В рамках тематического месяца «Герои с плакатов» рассказываем про персонажей, сформировавших нашу идентичность. Чуть раньше мы проверяли ваш психологический возраст с помощью нашего теста, а сегодня обсудим легендарные троицы!
Задавались ли вы вопросом, почему в наших любимых фильмах и сериалах так часто появляются трио? По законам кинематографа, между двумя героями-неразлучниками всегда стоит персонаж, создающий баланс. Поп-культура использует этот троп уже несколько десятилетий, и мы решили выяснить, откуда он возник, а заодно прочувствовать динамику героинь из Тотали Спайс и понять, почему Люк Скайуокер знакомится с Леей именно на этапе «Встреча с Богиней».
Почему вообще три?
Начнём с того, что число «три» значимое и, в каком-то роде, мистическое во многих культурах мира. Сначала идёт «один», потом «два», а затем «всё». То есть, эта цифра символизирует троичность бытия: где-то тройка считается счастливой, где-то она символизирует «прошлое-настоящее-будущее» или «сознательное-бессознательное-подсознательное», да даже Пифагор считал тройку символом гармонии. Это всё, конечно, субъективно, ведь в нумерологии другие числа также несут сакральный смысл.
Но мы будем опираться на теорию Джозефа Кэмпбелла, написавшего книгу «Тысячеликий герой» по сравнительной мифологии. Благодаря ей появился этот троп и «мономиф», подразумевающий, что все сюжеты строятся по одной структуре. Кэмпбелл подробно расписывает все этапы, через которые проходит «избранный», прежде чем достичь долгожданной победы. Именно этой структурой при разработке сценариев пользуются и по сей день. Она породила истории Люка Скайуокера, Нео, Гарри Поттера и многих других.
Именно во время прохождения этих этапов, включающих в себя «зов к приключениям», «испытания и соблазны» и, конечно же, «вознаграждение», главный герой знакомится со спутниками, что и приводит к формированию трио. На этапе «Переход в другой мир» чаще всего появляется персонаж, который становится противоположностью главного героя. Он впитывает те качества, которые «избранный» в себе сдерживает. Пункт «Встреча с богиней» представляет нам последнего члена трио: любовный интерес или персонаж, обладающий качествами, идеальными для «избранного». Не отрицаем существование персонажей-гибридов: обычно ими становятся героини с сильным характером вроде Гермионы, которая «мозг» команды, но вполне самодостаточно существует без Гарри и Рона.
Зачастую перепалки между «теневой стороной» и «идеалом» — это проекция внутреннего конфликта главного героя, который всё время оказывается перед судьбоносным выбором и не знает, на какой стороне остаться. Получается, что в трио всегда есть персонаж, объединяющий в себе свет и тьму.
Что мы имеем в итоге?
Персонаж А — «избранный», который может быть кем угодно и которого ожидает путешествие со множеством препятствий;
Персонаж Б — «теневая сторона» героя. Его типаж варьируется от приколиста до антагониста;
Персонаж С — «идеал», чаще всего самый здравомыслящий и умный, который помогает первым двум выбираться из передряг и порой выступает в роли любовного интереса;
Посмотрим, насколько герои нашего детства вписываются в теорию, созданную Джозефом Кэмпбеллом, и выясним, кто за какую роль отвечает.
Золотое трио
Избранный — Гарри Поттер
Теневая сторона — Рон Уизли
Идеал — Гермиона Грейнджер
«Почему, когда что-то происходит, всегда рядом вы трое?» Ребята, чьи судьбы свела поездка в Хогвартс-экспрессе: сирота, «очередной Уизли» и «грязнокровка», выделяющиеся на фоне остальных учеников известной школы.
Герои взрослеют, порой ссорятся и часто находятся на волоске от смерти, но их трио остаётся неизменным. Гарри из застенчивого «мальчика-который-выжил» превращается в сильного волшебника, который снова побеждает Волан-де-Морта. Вся история о нём проходит через ступени «мономифа»: так, Рон присоединяется к нему на этапе сепарации, становясь проводником в волшебный мир. Он встречает главного героя рядом с платформой «9¾», катает на летающей машине и знакомит другими прелестями магии. Гермиона становится частью трио совершенно внезапно, но сразу раскрывает перед персонажами свой блестящий ум и демонстрирует бесстрашие перед задирами вроде Малфоя.
Космическая братва
Избранный — Люк Скайуокер
Теневая сторона — Хан Соло
Идеал / любовный интерес — Лея Органа
Ещё одно трио, которое идеально вписывается в «мономиф» Кэмпбелла, — это, конечно, команда из «Звёздных войн». Джордж Лукас даже и не скрывает, что вдохновлялся его теорией при создании франшизы: «Я начал исследовать сказки, фольклор и мифологию, а также… читать книги Джо». Позже он лично встретился с автором «Тысячеликого героя» уже после выхода оригинальной трилогии. Кэмпбелл был по-настоящему восхищён увиденным: «Знаете, я думал, что настоящее искусство остановилось на Пикассо, Джойсе и Манне. Теперь я знаю, что это не так».
Люк — сердце истории, в котором заточена Сила. Герой, не способный соврать, идеалист, прошедший путь от мечтателя до мудреца. Встреча с Дартом Вейдером лишает его руки и детской наивности. Хан Соло, дерзкий и грубый пилот-контрабандист со склонностью к азарту, помогает главному герою добраться до Альдераана. Лея называет его «самым опасным человеком в галактике», но это не мешает ей стать его женой. Сама героиня — эталон сильного женского персонажа: она переживает пытки Дарта Вейдера, становится одной из важнейших фигур Альянса во время Галактической гражданской войны и в конечном итоге избирается главой Новой Республики.
Сила трёх
Дальше теория «мономифа» срабатывает лишь частично. Зрители знакомятся сразу со всеми героинями, которые выполняют роль «избранных», но у Кэмпбелла забирают себе черты характера, присущие тропу.
Сёстры-ведьмы, чьи жизни перевернул шуточный спиритический сеанс с найденной «Книгой таинств». Прю — самая старшая из трио. Героиня в каком-то смысле заменяет своим сёстрам мать. Сначала очень несерьёзно относится к магии, но по итогу становится сильной ведьмой, отлично справляющейся со злом без Силы Трёх. Пайпер, с детства считавшая себя обычной, со временем наконец находит себя. Особенно после случая, когда, не совладав с эмоциями, она заморозила человека и обнаружила свою причастность к сверхъестественному миру. Она похожа на того самого персонажа, объединяющего в себе «свет» и «тьму», заодно создающего баланс в трио. Фиби — такая открытая бунтарка, способная на импульсивные поступки вроде отчисления из университета и поездки в Нью-Йорк.
Тотальные разведчицы
Здесь шаблон Кэмпбелла снова разрушается. «Тотали Спайс!» были задуманы в качестве образов, знакомых любой девочке-подростку. Каждая героиня совмещает жизнь суперагента с буднями обычной школьницы: помимо борьбы со злом их заботит и шоппинг, и успехи в учёбе, и видеоигры.
Образы героинь различаются и не имеют практически ничего общего с тропом, созданным Кэмпбеллом. С первой же серии мы сразу наблюдаем за подругами-шпионками, которые работают на «ВОЗЛ». Само знакомство героинь остаётся за кадром — точнее, в полнометражном приквеле, вышедшем позже самого сериала на Jetix.
Сэм, Алекс и Кловер дополняют друг друга: их взаимодействия не сводятся к бесконечному соперничеству. Трио становится набором из типичных школьных образов, не дублирующих друг друга: Сэм интересуется научными открытиями и часто зависает дома с книгами, Кловер мечтает стать стилистом и не представляет свою жизнь без шопинга, а Алекс — пацанка, знакомая со скейтбордом и боевыми искусствами, что часто выручает во время миссий. Каждая героиня самодостаточна, имеет свои интересы, хобби и стиль, что заметно по крутым нарядам.
Команда, которая вернёт вас в Коноху
Избранный — Наруто
Теневая сторона — Саске
Любовный интерес — Сакура
Ещё одна история в лучших традициях «Тысячеликого героя».
Наруто — жёлто-оранжевый вихрь, полный бесконечного энтузиазма, главная цель которого — желание стать Хокаге, о чём он не забывает вечно сообщать всем вокруг. Стал изгоем из-за собственного дара, но пытается сделать всё, чтобы заслужить признание. Саске борется с демонами своего прошлого и постоянно соперничает с Наруто, поставив цель отомстить за клан и свою семью. Немного dead inside. Сакура — способная героиня, которая имеет хороший потенциал, но не получает должного развития. В основном, выступает в роли любовного интереса, что расстраивает фанатов.
Вот мы и прошлись по любимым трио и разобрались, какие из них строго следуют теории Джозефа Кэмпбелла, собираясь один за другим, как Покемоны, по ходу приключений; а в каких случаях трио не вписываются в этапы «мономифа», идя по собственному сценарию, который не всегда легко предугадать. Но так даже интереснее.