В начале осени на консолях и ПК вышло официальное переиздание первых двух игр серии Tony Hawk’s Pro Skater от великого скейтбордиста и иконы современный культуры Тони Хоука. Новости о ребуте и сама игра запустили такие сильные и необратимые «вьетнамские» флэшбеки, что наш диджитал-продюсер Лёша Абанин перенёс себя во времена школьной молодости, чтобы разобраться, почему игры серии THPS смогли трансформировать целое поколение, дать ему новые идеалы и сломать культурные коды.
Эволюция основных игр серии Tony Hawk’s Pro Skater
Для начала я расскажу свою историю. Где-то в седьмом классе одноклассник Андрей похвастался, что купил классную игру про скейтбординг — тогда мы мало понимали, что это такое, но договорились на следующее утро приехать к нему в гости. Точно помню, что мы с другом Германом притащились на другой конец города аж в девять утра, чтобы поиграть в эту штуку, но мы ещё не понимали, что ждёт нас впереди.
Перед нами предстал диск с игрой Tony Hawk’s Pro Skater 3. Тогда эти слова нам не сказали ничего вообще — и тем более мы были без понятия, кто такой Тони Хоук. После очень долгой установки, мы ещё около часа пытались понять управление. Фишка в том (олды тут?), что трюки делались на цифровом блоке клавиатуры (Numpad): олли на двойку, гринд на восьмёрку и так далее.
Но у нас ничего не получалось, и только спустя кучу времени мы догадались нажать NumLock и включить этот блок. И понеслось. Мы по очереди пытались делать трюки, смотрели на игру друг друга, не отрываясь, и снова и снова пытались выполнить почти одинаковые миссии. Чтобы вы поняли, насколько сильно нас втроём затянуло, мы впервые за всю учёбу решили прогулять первый урок, потом второй и третий.
Вот как вспоминает игру и тот день, изменивший нас навсегда, мой друг Герман:
«Игр было мало, мы в основном играли в шутеры или стратегии, а тут какая-то необычная спортивная игра с очень прикольным управлением — она совершенно отличалась от всех компьютерных штампов, которые были на ПК. Возможность совмещать трюки — это определённое творчество всё-таки, свобода, ощущение, что ты клёвый парень. Да, мы смотрели фильмы, где парни катались, но сами мы не умели: мы бы себе что-нибудь сломали, родители бы не разрешили, плюс в Коврове не было мест, где кататься. Эта игра была просто необычной, вне рамок стандартных игр.
То, что мы прогуляли школу, — для меня это было что-то несусветное. Я даже не помню, чтобы после этого я ещё хоть раз прогуливал уроки. Это было что-то из ряда вон выходящее. Мы просто играли, и это очень сильно затянуло. Мы тусили вместе и играли по очереди — это объединяло. Мы не могли делать то же самое с шутерами, играя друг за другом. Причём нас привлекала не сама культура, а именно геймплей. Если бы вместо Тони Хоука был ящер, а вместо скейта у него была палка, мы бы всё равно играли».
Справка по серии игр Tony Hawk's Pro Skater
THPS — спортивный симулятор скейтбординга, над которым работали Activision и Neversoft. Первая часть вышла в 1999 году на PlayStation, Nintendo 64 и Dreamcast. Помимо неё, к 2018 году было издано ещё 18 игр на всех возможных платформах: от мобилок до Nintendo Wii. Причём большинство игр этой серии всегда получало кучу наград и очень хорошие оценки. Например, за третью часть GameSpot поставил максимум — 10 баллов.
Это максимально аркадная игра (сам скейтбординг слишком гипертрофирован — некоторые трюки невозможно сделать в реальной жизни, да и гравитации там иногда как будто нет), где в отличие от большинства игр сюжета нет в принципе. Вы выбираете себе известного скейтера, одежду, сам скейт и выполняете на разных картах трюки, за которые начисляются очки — их надо соединять в комбинации. Параллельно с этим можно выполнять миссии и задания, чтобы открывать новые карты, умения и ачивки. Также можно вообще ничего не выполнять, а просто кататься без таймера или строить собственные парки.
Если бы в серии THPS был сюжет, то можно было бы соединить их вот в такой таймлайн:
Стоит понимать, что когда мы начали играть в THPS3, мы и понятия не имели, что Тони Хоук в игре или Родни Маллен — великие люди, одежда, которую можно покупать, от реальных брендов, а названия трюков типа «олли» или «кикфлип» не просто рандомные слова. Точно так же чуть позже лично я даже не подозревал, что карта «Барселона» в Tony Hawk’s Underground 2 имеет реальные отсылки к городу (как же я сильно удивился, когда спустя кучу лет попал в столицу Испании). Но это и не было важно. Сам геймплей вовлекал сильнее, чем условный Fallout или новая часть GTA. Как оказалось (при подготовке статьи), такие же чувства испытывали не только мы с друзьями, но и многие другие. Причём играли всё очень по-разному.
Алексей, PR-менеджер кластера «Октава»:
«В седьмом классе у друга появился компьютер, где была вторая часть, — мы не умели в неё играть, не знали, как делать трюки, она была для нас сложной. Поэтому мы придумали собственные правила: кто круче упадёт. Особенным блеском было прокатиться по рейлу над хафпайпом и упасть так, чтобы железка оказалась между ног. Казалось бы, вся серия должна была пройти мимо, но в 11 классе у друга появилась THPS4. Уже тогда мы ставили по 5-10 рублей на кон и играли, кто набьёт самое большое комбо за минуту».
Антон, фотограф, ведущий подкаста «Человек с камерой»:
«Игру я увидел в 11 лет — это была THPS3. Сначала просто катался по городу, но потом увидел, что есть возможность редактировать карты. И вот тогда я угорел по-страшному — начал строить свои парки. Например, увидел тогда в Jackass, как Бэм Марджера делал перелёт между двумя хафпайпами, я построил похожие, пытаясь понять, насколько далеко можно вылететь. Ещё меня цепанула четвёртая часть через несколько лет, там уже я угорел по стриту и музыке. Sum 41, Blink-182 — классическая скейтовая панкуха, они остались со мной навсегда в плеере. А вообще после игры я встал на доску, сноуборд и лонгборд, а ещё параллельно я ушёл в экстрим-фотографию на какое-то время».
Таня, копирайтер:
«Я росла с тремя братьями. В куклы и The Sims играть мне было не суждено. Когда появился компьютер, в квартире мы играли по часам и по очереди. Часто дрались из-за этого до первой крови. В итоге сильнейший наперекор правилам играл дольше других, а мы сидели и смотрели. В то время это было почти равноценно тому, что играешь сам. Кажется, это была третья часть. Я выбирала карты из-за музыки, которая там играет. Иногда перезаходила, чтобы попасть на любимый трек и успеть его дослушать, пока меня не скинули с компьютерного кресла. Из этой игры самым любимым треком стал, наверное, Motorhead — Ace of Spades, до сих пор живёт в плейлисте и радует ушки. На деле я играла ради процесса и музыки, не особо ударялась в изучение трюков, да и в реальной жизни на скейте никогда не каталась, потому ещё жива».
Я помню, как в клуб ходил специально для проскейтера 3, и драл там бездарей в сетевухе на очки
— Пеня Жушкин (@kesuella) May 12, 2020
Ух время было
Бэм Марджера вот это всё
Ну игра действительно крутая. Она даже входит в топ лучших игр за всю историю на каких-то там первых местах. Весьма увлекательно было, ничего не скажешь. Очень тёплые воспоминания о часах задротства с друзьями перед телеком, с поиском всех возможных трюков, скрытых зон и прочего.
— Сан Саныч (@sansanychsu) May 13, 2020
Несмотря на то, что в игре был интересен сам процесс, а не скейтбординг как таковой, игра параллельно сильно вовлекала в различные субкультуры, заставляя узнавать о них всё больше. Благодаря этой серии, я стал интересоваться роком и панком, позже умолял родителей купить мне скейт (хотя кататься в городе было негде), наблюдал за стилем одежды у скейтеров и музыкантов (в девятом классе даже покрасился в синий цвет).
Тогда ещё, не имея нормального интернета, каждый кусок информации был ценен и важен. Мы собирали знания о культуре как пазл. Конечно, это не только заслуги игр THPS: вместе с Тони Хоуком мы смотрели клипы по MTV, ждали взрослую анимацию по Рен-ТВ и обменивались с друзьями всевозможными видео. И, конечно, многие после этих игр начали кататься сами.
Николай, занимается переработкой пластика:
«Играли с первой части у школьного друга, практически как он вышел — в 2000 году. Зацепила трюками, конечно. Музыкальное сопровождение — это уже второстепенно. Я играл мало, больше смотрел. До этого играли в „Кваку“ в основном (по сети) и в Worms, „Героев“. После игры начали кататься, у кого была такая возможность. Мне подарили советский скейт такой… с большими колесами. На чём-то подобном Родни Маллен начинал. Так и катались. Потом подхватили граффити, начали бомбить стены. И вцелом такую культуру переняли».
Настя, территориальный управляющий сети ресторанов:
«Там была классная музыка, и классные города, и классные шмотки. Очень любила выбирать одежду: у меня лично была одна футболка Zero и одна кофта Independent, а тут можно было выбирать всевозможные кофты и деки. У меня был скейт, который я купила у мальчика, который был раздолбанный весь — выглядел как говно, а там можно было выбрать любой. Плюс ещё многих катальщиков, которые там были, мы знали по скейтовым видео. Я не воспринимала это как симулятор скейта — всё слишком нереально. На юге Москвы, в районе Кантемировской, всего такого нет, да и кататься так ни один нормальный человек не может. Так что ты просто отключаешь голову, выбираешь шмотки, слушаешь классную музыку и гоняешь. В этом был какой-то такой спирит свободы».
Павел, фотограф и гид Northdocru:
«Первый раз в THPS поиграл на PS One. Нравилась динамичная история и свобода действий, но больше всего зацепил саундтрек, особенно две песни: CKY — 96 Quite Bitter Beings и Motorhead — Ace of Spades. CKY я начал слушать и узнал, что они ещё и фильмы снимают — это было начало „Чудаков“: Бэм Марджера, Брендон Дикамилио и Раян Дан (это такой трэшовый скейтовый видос, где скейта почти нет). Купил первую деку и учился кататься, через недельку спустился с даунхила, не удержал доску и нехило так разнёс себя (к счастью, без перелома). Потом были новые друзья, с которым общаемся и тусуемся и по сей день. Можно сказать, благодаря игре я нашёл новых друзей, открыл разную музыку и после скейта встал ещё и на сноуборд. Мне сейчас почти 33 года, и я одеваюсь как скейтер, хотя уже не катаю, но скучаю по той атмосфере».
Денис, продакшен в ROZETKED:
«Сильно играл только в American Wasteland, потому что в нашем городе было тупо не достать остальное. 2005 год, районный город во Владимирской области, движа западного ноль, а тут такая игра! До этого видел реальных скейтеров, райдеров только на DVD к альбомам The Offspring, кассету которых отец как-то принёс домой в конце 90-х, тем самым привив мне музыкальный вкус. American Wasteland был чем-то люто крутым: от дикой панк-музыки и до, естественно, гейпмплея и возможности кастомить внешку персонажа. На тот момент это реально стало некой виртуальной самореализацией меня как подростка, которому очень хотелось насытиться этим миром».
Агата, project-менеджер, организатор мероприятий:
«Наша семья переехала в новый микрорайон (со скейтпарком — о-фи-геть), я перешла в новую школу и первый раз ко мне в руки попала игра THUG2 в седьмом классе от одноклассника. Ох… такая позитивно свободная волна и настроение, физика, анатомические особенности так правдоподобны казались, особенно после опыта в GTA Vice City и San Andreas или после статичных The Sims. А тут вау! Можно везде передвигаться на досочке, ещё и узнать, как выглядят трюки, что как называется, так как спросить об этом было не у кого, а в журналах Bravo, Cool и „Молоток“ такого не писали. Естественно, я очень просила, и мне купили досочку, но не новомодную-лухари, а брёвнышко (из какого-то супермаркета, типа „Ленты“). Стала кататься за домом по прямой асфальтовой дорожке, учиться поворачивать, разворачиваться, но олли далось мне очень больно и совсем не сразу. Уже потом, познакомившись с местными ребятами, они мне сказали, что у меня супер затянуты подвески, и удивились, что я вообще как-то поворачивала».
Мне кажется эта игра сподвигла 90% скейтеров встать на доски. Играли и катали всей компанией. Музыка, одежда ... Отдельная субкультура. Ставь лайк, если ещё и сокс пинал :)
— Koliasha (@koliasha) May 13, 2020
Ох уж это лето 2002, когда я купил себе Game.exe с диском, на котором была демо-версия THPS 3! Моторхэд и завод теперь для меня неразлучные атрибуты скейтбординга, хотя до этого в игровухе рубился во вторую часть. Всё это вылилось в создание своего скейт-парка, спустя 18 лет)
— Not Roman (@FuryLacher) May 13, 2020
AFI, Motorhead, мамапапа купите скейт. Собственно, кататься начал только из-за игры, познакомился с кучей хороших людей. Благодарочка игре, 100%
— Valerique (@walerk) May 12, 2020
Самое важное отличие от большинства обычных игр и тем более спортивных симуляторов было в том, что в THPS была безумная свобода — причём не только в геймплее, а в целом в атмосфере игр. Там не было команд (как в FIFA), не было прописанных ходов (как в большинстве шутеров), а на правила можно было плюнуть и придумать свои. Эти игры формировали у нашего поколения огромный творческий потенциал, вдохновляя каждого создавать, изучать культуру и становиться лучше. Казалось бы, это обычная игра про скейтбординг, но у неё получилось стать для многих глотком свободы и маяком в сложном и непонятном подростковом мире.
Да, большинство из нас уже давно не играет в игры целыми днями и не слушает круглосуточно панк, но мы все точно можем сказать, что благодаря этим играм мы стали теми, кем мы есть сейчас.