Вышел уже 35 сезон «Симпсонов», поэтому мы решили разобраться, какие стереотипы о семье заложили герои мультсериала, и как их попытались переоткрыть создатели «Рика и Морти», «Коня БоДжека», «Южного парка» и других. Так что если вы давно страдаете от персонального Барта или задаётесь вопросом, кто из ваших друзей похож на Мардж и Гомера, – велкам, наша статья как раз для вас!
Казалось бы, в «Симпсонах» уже давно исследовали всё: итальянскую мафию, экологию, классовый конфликт, гендерную проблематику. В сериале ищут закодированные математические шутки и недоумевают, как же хитрожёлтым героям удаётся предсказывать события.
Мы не будем выяснять, достаточно ли итальянской вышла паста с фрикадельками у сына Жирного Тони, но вернёмся к истокам сериала, чтобы выяснить, какие тропы «Симпсонов» легли в основу других мультсериалов.
Папа работает, а мама красивая. И не только
Мардж – отличная хозяйка и заботливая мать, при этом интересующаяся феминистской идеологией. Она сочетает в себе личностную независимость с традиционной ролью женщины, которая её полностью устраивает, например,в серии «Ты можешь переехать только дважды» (You Only Move Twice; 8 сезон, 2 серия), когда от отсутствия привычной работы домохозяйка начинает хандрить.
Гомер – же не самый образцовый муж и работник. На день рождения Мардж он покупает шар для боулинга с гравировкой «Гомер» (вы бы тоже обиделись, да?), а работа с радиоактивными материалами становится особо опасной, только когда он появляется рядом (ой, я тут странную светящуюся радиоактивную штуку себе за шиворот уронил, ничего?). При этом мужчина любит жену и детей и, работая ради них, повторяет: «Семья моя, хорошая или плохая».
Получается, The Simpsons это такая пародия на морализаторские сериалы о жизни среднего класса, где муж всё знает лучше, а жена или не мешает ему решать проблемы, или выступает глупышкой с вероятными истерическими наклонностями. «Гомер-философ» пародирует образы других мужей и отцов, которые выражены в названии сериала «Отец лучше знает» (Father Knows Best). Кстати, одна из серий «Симпсонов» – «Отец хуже знает» (Father Knows Worst; 20 сезон, 18 серия).
Идея «женщина, не мешай мужчине!» переворачивается в «Рике и Морти», и если «Симпсоны» её пародируют, то «Рик и Морти» – примеряет наизнанку. В целом, отношения Мардж и Гомера выглядят более обнадёживающими, чем у Бет и Джерри, особенно в начальных сезонах.
Первые, в отличие от вторых, способны общаться друг с другом, не оказывая психологического давления. Более того, Мардж и Гомер нашли устраивающую обоих модель распоряжения бюджетом, тогда как в паре Бет и Джерри муж чувствует себя ущемлённым, будучи безработным и не имеющим права распоряжаться деньгами.
Так, в серии «Большой переполох в маленьком Санчезе» (Big Trouble in Little Sanchez; 2 сезон, 7 серия), Бет в глазах Джерри выглядит агрессивным чудовищем, а самого его жена видит как убогого червяка. Да, нам сообщают, что люди способны работать над отношениями, но на тот момент их совместная жизнь казалась пугающей, жестокой и основанной на насилии (психологическое в двойниках-проекциях переросло в физическое), а инопланетный психолог классифицировал отношения Бет и Джерри как созависимые.
Брат и сестра – одна сатана
Прежде, чем перенести поведение на родителей и сверстников, братья и сёстры экспериментируют друг на друге, отрабатывая навыки переговоров, сотрудничества или конфликтов. Старшие дети могут быть защитой и «переводить» родительские действия для младших или стать «разбойниками», как Барт, подговаривающий Мэгги притвориться ангелом и напугать детей Фландерса в серии «Как Лиза вернула свою Мардж» (27 сезон, 18 серия).
Сиблинги постоянно конкурируют за «ресурсы» семьи: любовь, время, внимание или материальные блага. Каждый хочет получить свою «справедливую долю», поэтому ссоры между братьями и сёстрами – частое явление. В «Девчачьем выпуске» (9 сезон, 21 серия) Барт выступает вместе с Лизой на детском шоу и перетягивает всё внимание на себя, украв её мечту стать ведущей.
Однако их отношения – отличный пример тандема брата и сестры. Да, они соперничают, но в нужные моменты способны поддержать друг друга, как в серии «По всему Спрингфилду» (’Round Springfield; 6 сезон, 22 серия) когда Барт тратит компенсацию от Красти на музыкальный альбом только что умершего кумира Лизы, чтобы та могла транслировать его музыку на весь город.
А ещё, дарили ли вам братья песню от Майкла Джексона (3 сезон, 1 серия «Совершенно безумный папа»)? Вот и нам не дарили…
Совсем иная ситуация в «Коне БоДжеке», где сводные брат и сестра с большой разницей в возрасте нашли друг друга уже сложившимися личностями. Первоначальная радость встречи разбивается об осознание: родной человек может быть плохим и творить вещи, которые трудно принять. Например, в серии «Курсы актёрского мастерства от Коня БоДжека» (6 сезон, 9 серия), где Шток-Роза упоминает, что не может простить брата за историю с Пенни (тот чуть было не вступил с ней в интимные отношения, но их остановила мать Пенни – Шарлотта).
Обычно именно женщины инициируют и поддерживают родственные связи, но у героев всё наоборот. БоДжек рвётся к сестре, но она, хоть и любит, не способна забыть историю с Пенни, поэтому игнорирует брата. Вот она – дилемма между любовью и неспособностью к всепрощению родственников.
Отцы и дети, матери и дети
В раннем и дошкольном возрасте родители удовлетворяют эмоциональные потребности ребёнка, открывают для него способы взаимодействия с миром и вещами, помогают находить смыслы. При переходе в школу вторая задача ложится на учителя, но первая так и остаётся за родителями.
Некоторые обвиняют «Симпсонов» в демонстрации ужасных ролевых моделей, забывая при этом, что ситком, в общем-то, утверждает семью как норму. Не признающий авторитеты и непокорный Барт приводит в ужас учителей, хотя этот сорванец – обычный американский подросток, модернизированный образ Тома Сойера и Гека Финна. Этому свободолюбивому символу явно не хватает внимания отца, которое выражается разве что в периодических удушениях.
Гомер, отстранённый от возни с детьми, неплохо общается с дочками. Так, в серии «И Мэгги стала третьей» (And Maggie Makes Three; 6 сезон, 13 серия) в детском уголке Гомера на АЭС доска с надписью Don't forget: you're here forever превратилась в Do it for her с фотографиями малышки. Однако мужчина то постоянно конфликтует с сыном, то практически игнорирует его. Очевидно, дефицит внимания отца приводит к конфликтному поведению сына, который внешне Гомера чуть ли не ненавидит, но внутренне желает заслужить его любовь (замечали, как Красти и Гомер похожи? А ведь первого Барт боготворит).
Мардж и Лиза же должны находиться на стадии постоянного бунта дочки, но, вероятно, создатели сериала решили сгладить углы, ограничившись «проблемностью» Барта.
В «Южном парке» мальчики также кажутся более «проблемными», но венец издевательства над отношениями родителей и детей – Картман. Сама «формула» семьи у него нездоровая: в эпизоде «Это уже было в “Симпсонах”» (The Simpsons Already Did It; 6 сезон, 7 серия) Картман выращивает морской народец по схеме «Семя + Корм = Семья», что показывает полное отсутствие фигуры отца и весьма уничижительное представление о матери, сводящееся к «корму». Отчасти, миссис Картман сама добилась такого отношения, закармливая Эрика и мирясь с его неуважением и выходками. Более того, своей гиперопекой она добилась не безусловной любви сына, а наоборот – враждебности.
Посыл о сохранении отношений детей и родителей в целом в мультсериалах тоже разный. В «Симпсонах» в серии «Дом, милый дом» (Home Sweet Homediddly-Dum-Doodily; 7 сезон, 3 серия) из-за череды случайных происшествий (Гомер и Мардж второпях уезжают на курорт, оставляя дом неубранным, Барт случайно подхватывает вшей от обезьянки своего лучшего друга Милхауса, а у Лизы крадут ботинки) семья оказывается разобщена. Детей отдают на перевоспитание Фландерсу, где семейные нормы и ценности кардинально отличаются. В конце серии герои понимают, что детям лучше жить со своими родителями. «Южный парк» подвергает этот посыл сомнению и показывает, что семья – это не всегда «мама+папа+дети», иногда семьи могут быть неполными, а отношения в них – другим. Миссис Картман вполне не против отдать сына на перевоспитание в серии «Цццт» (Tsst; 10 сезон, 7 серия), даже дрессировщик собак сгодится.
Скажи мне, кто ты, и я скажу, кто твоя семья
Мы уже упомянули серию «Симпсонов», где цепочка неудачных совпадений привела к недоумению Скиннера: что же это за родители такие, которые не способны следить за детьми. Серия показывает модель, при которой каждый член семьи – её представитель, а общество считает, что по одному (Лизе и Барту) можно судить о семье в целом. Если расширить эту модель, то конкретная семья становится представителем класса и должна выглядеть и вести себя соответствующе. А лучше – попытаться изменить свою сущность и запереть внутри неодобряемое поведение.
Наверняка вы слышали об «американской мечте, при которой процветания и успеха можно добиться благодаря тяжёлой работе, а значит, это доступно каждому. Из-за этого разделение и образ семей становятся ещё жёстче, как в серии «Сцены из классовой борьбы Спрингфилда» (Scenes from the Class Struggle in Springfield; 7 сезон, 14 серия).
«Симпсоны», по выражению Гомера, – «верхушка нижнего слоя среднего класса», – вдруг оказываются приглашёнными в закрытый загородный клуб вместе с элитными семействами. Стремясь соответствовать, Мардж хочет, чтобы её семья выглядела как можно лучше, а реалистка Лиза пытается осадить мать. Девочка утверждает, что они не смогут «быть элитными», но Мардж считает иначе: «Да, они лучше. Социально лучше. И если мы сможем находиться рядом с ними, мы тоже можем быть лучше». Тем не менее, финал эпизода доказывает правоту Лизы.
Конфликт представительств есть и в «Американском папаше», правда, несколько другого типа – личности в семье. Семья Смитов очень разнородная: Стэн – качок, этакий Джеймс Бонд, параноик и защитник. Франсин – симпатичная блондинка, типичная домохозяйка, но со своим мнением (которое она высказывает сама себе из-за консервативных взглядов мужа), дочь Хейли – хипповатая ультралибералка, сын Стив – хилый подросток-заучка и наконец, Роджер – обидчивый, мнительный и эгоцентричный.
Стэн, считающий себя безусловной главой семьи, убеждён, что остальные должны на него равняться. Если Франсин удаётся лавировать между своим представлением о себе и желаниями мужа, то ожидания от детей у мужчины достаточно жёсткие, поэтому неудивительно, что его консерватизм конфликтует с убеждениями Хейли, а представления о мужском – с внешностью и поведением Стива.
В серии «Хулиган для Стива» (Bully for Steve; 5 сезон, 16 серия) отец семейства недоволен тем, что сын – мягкотелый хиляк («чувствительный мальчик») и в попытке изменить это становится его «персональным хулиганом»: «Тебе нужны издевательства, которые тебя закалят!» В итоге Стив справляется с отцом-хулиганом и Стэн признаёт, что сын может отличаться от него и не запятнать при этом честь семьи. Конечно, если сумеет поддерживать заданный уровень: «Надо отдать тебе должное, Стив. Ты справился со своим хулиганом по-своему. Не по-моему, но я это уважаю».
Здравствуйте, я ваша тётя. Или дядя. Или дед.
Член коммунистической партии и ордена масонов, участник дружины «Летучие пираньи». Думаете, это какой-нибудь заезжий в Спрингфилде? А нет, это Эйб (Абрахам) Симпсон – отец Гомера и дедушка Барта, Лизы и Мэгги.
Любитель писать жалобы на телевидение об использовании слов «возбуждённый» и «бюстгальтер» большую часть времени проводит в доме престарелых, периодически находя себе работу, с которой он не может справиться, и докучает родным. Он – один из стереотипов о семьях, в которых обязательно есть взбалмошный родственник, появляющийся крайне некстати. Так, в серии «Возлюбленный леди Бувье» (Lady Bouvier's Lover; 5 сезон, 21 серия) он срывает свадьбу леди Бувье и мистера Бёрнса, и хотя дама отказывает и Эйбу, его это вполне устраивает.
Взбалмошные родственники показаны в сериале и с другой стороны: Эйб Симпсон способен на любовь, на сострадание и даже на благотворительность. Вспомните историю с Беатрис Симонс из «Старых денег» (Old Money; 2 сезон, 17 серия). Завещанное состояние дедушка тратит на улучшение дома престарелых, оборудованного по последнему слову техники. В память о своей любимой Эйб открывает обеденный зал.
Тенденция на «взбалмошных, но добрых» или хотя бы сравнительно не злых, прослеживается и в других анимационных проектах. Отношения Фарнсворта и Фрая в «Футураме» могли быть сложными из-за разницы в возрасте и родственной связи (прапра…правнук, который сильно старше), но всё свелось к тому, что учёный стал его дедушкой и даже начальником, которому нужна опека.
Профессор однозначно с причудой: он балансирует на грани безумия, политизированности и сомнительного прошлого. Так, он подходит к партии «Национальная ассоциация лазерного оружия» в серии «Голова на выборах» (A Head in the Polls; 2 сезон, 3 серия) и спрашивает: «Как вы, Национальная ассоциация лазерного оружия, защищаете конституционное право провозить запрещённое оружие?» – «Ну, прежде всего, мы отменим трёхдневную проверку сумасшедших учёных». Радости Фарнсворта, наверное, не было предела. Вместе с этим, он спасает свою команду в серии «Перерождение» (Rebirth; 6 сезон, 1 серия).
Фарнсворт всё же уходит в сторону от адекватной части личности, которая способна на добрые поступки и любовь, останавливаясь на абсолютной безрассудности. Фарнсворт скорее большой оригинал, чем добряк. Вспомните «кабинет прозрения» – купол с диско-шаром из серии «В Лилейском саду» (In-A-Gadda-Da-Leela; 6 сезон, 2 серия), которым профессор накрывается, чтобы решить загадку сферы V-GINY, уничтожающей целые планеты.
А что в итоге?
«Симпсоны» – глыба, которую сложно подвинуть. Но зачем двигать, если можно перерабатывать и переосмыслять заложенные в них идеи? Какая разница, что «это уже было в “Симпсонах”»? Пусть так, но ведь сама ситуация, тип отношений, конфликты были и до них.
Общество трансформируется, герои семейных сериалов пятидесятых уже слишком далеко, чтобы на них опираться. Новые формы семейных отношений выходят из-под стигматизации: показывать, что семья может быть деструктивной, а родственники – невыносимыми, уже не запрещено и даже не стыдно. Неудивительно, что мультипликаторы активно разрабатывают семейную тему и предлагают анализ новых типов отношений внутри неё. Но ведь можно положиться на «Симпсонов» и заданные ими тренды. Положиться, как на настоящую семью.
За «Симпсонами» в эфире 2х2 следите в расписании телеканала!