Издательство «Азбука» поделилось с нами вторым томом «Трансметрополитена» — «Год ублюдка. Новое отребье». Продолжение истории Спайдера Иерусалима бросает его в разгар предвыборных дебатов в Городе, и от скандального журналиста общество требует позиции.
О чём вообще «Трансметрополитен»?
Если вы никогда не слышали об этом комиксе, то кратко введём в курс дела: «Трансметрополитен» рассказывает о ближайшем будущем, в котором человечество дошло до новой стадии общества потребления. В нём разрешено всё — от каннибализма до смешения своей ДНК с инопланетной, можно вставить себе всевозможные импланты или превратить себя в облачко из нанороботов. И в этот Город возвращается гонзо-журналист Спайдер Иерусалим после нескольких лет затворничества в горах.
В выход «Трансметрополитена» на русском в какой-то момент совсем перестали верить — его делали больше пяти лет, но результат оказался достойным. В вышедшей в 2020 году первой книге — «Снова в Городе. Жажда жизни» — перевели не только диалоги, но и все вывески, газетные заголовки и любые надписи на страницах комикса. И это не говоря об огромных дополнительных материалах в книге, которые давали необходимый для понимания комикса и самого Спайдера Иерусалима контекст.
Но если первая книга — это подготовка читателя, демонстрация самого Города, за который борется Спайдер, его характера, отношения к работе и журналистике в целом, то второй том — это начало его политической борьбы с Гари Каллаханом, кандидатом в президенты, который за лучезарной улыбкой скрывает своё истинное лицо.
«Трансметрополитен» Уоррена Эллиса и Дэрика Робертсона издавался с 1997-го по 2002 год. При этом, если вы обратитесь к нему сегодня, он всё ещё будет выглядеть актуальным. Это отчасти объясняется самой сутью политики и освещающей её журналистики — они с течением времени не меняются, чего не скажешь о формах, с помощью которых политики находят поддержку, а журналисты — добывают информацию. И история Спайдера Иерусалима тут хорошо показывает, почему эти индустрии не стареют.
Важно понимать, что «Трансметрополитен» — продукт конца 90-х и американских реалий той эпохи, и его сатира временами очень жестокая и резкая. Спайдер действует не только словом, но и силой — он готов не просто объяснить читателям, что он хочет до них донести, но и буквально вбить в них кулаками свои идеи (а в комиксе, кстати, всё так же много нецензурной лексики). Сегодня общество не приняло бы такой подход — столь неуважительным к личным границам он бы был.
Когда мы говорим о журналистике, то в голове предстаёт либо идеализированный образ, соблюдающий объективность и непредвзятость, либо его противоположность — желтушный журналист в погоне за сенсацией, даже если она ложная. Спайдер Иерусалим — образец иной журналистики, он хочет нести людям правду, но иногда выбирает не самые честные по отношению к людям методы. Например, он способен серьёзно избить любого человека ради информации или просто из-за того, что кто-то помешал ему работать. Даже с учётом всех зависимостей, агрессии и эгоизма Спайдера, он искренен в своём стремлении открыть людям глаза на несовершенство мира вокруг. Прообразом персонажа стал гонзо-журналист Хантер Томпсон. Их сравнению мы даже посвятили отдельную статью.
О чём вторая книга «Трансметрополитена»
И тут пора вернуться ко второй книге — «Год ублюдка. Новое отребье» отлично иллюстрирует, что «Трансметрополитен» по сути — манифест Уоррена Эллиса против политики США в 70-х и 80-хо его и кивок крупным политическим скандалам его эпохи (в действующем руководителе страны легко узнаётся Ричард Никсон). Иерусалим здесь одновременно и герой, который хочет вскрыть правду, показав читателям всё грязное бельё, и инструмент рассказчика, который ведёт по сюжету, показывая не просто плохого с моральной точки зрения кандидата в президенты, но и то, как выборы работают на самом деле — со всеми законными и не очень методами.
Вторая книга «Трансметрополитена» показывает первое важное свойство журналиста — он не может молчать, точнее не имеет права. Так думает его аудитория, его издатель, его враги — все ждут позиции, которой может и не быть, если журналист занят другой историей. Но это не важно — люди неминуемо будут требовать мнение. Так случается и со Спайдером Иерусалимом, от которого буквально требуют позиции по выборам. А он, конечно же, мечтает лишь о том, чтобы наконец разобраться с долгами перед издателем и свалить обратно в горы, чтобы отдохнуть от людей, Города и журналистики в целом. Спайдера совершенно не интересует ни один из кандидатов, но выбора нет — приходится работать. Ведь работа Иерусалима — быть на передовой и говорить людям правду, какой бы горькой она ни была. Тем более что на прошлых выборах, Спайдер был рупором народа и именно с его подачи действующего президента стали называть в СМИ «Чудовищем».
Кандидатов на место нового президента двое — расист с фашистскими взглядами Боб Хеллер и демократ Гари Каллахан с внешностью Джона Кеннеди и несмываемой улыбкой на всё лицо. Спайдер не верит им обоим, но общество требует от него сделать этот выбор — здесь невозможно отмолчаться или отступиться. Ведь СМИ не просто так называют «Четвёртой властью», а с момента возвращения в Город Иерусалим стал самым видным журналистом. Так что он погружается в пучину политических интриг — оба кандидата хотят использовать его в своих интересах, особенно Каллахан. И за неправильные решения Спайдера готовы наказать. Но как заткнуть того, у кого нет ничего, чем он дорожит, кроме правды? Как отобрать рупор у одиночки, способного повлиять на планы людей, готовых управлять целой страной? Нужно лишить его того, чем он дорожит. И оппоненты Иерусалима готовы быть невероятно жестокими в своей политической борьбе.
Двойственная правда Спайдера Иерусалима
Но и Спайдер готов использовать их грязные методы в борьбе с неугодными ему кандидатами. Так, например, во второй книге есть показательный момент, когда он ведёт прессу по городу и приводит её в бедный район — в нём настолько всё плохо, что люди умирают от ужасных неизлечимых болезней, но никому нет до них дела. Особенно журналистам, коллегам Иерусалима, которые тоже должны показывать несовершенство Города, но в погоне за цифрами и деньгами они совсем позабыли, что несла в себе их профессия. А Спайдер не забыл. А ещё он не стесняется подслушивать важные переговоры, сливать закрытую информацию в общий доступ и нарушать общественные нормы.
В его борьбе за правду есть и обратная сторона — Иерусалим не просто сражается за людей, он ещё и ненавидит их. За ложь, за лицемерие, за трусость, за безразличие и потребительское отношение к жизни. Спайдер разочаровался в обществе, но не оставляет попыток помочь нуждающимся. Во второй книге, например, он навещает пробуждённую после заморозки журналистку из XX века, которой невероятно трудно жить в мире безумного будущего, а его темп подходит даже не всем жителям Города. Он не забывает о ней, хотя она — такая же разовая история в его карьере, как и сотни других. Но она — человек, причём тех времён, когда журналистика ещё была чем-то большим, чем просто погоня за трафиком (хотя и тогда это, безусловно, было важно). И забота о ней помогает Иерусалиму держать себя в руках.
Вторая книга «Трансметрополитена», как и комикс в целом, подойдёт не всем. Это тяжёлая история о политической борьбе, о лишениях, о лжи и бесконечном лицемерии, через которое пробивается яростный одиночка. В своей борьбе он уже не просто журналист — он словно мессия, символ правды в этом Городе, который может сожрать и переварить его, а может подавиться и выплюнуть Спайдера обратно в горы — осталось лишь закончить свои дела и ещё раз ткнуть людей лицом в их же дерьмо с помощью его колонки в «Слове».