В середине сентября в прокат вышел фильм «Узники страны призраков» (Prisoners of the Ghostland) японского режиссёра Сиона Соно с Николасом Кейджем в главной роли. Актёр, между прочим, сказал, что это самое безумное кино в его карьере (а конкурентов много, например, «Свинья» или адаптация Five Night at Freddy’s). И знаете что? Кейдж не соврал. «Узников страны призраков» даже фильмом назвать сложно, это какая-то ядерная солянка из всего подряд, которая получилась на удивление вкусной.
Для начала немного о сюжете — в принципе, в самом фильме он не особо важен, но поможет понять общую картину. Герой Николаса Кейджа (его так и зовут — Герой) — преступник со стажем, до поры до времени остававшийся неуловимым. И вот Губернатор, которому удалось его поймать, предлагает обмен: свободу на вызволение сбежавшей внучки из Страны Призраков. Это такое удалённое место, которое кучка поехавших людей превратила в культ поклонения… чему-то, толком непонятно. А чтобы Герой не напортачил, Губернатор одевает его в костюм со взрывчаткой.
Этот роудтрип — лишь фон для истинного безумия, которое кроется в декорациях, костюмах, концепциях, речах, битвах и т. д. Возможно, как раз из-за этой условности сюжета «Узники страны призраков» не ощущаются как фильм. Их даже сложно кому-то посоветовать, они понравятся очень немногим (видно по оценкам фильма). Это не то кино, которое пригласит вас присесть, чтобы послушать кулстори и расслабиться. Это кино, которое будет бить вас по голове всякой дичью, чтобы вывести вас из равновесия и оставить в полном недоумении, что вы только что посмотрели.
«Узников страны призраков» сложно причислить к какому-то конкретному медиуму. После просмотра у меня в голове несколько часов крутилась мысль: «Это точно НЕ кино». Театром не назовёшь тоже, слишком там всё кинематографично. По ощущениям, наверное, самыми близкими будут те детские рождественские постановки, которые так любят показывать в американских фильмах. И это не про актёрскую игру (камон, там Кейдж и София Бутелла!), а про какое-то странное ощущение праздника.
Фильм построен как легенда о Герое, а поставлен так, будто её воссоздали местные жители, для которых эта история стала мифом и легла в основу народных гуляний. Тут всё с размахом, песнями, плясками, шикарными нарядами, ритуалами, квестами и т.д. На каждый замес сбегается весь город, а многие жители делают всё наигранно и с улыбками на лице, будто веселятся. Если вас такое привлекает, то «Узники страны призраков» к просмотру обязательны.
Мифическую составляющую усиливает подходящий подтекст — фильм во многом посвящён сбросу ядерной бомбы на Хиросиму. Страна призраков — по сути своеобразное чистилище, в котором застряли жертвы взрыва. Они 24/7 тянут вниз стрелки гигантских часов, которые остановились на моменте до ядерного удара, чтобы не допустить катастрофы. Они не могут покинуть это место, некоторые принимают обет молчания и переодеваются в манекенов, кто-то превращает своё существование в бесконечный рассказ о взрыве. Фильм кажется сумбурным, но когда проходит недоумение, подтексты считываются довольно легко, так что оставим это вам.
Вернёмся к солянке: её подают к праздничному столу, но из чего она сделана? Ответ: из сеттингов, в фильме их просто туча. Страна призраков частично похожа на «Безумного Макса» — постапокалиптическая пустыня и накрученные тачки прилагаются. Помимо этого, она отдаёт ароматом «Алисы в Стране чудес», благодаря сюрреалистичности всего происходящего и отсылкам. В некоторые моменты кино превращается в аниме (не буквально) по наигранности, интонациям и ситуациям. Местами проскальзывают самурайские фильмы, порой всё становится похоже на документалку о народности, да и ту же «детскую постановку» можно выделить как отдельный сеттинг.
И всё это базируется на ещё одном смешении сеттингов, потому что город Губернатора — это такая маленькая японская деревушка, пропитанная колоритом Дикого Запада. То есть на экране сосуществуют ковбои и самураи, классическая японская архитектура облеплена неоновыми вывесками и плакатами, а в доме с бумажными стенами и японским садиком может висеть яркий диско-шар. Выглядит это, конечно, смехотворно (с диско-шара я засмеялся в голос), но так режиссёр, очевидно, размышляет на тему того, как американская культура захватывает мир. Мы и сами с таким знакомы не понаслышке, так что заставляет задуматься.
Ну и Николас Кейдж, конечно же, сам по себе — тоже отдельный сеттинг. Когда он выходит на первый план, «Узники страны призраков» становятся о нём и только о нём. Но, к счастью, режиссёр всегда вовремя отодвигает его на второй план, чтобы дать разгуляться другому сеттингу. Тем не менее, актёр явно веселился на съёмках фильма, дал волю своему безумию. Например, он несколько раз толкает речи, которые вроде как серьёзные, но вызывают истерический смех. Хорошо играть он тоже не забывает, но это уже вкусовщина, а Кейдж — одна из самых спорных фигур кинематографа.
«Узники страны призраков» — уникальный проект, который подарит вам не менее уникальные ощущения. Если вы ищете что-то, что растрясёт ваше восприятие кино, крайне рекомендуется к просмотру. Если вы фанат Кейджа, фильм пропускать попросту нельзя, у актёра сейчас идёт успешный год, и он старается. Если вам нравится японская культура, то «Узники страны призраков» напомнят, чем она так хороша, и заставят задуматься, а не теряем ли мы её. Вдобавок ко всему этому вы получите одни из самых смешных моментов в кино 2021 года.