Мы продолжаем спрашивать у музыкантов об их увлечениях. Так, музыкальный проект REDCHINAWAVE поделился пятью любимыми визуальными новеллами, а саундпродюсер и рилсмейкер Коля Стравинский рассказал о любимых фильмах и сериалах. В этот раз Коля Яковлев из группы ГАФТ рассказал о саундтреках, повлиявших на его творчество.
Если бы меня спросили: Коля, назови две вещи, которые повлияли на группу ГАФТ, я бы ответил: «Ария» и музыка из игр. Видеоигры всегда были для меня местом безопасной, спасительной ностальгии, где можно плакать, чувствовать, тонуть в истории и умирать от красоты музыки. Игры — это искусство, что бы ни хотели сказать доктора о быстром дофамине и прочих эффектах. Можно тогда в принципе только смотреть в стену — это будет отличное времяпрепровождение: без интернета, видеоигр, кино, книг, природы, мира. Никакого дофамина. Никакой информации.
Здесь же я перечислю пять музыкальных фрагментов, из игр, которые создали Колю из группы ГАФТ: музыку, тексты, темы нового альбома «Давай смотреть на облака».
Alan Wake 2 — Лирический герой
В мюзикле Herald of Darkness есть строчка, которую я запомнил навсегда:
So many champions of light —
I show you the herald of darkness.
Вестник тьмы. Как меня привлёк образ и великая человечность этого героя. У героев альбома «давай смотреть на облака» нет брони, они совсем без кожи. Они поют о смерти, горе, потери, о бескорыстной любви, «без дураков», как у Рыжего, о принятии. Их слова укутывают, останавливают и заставляют подумать. Остановить бесконечный бег — мыслей, дел. Услышать, что нужно тебе. Музыка — это поиск себя. Найти в своих песнях героя не в сверкающих доспехах, а хрупкого, ранимого — помог мне Alan Wake 2 и дурацкий смешной мюзикл — тем сильней он работает в трагичных декорациях игры. Я перестал себя таким бояться. Разрешил себе быть вестником тьмы, а не чемпионом света.
P.S. Мюзикл в отрыве от игры я переслушал раз 70!
Silent Hill 4: the Room, Akira Yamaoka. The Room of Angel, — Мама. Тема матери
«So sleep in your only memory of me, my dearest mother», — поёт Мэри Мак Глинн, и её голос шепчет, обволакивает. В нём нет громкости, силы, и таким мягким голосом я пою на альбоме «Красивее всех песен». Который не орёт в ухо, не прилагает усилий, чтобы быть услышанным. Он шепчет, и от того слышней любого крика. Masha Hima помогла в этом как сопродюсер альбома. В четвёртом номере я пою: «Мама, я посвятил тебе песню, мама, посвятил тебе все свои песни, мама» — без мамы моя музыка не обходится. Как там говорят, «всё из детства». У меня было счастливое детство, и маму я любил и люблю. Иногда мне сложно, иногда больно, но после гибели папы самым близким человеком для меня стала мама.
P.S. The Room of Angel так попала в сердце, что на первом курсе универа я сделал на неё фортепианный кавер, где-то он даже есть на задворках интернета (поискать)
Disco Elysium. British Sea Power. Red Rock Riviera — Сила светлой меланхолии
В моих песнях всегда было много темноты. Темноты вязкой, которая тянет тебя только глубже и не даёт выбраться. Я очень много слушал Sea Power после Disco Elysium, и столько светлой печали у них услышал, что мне самому захотелось в себе уже найти в этой вечной русской тоске что-то, что скорее давало бы надежду, нежели одну боль. Чтобы больно было, но сладко, счастливо и по итогу в помощь. Что-то неизбывное, как в игре, ты можешь 10 минут смотреть, как герои качаются на качелях, и играет та самая музыка (Red Rock Riviera), а ты плачешь по чему-то, навсегда потерянному… Но этот плач освобождает силой светлой меланхолии. И этот свет особенно ярок в новых песнях ГАФТ. Нигде нет столько надежды, как во мраке нового альбома. Каким бы ни был грустным релиз, печаль в нём светла, и этого света мне раньше не хватало в той музыке, что я любил, слушал и создавал.
Spec Ops: the Line
Если не говорить о Mogwai, Black Angels и прочие bad vibrations, которые в целом повлияли на мое желание создавать гитарную музыку (игра вышла в год основания ГАФТ — в 2012-м), то послушаем основную тему. В одной из частей триптиха (мини-альбом «давай смотреть на облака» — первая часть более цельной картины) я набрался смелости и процитировал её по-своему. Художники — жадные существа, тянут к себе всё, что нравится. Вообще концепция триптиха — природа всё сделала бесконечно красивей человека, а мы лишь пытаемся что-то повторить за ней, а она столь прекрасна, потому что не любуется собой. Облака вечером красивей всех песен, которые мы создали, и попытка наша повторить это тщетна, заранее проиграна.
Fahrenheit, Lucas theme, Angelo Badalamenti — тематика песен ГАФТ
Я считаю, что «Твин Пикс» — произведение искусства, и надеюсь, что через 100 лет будут люди приходить в Эрмитаж и на выставках смотреть 8 серию 3 сезона. Но композитора сериала — Анджело Бадаламенти — я узнал раньше, в игре Fahrenheit. Тягучая музыка зимы… О, это близко жителю Петербурга. Зима во многих культурах ассоциируется с увяданием, смертью, а для меня в этом бесконечная красота. Периодически находятся супер продюсеры, которые выдают рекомендации группе ГАФТ в стиле «Зачем вы столько поёте о смерти, это отталкивает?», я всегда стараюсь слушать людей внимательно, но пару лет назад наткнулся в «Википедии» на обзор тем песен Леонарда Коэна и понял, что всё делаю правильно: «Themes commonly explored throughout his work include faith and mortality, isolation and depression, betrayal and redemption, social and political conflict, and sexual and romantic love, desire, regret, and loss».
Подумал тут о главных строчках альбома:
Давай смотреть на облака,
Не вспоминать о смерти.
Мир так красив, когда нет нас,
Красивее всех песен.
ГАФТ характеризуют своё творчество как «музыку эмпатии, сочувствия и сопереживания». 6 декабря вышел мини-альбом «Давай смотреть на облака». Это первая часть триптиха из трёх мини-альбомов группы, в которых Коля Яковлев планирует исследовать глубину грусти, депрессии и надежды, что поддержит в сложное время. Продолжение триптиха — в 2025 году.