В этом апреле в мировой прокат выходит новая вампирская лента «Ренфилд» (Renfield) режиссёра Криса МакКейя, знакомого многим по лего-фильмам. Кинокартина рассказывает о клыкастом любимчике графе Дракуле и его помощнике. Приятный бонус — главные роли исполнили сразу два Николаса: Кейдж и Холт. Но сегодня речь пойдёт совсем о другом кино. Для тех, кто не знает или просто подзабыл, рассказываем: «Ренфилд» — не первая вампирская роль Кейджа. В конце 80-х актёр принял участие в проекте «Поцелуй вампира» (Vampire's Kiss) Роберта Бирмана и ненароком стал одним из главных героев мемов. Попробуем разобраться, чем же цепляет эта лента.
Николаса Кейджа по праву считают одним из самых эксцентричных и мемных актёров за всю историю кинематографа. Начав карьерный путь с фильмов своего дяди Фрэнсиса Форда Копполы, Николас успел проявить себя во множестве проектов, в том числе и спорных, к которым зрители порой относят и «Поцелуй вампира». Первые роли актёра закрепили за ним статус простака-романтика из ленты «Пегги Сью вышла замуж». Однако популярность настигла Кейджа в совершенно других амплуа.
Основные черты «кейджеского» стиля проявили себя в «Поцелуе вампира». Николас мечтал воссоздать образ актёров немецкого экспрессионизма — Макса Шрека и Конрада Фейдта. Конечно же, у него это получилось. Главный актёрский приём Кейджа в фильме Бирмана и последующих лентах — уход от естественности в угоду гиперэкспрессии. Для реализации этой цели актёр использует яркие жесты и мимику. «Поцелуй вампира» целиком построен по такому принципу. Недаром кадры фильма разлетелись на легендарные мемы, среди которых и знаменитый You don’t say? в разных вариациях и искажениях.
Обратимся к самой истории. По сюжету литературный агент Питер знакомится с очаровательной вампиршей Рейчел (Дженнифер Билз). Одного укуса девушки хватает, чтобы жизнь героя кардинально сменила вектор развития. Читайте — пошла под откос. Дело в том, что Питер начал медленно, но верно превращаться в упыря с жаждой крови, боязнью света и прочими вампирскими заскоками. Правда, с некоторыми оговорками, к которым мы вернёмся чуть позже.
В основном все сюжетообразующие сцены выстраиваются в трёх пространствах — офисе, квартире героя и кабинете психотерапевта. Терапевтическим сессиям уделено огромное внимание. Через диалог Кейджа со специалистом зритель хотя бы немного вливается в суть происходящего, пытаясь понять мотивы и чувства персонажа. Однако нельзя сказать, что сцены наполнены каким-то глубинным смыслом, скорее — фарсом. Например, на одном из приёмов Питер эксцентрично перечисляет все буквы латинского алфавита. Получается, психику не успокоили, зато интеллектуальную разминку провели.
Но вернёмся к кровопийцам. По негласным законам, в вампирских лентах существуют два метода превращения персонажа в кровососа. Первый — обычный укус. Второй — непосредственное переливание вампирской крови в организм человека. По большей части вампиры пользуются именно вторым способом. В нашем случае речь могла пойти о новой технологии — передаче сверхспособностей через поцелуй. Но этого не произошло. Роберт Бирман решил заинтриговать названием, но обойтись без заморочек в самом сюжете, поэтому Питера просто кусают в шею.
Естественно, мы можем выйти на метафоричный уровень. Рейчел кусает героя во время условного полового акта. Условного потому, что для вампирши он означает лишь приём пищи. Она затаскивает его в постель, раздевает до трусов и просто высасывает кровь. Похоже, только герой считает этот обряд сексом.
Сразу после укуса Питеру кажется, что он медленно превращается в кровопийцу. Именно на этом моменте у зрителей возникает первое сомнение в реальности происходящего. Герой режется бритвой именно в том месте, где несколько часов назад ему оставили укус, а потом приносит кофе в пустую постель. Как говорится, у всех свои заскоки.
Разберёмся с тем, как Роберт Бирман изображает вампиров (точнее — как их видит Питер). Что после обнаружения укуса делает герой? Резко надевает солнцезащитные очки, прячется от крестов и покупает накладные клыки. Этот жест — ещё один сигнал ирреальности происходящего. Кстати, возьмите на заметку — если у вас по каким-либо причинам не растут клыки, просто воспользуйтесь пластмассовыми. Они не такие острые и функциональные как настоящие, зато супербелые. Это как вставить вампирские виниры — роскошь на грани разорения.
Вампиризм — не единственная тема фильма. Параллельно с ней «Поцелуй вампира» рассказывает об офисном буллинге. Главная суперсила, которую приобретает герой после действия вампирских чар, — повышенная эксцентричность, сопровождающаяся паранойей. Питер терроризирует свою помощницу Альву, пытаясь добиться выполнения поставленной задачи, — поиска «столетнего» контракта. В какой-то момент ситуация доходит до истерики девушки и тотального помешательства героя. Именно эти сцены и разлетелись на многочисленные мемы.
В этой связи стоит поговорить не столько о самом персонаже, сколько об актёрской игре Кейджа. Николас настолько погружается в роль, что в какой-то момент зрителю сложно отделить настоящее помешательство от сыгранного. Кому-то чрезмерная экспрессия покажется жутким переигрыванием на грани циркового выступления. Однако в граничащем с истерией поведении как раз и заложен драматургический ход. С каждым кадром герой становится всё более жутким — если в начале ленты зритель неосознанно испытывает к нему сострадание (он кажется жертвой), то к середине чувство жалости сменяется ужасом и разочарованием. Кейдж заставляет зрителя выйти из зоны комфорта. Питер берёт на себя роль главного злодея фильма.
С первого взгляда образ Питера прост и довольно комичен. Однако герой Кейджа — совсем не плоский персонаж. Его мотивами движет нервный срыв, отчасти порождённый одиночеством. Большую часть времени Питер выживает за счёт случайных связей. До встречи в вампиршей герой знакомится с девушкой Джеки (Кейси Леммонс) и пытается построить с ней романтические отношения. Любая попытка встретиться с потенциальной партнёршей заканчивается провалом — Рейчел перехватывает Питера и рушит все планы. Возможно, фантазии о вампирше помогают герою не выходить из зоны комфорта. Привыкнув к одиночеству, он любыми способами пытается прервать развитие близости — филофобия воплоти.
Под конец фильма зритель понимает, что всё это время герой превращался не в кровососа, а в психопата. Рейчел и вампиризм оказались сплошными галлюцинациями. Грани помешательства Питера можно условно связать с приёмами пищи: сначала он съедает таракана (кстати, на съёмках Кейдж лакомился настоящими насекомыми), потом — голубя, а следом убивает человека пластмассовыми клыками. Оправдание содеянного герой находит в воображаемом диалоге с психотерапевтом.
По итогу мы получаем чрезмерно экспрессивную вампирскую комедию без намёка на ужастик или нечто подобное. Оправданы ли зрительские ожидания? Судя по отзывам, нет. Но должно ли вампирское кино соответствовать каким-то жанровым канонам? Довольно спорный вопрос. Вампиры бывают и вселяющими страх, и комичными, и даже романтичными. Просто выберите своего!
Уверены, в глазах многих «Поцелуй вампира» так и останется комедией без излишеств. Однако не стоит рассматривать ленту только с одной позиции. Как мы уже говорили, это кино и о сюре, и о буллинге, и даже об одиночестве. Таким выводом мы мотивируем вас пересмотреть фильм ещё раз. Не пожалеете! А в обсуждении этого текста можно обменяться мемами с Кейджем (раскрыли вам главную причину публикации).