Как сделать крепкий хоррор за гроши? Да ещё так, чтобы при этом не «слизать» у западных успешных коллег? Настоящая задача со звёздочкой. Как с этим вызовом справился Сергей Винокуров, взявший за основу своего «Упыря», казалось бы, избитую вампирскую тематику? Читайте в нашем материале.
«Ко мне, упыри, ко мне, вурдалаки!»
Забытый богом провинциальный городишко раздирают распри между разными бандитскими группировками. Нет, это не логлайн «Слова пацана». Так начинается боевик 1997 года «Упырь», снятый режиссёром Сергеем Винокуровым совместно с киностудией имени М. Горького в Кронштадте. Завязка картины напоминает современный сериал «Пищеблок» (2021) по мотивам одноимённого романа Алексея Иванова. Если коротко описать сюжет — вампиры среди нас. Если у Иванова кровопийцами были обращённые тёмным стратилатом пионеры, то здесь настоящие вампиры — бандиты, терзающие город. Можно вспомнить ещё один недавний сериал — «Вампиры средней полосы» (2021—2022), где эти фантастические существа — самые обычные люди, живущие в Смоленске.
Герою, сыгранному Алексеем Серебряковым, предстоит истребить главного упыря и спасти проклятый город, добраться в который можно только на пароме. Перед зрителем развернётся напряжённая борьба между честью и любовью, добром и злом, благородством и предательством. Чтобы спасти обречённый город, герою придётся пожертвовать самым ценным и даже потерять себя.
Бандиты, вампиры и ученик Якобсона
Одно из главных достоинств фильма — его самобытность, за которую картине можно простить любые недостатки. Да, можно увидеть параллели и с путешествием в загробной лодке, управляемой Хароном, и с культовым тарантиновским боевиком «От заката до рассвета» (1996), и с «Интервью с вампиром» (1994) Нила Джордана. Всё это, конечно, заложено в подтексте, но Винокуров создаёт оригинальную концепцию — взяв популярный ещё со времён романтизма сюжет о вампирах, он отсылает зрителя к узнаваемому сеттингу провинциального города и к знакомой обшественной ситуации.
На выходе получаем ребёнка-Франкенштейна Алексея Балабанова и Стефани Майер. Герой Серебрякова — не бледный и загадочный Эдвард и не накаченный красавчик-оборотень, а обычный понятный, «ровный» мужик с сигареткой «Беломора» в зубах. Одной рукой он «мочит», не вынимая той же сигареты, зажатой между зубов, другой — спасает девицу в беде, дочь местного криминального авторитета.
Формула успеха
В чём же секрет уникальности этой картины? Пусть это не шедевр, но буквально из подручных средств Винокуров создаёт добротный микс из тарантиновского боевика и, казалось бы, инородного отечественному кинематографу хоррора. Взяв извечную, перелопаченную со всех сторон вампирскую тематику, режиссёр добивается аутентичного звучания своей картины. Вдохновившись западными образцами и национальным фольклором, он не идёт по пути слепого подражания, а создаёт аутентичную историю, в которой точно фиксируется банальность зла.
Рядовая картина превращается в некотором роде социальное высказывание, в котором воплотился дух времени. Узнаваемые балабановские декорации соседствуют с романтическим экзотизмом. Прибавим к этому харизматичный, брутальный образ охотника за упырями, блестяще сыгранный Серебряковым, и классический сюжет о любви и самопожертвовании. Удивительно, что даже спасение «девицы в беде» здесь не выглядит заезженным, потому что стереотип этого классического сюжета неожиданно ломается в финале.
Конец фильма прочитывается чуть ли ни как притча: победив дракона, важно самому не стать драконом. Но что, если твой главный враг — ты сам? Герою придётся столкнуться с выбором из классицистических трагедий: что же важнее, долг или любовь? Способен ли он пожертвовать самым близким человеком ради общего блага? Какой выбор сделает главный герой — узнаем в эфире телеканала 2х2.
Смотрите «Упыря» 8 февраля в 17:00 и 9 февраля в 18:45!