Продолжение «Трансметрополитена» на русском. Журналист будущего на примере Спайдера Иерусалима

Варков

Издательство «Азбука» поделилось с нами вторым томом «Трансметрополитена» — «Год ублюдка. Новое отребье». Продолжение истории Спайдера Иерусалима бросает его в разгар предвыборных дебатов в Городе, и от скандального журналиста общество требует позиции.

О чём вообще «Трансметрополитен»?

Если вы никогда не слышали об этом комиксе, то кратко введём в курс дела: «Трансметрополитен» рассказывает о ближайшем будущем, в котором человечество дошло до новой стадии общества потребления. В нём разрешено всё — от каннибализма до смешения своей ДНК с инопланетной, можно вставить себе всевозможные импланты или превратить себя в облачко из нанороботов. И в этот Город возвращается гонзо-журналист Спайдер Иерусалим после нескольких лет затворничества в горах.

В выход «Трансметрополитена» на русском в какой-то момент совсем перестали верить — его делали больше пяти лет, но результат оказался достойным. В вышедшей в 2020 году первой книге — «Снова в Городе. Жажда жизни» — перевели не только диалоги, но и все вывески, газетные заголовки и любые надписи на страницах комикса. И это не говоря об огромных дополнительных материалах в книге, которые давали необходимый для понимания комикса и самого Спайдера Иерусалима контекст.

Но если первая книга — это подготовка читателя, демонстрация самого Города, за который борется Спайдер, его характера, отношения к работе и журналистике в целом, то второй том — это начало его политической борьбы с Гари Каллаханом, кандидатом в президенты, который за лучезарной улыбкой скрывает своё истинное лицо.

«Трансметрополитен» Уоррена Эллиса и Дэрика Робертсона издавался с 1997-го по 2002 год. При этом, если вы обратитесь к нему сегодня, он всё ещё будет выглядеть актуальным. Это отчасти объясняется самой сутью политики и освещающей её журналистики — они с течением времени не меняются, чего не скажешь о формах, с помощью которых политики находят поддержку, а журналисты — добывают информацию. И история Спайдера Иерусалима тут хорошо показывает, почему эти индустрии не стареют.

Важно понимать, что «Трансметрополитен» — продукт конца 90-х и американских реалий той эпохи, и его сатира временами очень жестокая и резкая. Спайдер действует не только словом, но и силой — он готов не просто объяснить читателям, что он хочет до них донести, но и буквально вбить в них кулаками свои идеи (а в комиксе, кстати, всё так же много нецензурной лексики). Сегодня общество не приняло бы такой подход — столь неуважительным к личным границам он бы был.

Когда мы говорим о журналистике, то в голове предстаёт либо идеализированный образ, соблюдающий объективность и непредвзятость, либо его противоположность — желтушный журналист в погоне за сенсацией, даже если она ложная. Спайдер Иерусалим — образец иной журналистики, он хочет нести людям правду, но иногда выбирает не самые честные по отношению к людям методы. Например, он способен серьёзно избить любого человека ради информации или просто из-за того, что кто-то помешал ему работать. Даже с учётом всех зависимостей, агрессии и эгоизма Спайдера, он искренен в своём стремлении открыть людям глаза на несовершенство мира вокруг. Прообразом персонажа стал гонзо-журналист Хантер Томпсон. Их сравнению мы даже посвятили отдельную статью.

Чем Спайдер Иерусалим из «Трансметрополитена» похож на Хантера Томпсона
На русский язык перевели культовую работу Уоррена Эллиса «Трансметрополитен». Многие знают его благодаря Спайдеру Иерусалиму, основанному на гонзо-журналисте Хантере С. Томпсоне. О том, насколько они похожи, и пойдёт речь в нашей статье.

О чём вторая книга «Трансметрополитена»

И тут пора вернуться ко второй книге — «Год ублюдка. Новое отребье» отлично иллюстрирует, что «Трансметрополитен» по сути —  манифест Уоррена Эллиса против политики США в 70-х и 80-хо его и кивок крупным политическим скандалам его эпохи (в действующем руководителе страны легко узнаётся Ричард Никсон). Иерусалим здесь одновременно и герой, который хочет вскрыть правду, показав читателям всё грязное бельё, и инструмент рассказчика, который ведёт по сюжету, показывая не просто плохого с моральной точки зрения кандидата в президенты, но и то, как выборы работают на самом деле — со всеми законными и не очень методами.

Вторая книга «Трансметрополитена» показывает первое важное свойство журналиста — он не может молчать, точнее не имеет права. Так думает его аудитория, его издатель, его враги — все ждут позиции, которой может и не быть, если журналист занят другой историей. Но это не важно — люди неминуемо будут требовать мнение. Так случается и со Спайдером Иерусалимом, от которого буквально требуют позиции по выборам. А он, конечно же, мечтает лишь о том, чтобы наконец разобраться с долгами перед издателем и свалить обратно в горы, чтобы отдохнуть от людей, Города и журналистики в целом. Спайдера совершенно не интересует ни один из кандидатов, но выбора нет — приходится работать. Ведь работа Иерусалима — быть на передовой и говорить людям правду, какой бы горькой она ни была. Тем более что на прошлых выборах, Спайдер был рупором народа и именно с его подачи действующего президента стали называть в СМИ «Чудовищем».

Кандидатов на место нового президента двое — расист с фашистскими взглядами Боб Хеллер и демократ Гари Каллахан с внешностью Джона Кеннеди и несмываемой улыбкой на всё лицо. Спайдер не верит им обоим, но общество требует от него сделать этот выбор — здесь невозможно отмолчаться или отступиться. Ведь СМИ не просто так называют «Четвёртой властью», а с момента возвращения в Город Иерусалим стал самым видным журналистом. Так что он погружается в пучину политических интриг — оба кандидата хотят использовать его в своих интересах, особенно Каллахан. И за неправильные решения Спайдера готовы наказать. Но как заткнуть того, у кого нет ничего, чем он дорожит, кроме правды? Как отобрать рупор у одиночки, способного повлиять на планы людей, готовых управлять целой страной? Нужно лишить его того, чем он дорожит. И оппоненты Иерусалима готовы быть невероятно жестокими в своей политической борьбе.

Двойственная правда Спайдера Иерусалима

Но и Спайдер готов использовать их грязные методы в борьбе с неугодными ему кандидатами. Так, например, во второй книге есть показательный момент, когда он ведёт прессу по городу и приводит её в бедный район — в нём настолько всё плохо, что люди умирают от ужасных неизлечимых болезней, но никому нет до них дела. Особенно журналистам, коллегам Иерусалима, которые тоже должны показывать несовершенство Города, но в погоне за цифрами и деньгами они совсем позабыли, что несла в себе их профессия. А Спайдер не забыл. А ещё он не стесняется подслушивать важные переговоры, сливать закрытую информацию в общий доступ и нарушать общественные нормы.

В его борьбе за правду есть и обратная сторона — Иерусалим не просто сражается за людей, он ещё и ненавидит их. За ложь, за лицемерие, за трусость, за безразличие и потребительское отношение к жизни. Спайдер разочаровался в обществе, но не оставляет попыток помочь нуждающимся. Во второй книге, например, он навещает пробуждённую после заморозки журналистку из XX века, которой невероятно трудно жить в мире безумного будущего, а его темп подходит даже не всем жителям Города. Он не забывает о ней, хотя она — такая же разовая история в его карьере, как и сотни других. Но она — человек, причём тех времён, когда журналистика ещё была чем-то большим, чем просто погоня за трафиком (хотя и тогда это, безусловно, было важно). И забота о ней помогает Иерусалиму держать себя в руках.

Вторая книга «Трансметрополитена», как и комикс в целом, подойдёт не всем. Это тяжёлая история о политической борьбе, о лишениях, о лжи и бесконечном лицемерии, через которое пробивается яростный одиночка. В своей борьбе он уже не просто журналист — он словно мессия, символ правды в этом Городе, который может сожрать и переварить его, а может подавиться и выплюнуть Спайдера обратно в горы — осталось лишь закончить свои дела и ещё раз ткнуть людей лицом в их же дерьмо с помощью его колонки в «Слове».

Проработал несколько лет в магазине комиксов. Писал о книжках с картинками, пока продавал их. Создал раздел комиксов на «Канобу» и спецвыпуск «Мира Фантастики». Теперь помогаю делать 2х2.медиа.

Понятно