В кинотеатрах вышел сиквел «Венома» (Venom: Let There Be Carnage) с Томом Харди в главной роли, снятый Энди Серкисом. Если вы ждёте кровавой резни (или Карнажа), то у нас для вас плохие новости: это любовная история, а не супергеройское кино. Там, конечно, есть все составляющие фильма по комиксам, но они меркнут по сравнению с отношениями Эдди Брока и Симбиота. И кажется, «Веном» не мог пойти в более верном направлении.
Давайте сразу уточним, чтобы вы не пугались, что речь не о сексуальных отношениях, а о романтических. Тут аллюзия, скорее, не на любовников, а на семейную пару. В первой части Брок и Веном только знакомились, узнавали друг друга и налаживали связь, но уже тогда в их отношениях были романтические подтексты и намёки. Причём жирные такие намёки — настолько, что после выхода фильма люди начали активно шипперить двух героев, прозвав их пару Symbrock. Вот, например, статистика поисковых запросов в Google, по которой прекрасно видно всплеск после премьеры.
Понятно, что эти отношения далеки от обычных: мало кому в реальности доводилось встречаться с инопланетным симбиотом, наделяющим носителя сверхспособностями. Но в корне своём Брок и Веном — классическая пара, которая учится уживаться вместе. Более того, многие философы и психологи сравнивают удачные пары с единым организмом: они разделяют боли и радости, помогают друг другу и зависят друг от друга, да и в целом жить не могут раздельно. Само выражение «вторая половинка» подразумевает, что вместе вы становитесь чем-то большим. Например, Веномом.
Симброк, на самом деле, зародился уже очень давно, ещё в комиксах, где романтических подтекстов было выше крыши. Эдди и Веном обменивались фразочками вроде: «Я тебя не оставлю», «Не бросай меня», «Я без тебя не могу» и так далее. Можно найти реплику Эдди, после которой отпадают вообще все сомнения: «Он дал мне нечто, что не может дать ни одна девушка». А «Веном» даже однажды сравнил их связь с браком. А ещё в шведском языке venom и marriage — это одно слово gift, но мы отвлеклись. Поглядите лучше, на один из приличных артов, порождённых Симброком.
Проблема в том, что отношения Венома и Брока в комиксах долгое время были токсичными (сейчас уже получше) — они оба не раз делали подлые вещи по отношению к партнёру. И связано это с Человеком-пауком: в большинстве сюжетов именно Питер Паркер становится первым обладателем Симбиота, но после избавляется от него. На этой почве Веном ищет себе ребаунд (прямо как Рик с Двумя Воронами), заполнитель пустоты после расставания, и им становится Брок, который тоже не в ладах с Паркером. Их отношения как раз базируются на обоюдной ненависти к Паучку, поэтому Веном и становится злодеем. Их отношения токсичные в корне, и поэтому не были суперпопулярными среди фанатов комиксов.
Но потом появился фильм с Томом Харди, в котором Человек-паук отсутствовал, и любовный треугольник превратился в любовную прямую. Из-за авторских прав («Веном» пока что находится у Sony, а Спуди уже частично перешёл в MCU Disney) создатели внезапно наткнулись на золотую жилу ещё не исследованных нюансов одной из самых странных парочек в комиксах. Могут ли Брок и Веном быть счастливы вместе, если убрать токсичный фундамент их отношений? Первый фильм как раз строил этот новый фундамент, а второй решил попробовать возвести что-то над ним. И, кажется, с успехом.
Брок и Веном уже год как в отношениях и сожительствуют в начале второго «Венома», но сразу видно, что у них не всё в порядке. Забегая чуть вперёд, они подозревают, что не могут жить друг без друга, но пока ещё не признают этого. Также они не считаются с желаниями партнёров: Веном настаивает на том, чтобы поесть человечины, несмотря на то, что Брок всеми силами старается не допустить смертей. Да и в целом, симбиот просто извёл носителя своими хотелками и требованиями, а сам Эдди пока что относится к нему как к паразиту. Весь фильм они будут постепенно понимать, насколько нужны друг другу.
Небольшой спойлерный абзац. В определённый момент фильм доходит даже до семейной ссоры — вплоть до оров на всю улицу и выбрасывания вещей из окна — которая привела к временному расставанию героев. Как видите, романтический подтекст во втором «Веноме» подаётся прямо в лоб. Но на деле его не так просто заметить, потому что мы не привыкли искать настолько сильную любовную линию в супергеройских фильмах — обычно всё ограничивается пассией главного героя, а тут прям семейная пара. Не хватает только совместной психотерапии, и была бы романтическая драма, а не кинокомикс.
Диссонанс также видно по сюжетной линии Карнажа и ожиданию зрителей. С начала фильма нам нагоняют красок и жути с помощью серийного убийцы Клетуса Кэссиди, который позже получит своего кровавого симбиота. Он порешал тучу людей, весь из себя такой хладнокровный и внушающий страх — волей-неволей начинаешь представлять, что же он будет вытворять, когда получит суперспособности Карнажа. Вот прям кажется, что фильм закончится чуть ли не самой масштабной резнёй в истории кинокомиксов, но…
Сюжет Кэссиди тоже сводится к истории любви: он всё делает ради своей возлюбленной, с которой его разлучили в подростковом возрасте. Да, он веселится с Карнажем, по дороге убивая случайных прохожих, но цель у него одна — его «ангел», также известная как Визг (аналог Канарейки из DC). В комиксах Кэссиди даже забросил своё убийственное хобби ради возлюбленной — настолько сильна их связь. И фильм через Карнажа будто насмехается над нами: «Хотели супергеройское кино? Не-а, вот вам романтика, приятного аппетита».
И именно Карнаж, сын Венома, как и во многих реальных отношениях, становится поводом для единения партнёров, которые вроде как потеряли общий язык. Абсолютно очевидна аллюзия на «Ой, сынок совсем от рук отбился, потому что родители не в ладах, нужно исправлять, давай обратно сойдёмся». И как раз после этого Брок и Веном приходят к нормальным отношениям, в которых они принимают друг друга такими, какие они есть. В которых они готовы пойти на всё ради партнёра. В которых они становятся чем-то большим, чем сумма слагаемых. В которых «Веном» становится чем-то большим, чем очередной банальный кинокомикс Marvel.
Он становится романтической комедией, которая держится на динамике между партнёрами. Перепалки и диалоги Венома и Брока в сиквеле просто вышка, блещут остроумностью и дарят действительно смешные моменты. Но самое важное, что фильм тщательно исследует модель, по которой строятся большинство отношений в реальной жизни, и ему точно есть что сказать по этому поводу. Быть может, кому-то «Веном 2» даже поможет наладить личную жизнь, если, конечно, получится посмотреть на него сквозь дымную завесу супергеройского кино.