Торфинна. Их судьбы похожи: оба потеряли любимого человека в травмирующих обстоятельствах и юном возрасте, оба пришли к ощущению собственной воли и власти над своей реальностью, оба одержимы мечтой о сотворении лучшего мира без рабства и войн. Но если Торфинн принял некоторые христианские ценности, будучи далёким от веры, то Кнуд, наоборот, разочаровался в Боге после долгой жизни с молитвой на языке. В итоге Кнуд превратился из святоши и неженки в хладнокровного убийцу, а Торфинн совершил обратное. В этом случае Торфинн исцеляет себя ради других, становится счастливее и цельнее на пути к мечте. Заранее отказывается от любых войн, ещё не построив само место, свободное от них. А Кнуд, выбрав войну ради прекращения войны (клин клином вышибает!), постепенно сходит с ума. Этот принцип действий для достижения масштабной задумки имеет место быть, но кажется абсурдным. Как может мир, построенный на трупах, быть радужным, светлым и избавленным от несправедливости?
На фоне такого недоумения планы Торфинна по созданию райского края выглядят даже более многообещающими, чем шаги более влиятельного Кнуда. Хоть с высоты XXI века понятно, что никакой из вариантов не состоятелен в полной мере, важнее другое. Главный герой — это крик автора о том, какими нам всем стоило бы стать. Благодарными, милосердными, прощающими других и себя в том числе. Принимающими, видящими истину, не путающими её с гордыней и трусостью. Если бы каждый хотя бы попытался стать таким, то, вероятно, мироздание без рабства и войн было бы возможным. Кажется, Юкимура в это искренне верит.
«Сага о Винланде» гениально описывает гигантскую работу над собой. Любое изменение — это преодоление и титанический труд. Произведение также подчёркивает важность критического мышления и рефлексии. Внимание к окружающему рождает чуткость и позволяет увидеть причинно-следственные связи. Это здорово помогает понять людей и их мотивы, а значит — жить в мире и приносить друг другу радость. И в желании счастья «для всех, каждому» есть истинная сила духа, вопреки мифам о мужественности и воинской чести.
И потому, у нас нет врагов.
Никто не заслуживает вреда.
И нет ничего могущественнее милосердия.