С 2021 года на Hulu выходит сериал «Убийства в одном здании» (Only Murders in the Building) — два сезона мы наблюдаем за трио соседей, расследующих запутанные дела «Арконии» — многоквартирного дома в Верхнем Вест-Сайде. По стечению обстоятельств главные герои, которых играют Стив Мартин, Мартин Шорт и Селена Гомес, — огромные фанаты true crime (криминальных) подкастов, потому ведут следствие почти что в прямом эфире своего проекта «Убийства в одном здании». Возможно, этот сериал не станет правдоподобным гидом, как запустить собственный подкаст, но точно будет отличным выбором для марафона — хоть осеннего, хоть зимнего, да какого угодно.
Стоит проговорить, что звёздное трио в главных ролях — Селена Гомес, Мартин Шорт и Стив Мартин — ещё и исполнительные продюсеры проекта, а последний вдобавок и автор идеи. Вместе с Джоном Хоффманом («Грейс и Фрэнки», «В поиске») они придумали сериал и отдали его на режиссуру команде специалистов, в числе которых Джеми Бэббит («Орвилл») и Джуд Вэн («Бесстыжие»). В итоге, почти за полтора года проект получил на Rotten Tomatoes 91%, а мы держим кулачки в надежде на третий сезон (что, судя по финалу второго, вполне реалистично).
Переходим к сюжету. Жилой дом на Манхэттене резко эвакуируют из-за пожарной тревоги. В ожидании, когда уже получится вернуться, Мэйбл Мора (Селена Гомес), Чарльз-Хейден Сэвидж (Стив Мартин) и Оливер Патнэм (Мартин Шорт) случайно знакомятся за обсуждением тру-крайм подкастов. Оказывается, все трое безумно любят жанр, и, предсказуемо, когда в доме обнаруживают убитого соседа, они понимают — это их шанс запустить свой собственный проект. Немного помешкав, персонажи берутся за расследование в качестве любителей-детективов.
Комедийный вайб, небольшой хронометраж в полчаса на серию и потрясающий отыгрыш актёров с первой же серии сделают просмотр максимально комфортным. И хотя героев в «Убийствах» явно больше, чем три, авторы вводят их постепенно, так что не придётся ломать голову, кто за что в сериале отвечает. Единственная условность, которую сразу стоит принять за данность, — это неправдоподобное представление работы над подкастом. Проект героев очень быстро собирает свою аудиторию, входит в топ-чарты, когда в реальности за кадром остаются многочасовой монтаж выпусков, фичеринг на платформах, кропотливое и долгое привлечение аудитории. Конечно, порой процессы протекают быстрее, однако для этого нужна уже раскрученная платформа для старта, какой у героев, конечно же, нет. Но это всё лирика и мелочи, которые совершенно не портят впечатление от просмотра.
Как (не) достать соседа
Авторы вообще продумали всё очень грамотно: феномен соседства с самого начала оправдывает, как таким разным, на первый взгляд, героям удалось познакомиться — они просто живут в одном доме! Мэйбл приглядывает за квартирой тётушки, находящейся в затяжном ремонте. Чарльз-Хейден — актёр одной роли — переживает кризис в свои 75 лет. А Оливер Патнэм всё ещё доказывает окружающим, что он востребованный специалист в театре, параллельно пытаясь собрать средства на аренду.
Такие разные миры живут по соседству, и пространство тоже многое рассказывает нам о героях. Комнаты Мэйбл оправданно обшарпаны — лишь одну стену она разрисовывает, решаясь на откровение попробовать себя в работе художницы. Жильё Чарльза, который пытается быть острым на язык (что у него, конечно, иногда (= очень редко) получается), полностью копирует героя: вот и плакат с надписью «Nice. Hot. Vegetables» на кухне тоже пытается заигрывать с гостями. А вот комнаты Оливера напоминают квартиру «зрелой интеллигенции» — винтажная, но не бюджетная мебель, бесконечные узоры, ковры, перманентно заполненный бар и, конечно, соседствующий французский бульдог.
Два сезона мы наблюдаем, как меняется и их отношение к соседству. Если поначалу герои не всегда готовы допускать кого-то в личное пространство, то со временем без стеснения заявляются к друзьям домой в пижаме и халате. Но не только их квартиры задействованы в сюжете.
Дом, в котором
Сам дом становится полноценным героем этой истории, которого создатели сериала, как и персонажей, раскрывают постепенно. То во всём районе резко выключают электричество, а доползти до 14 этажа без лифта — задачка не из лёгких, когда тебе за шестьдесят; то запасной выход становится главной локацией серии; а то и вовсе обнаруживается «двойное дно» у постройки. Такой фокус на здании даёт авторам возможность уходить от банальных сюжетных поворотов, как это часто бывает в детективах, — если первый сезон ещё возможно сделать интригующим и нестандартным, то чем дальше в продакшн — тем больше дров.
К счастью, «Убийства» лишены типичных историй вроде любимой стратегии сценаристов «Давайте запрячем основной конфликт в прошлое персонажа или сделаем его психически невменяемым. А потом воскресим». Авторы не игнорируют пресловутые ходы коллег, а скорее смеются над ними, параллельно выдавая зрителям свеженькую детективную историю, которую не так-то просто распутать.
Экранные любимчики
Ещё один штамп, от которого уходят создатели, — это полноценные эпизоды, посвящённые прошлой жизни героев. Безусловно, флэшбеки в сериале есть, но они не перетягивают одеяло повествования на себя. Чаще всего герои вообще случайно вбрасывают факты о себе, тем самым снижая градус пафосности всех этих бесконечных вставок-воспоминаний, какими грешат многие похожие сериалы.
И, конечно, невозможно не отметить игру Мартина, Шорта и Гомес. Все три героя совершенно разные, но химия между ними чувствуется с первых же совместных сцен. Интересно наблюдать за тем, как выстраиваются их отношения друг с другом: так, например, заметно, что Оливер и Чарльз постоянно проецируют на Мэйбл образ дочери, когда сама девушка общается с обоими коллегами не как с батями. Возможно, она тоже переносит на них образ отца, но относится к ним скорее так же, как общаются с родителями уже повзрослевшие дети. Она видит и принимает их недостатки, привыкает к характерам мужчин и спокойно перехватывает ответственность и инициативу, когда этого требует общее дело.
В итоге мы получаем как минимум — новых экранных любимчиков и комфортный сериал, как максимум — ещё и не избитую историю, которую классно рассматривать и с точки зрения соседства, и со стороны детектива. Плюс, если первый сезон кажется просто забавным сериалом, то второй заставит вас орать после финала — настолько он потрясающий. Теперь интересно, что приготовят нам авторы в следующий раз, а пока остаётся только смотреть (или пересматривать) то, что уже выпустил Hulu.