В середине июня вышел интерактивный хоррор The Quarry. Сюжет тут стандартный: подростки в летнем лагере сталкиваются с загадочными монстрами. Но уже сейчас мы готовы сказать, что это одна из лучших игр этого года. Давайте разбираться почему.
The Quarry делали ребята из Supermassive Games, а издали 2K. Если вы следили за интерактивными хоррорами в последние несколько лет, то знаете: успех Until Dawn заставил Supermassive Games оседлать волну жанра. Каждый год они выдают по новой истории из The Dark Pictures Anthology: сперва был Man of Medan, потом — Little Hope и House of Ashes, а в сентябре 2022 года выйдет The Devil in Me. Все они неплохие — с каждой частью ребята исправляют что-то в механике, экспериментируют с сюжетом и сеттингом. Но частенько у игроков сидит в голове надоедливый голос, который повторяет: «Ну, это вообще не дотягивает до Until Dawn». Но появился он — The Quarry.
О чём игра
Семь вожатых спокойно отработали свою смену в летнем лагере «Хэкеттс Куори». В последний день они решили оторваться напоследок. Вот только с наступлением темноты вокруг начала происходить дичь с мистикой, реднеками и таинственными голосами. В общем, всё по классике качественного подросткового слэшера.
Это правда духовный наследник Until Dawn?
Если коротко, да. В центре сюжета Until Dawn молодые ребята, приехавшие на зимние каникулы в коттедж. За год до этого после неудачного розыгрыша тут пропали две их подруги. Очень скоро герои начинают понимать, что они не одни в этом месте, удалённом от цивилизации.
У The Quarry есть яркое отличие от Until Dawn и, в целом, любых культовых (и не очень) хорроров. Многие фильмы ужасов построены на конкретных архетипах героев. Помните «Хижину в лесу»? Блондинка, спортсмен, ботан, девственница и парень, который всегда шутит. На этих клише часто строится, как, когда и из-за чего погибнет герой.
Например, блондинка и спортсмен, скорее всего, убегут в лес или на озеро, где их быстро найдёт маньяк или монстр. Ботан будет пытаться всё рационализировать, но, скорее всего, тоже быстро умрёт. Шутник… дошутится. А у девственницы есть шанс выжить. Эти клише нельзя назвать ультимативно плохими. Ещё с конца девяностых их начали перепридумывать и подавать с необычных заходов. Но из-за укоренённости архетипов зрители и игроки могут столкнуться с реакцией, когда им абсолютно плевать, кто из героев выживет.
Если в случае с фильмом это может ещё хоть как-то сработать, то в видеоигре подобное выглядит немного странно. Вспомним Эмили из Until Dawn. По чертам характера — это архетип стервозной блондинки (только у неё не светлые волосы… но вы поняли). В каждом диалоге нас заставляют искренне её ненавидеть. И, вероятно, это можно считать забавным издевательством от разработчиков и сценаристов: если другие персонажи могут умереть от малейшего дуновения ветра, то Эмили постоянно и в любых ситуациях выживает — даже когда ты решаешь намеренно не нажимать на кнопки. Вот только это делает из неё уже не героиню, а просто ходячее клише. И когда наступает очередь играть за неё, ты просто устало вздыхаешь.
The Quarry идёт по другому принципу. Ребята снова берут стандартные архетипы, но, внимание, добавляют героям… характер. Поэтому даже когда вас раздражают некоторые черты вожатых «Хэкеттс Куори», вы проникаетесь этой историей. Герои перестают быть карикатурами на культовые хорроры. В Until Dawn можно было в первые десять минут выбрать два-три любимчика, за которых вы собирались сражаться до последнего. В The Quarry вы переживаете за каждого.
Во время прохождения возникает ощущение, что кто-то из хоррор-фанатов отправил разработчикам мем с котом: «Здравствуйте, делайте хорошее, а плохое не делайте. До свидания». И они всё поняли и прислушались. Взяли узнаваемые клише, но не ограничились лишь ими. Плюс, написали потрясающие диалоги, позвали Дэвида Аркетта и кучу классных актёров. И сделали наш новый любимый интерактивный хоррор.
Ну а теперь настало время детально посмотреть на то, что крутого ребята взяли из легендарных фильмов. А заодно более подробно остановиться на их сценарных решениях.
Летний лагерь и «Пятница 13-е»
Вероятно, самый очевидный источник вдохновения для The Quarry — это «Пятница 13-е». У них буквально один и тот же премис: вожатые отрываются в летнем лагере, пока не начинается жесть. И в обоих случаях сеттинг идеально работает на геймеров и зрителей. Ведь детский лагерь — это что-то максимально безопасное и спокойное. Место, где ты загораешь на солнышке, играешь в «Правду или желание» у костра и тайком пробираешься к местному озеру. А сценаристы тебе подкидывают монстров или опасных реднеков.
В The Quarry этот контраст спокойствия и опасности считывается особенно хорошо. Перед закатом нам дают вдоволь нагуляться по территории лагеря. Если честно, первые полтора часа игры вообще напоминают прохождение Life is Strange: ты бродишь по корпусам или в лесу, а на фоне играет приятная музыка и поют птицы. Нужно даже напоминать себе, что ты играешь в интерактивный хоррор.
«Крик» и герои, которые всё понимают
Каждый фанат хорроров знает: «Крик» изменил всё. Именно благодаря этой франшизе мы получили героев, которые понимают, что такое фильм ужасов. Они знают правила выживания, хоть и частенько их нарушают. The Quarry — игра, построенная на выборе. Практически от каждого решения зависит, выживет персонаж или нет. И это идеальный способ проверить то, насколько хорошо вы запомнили уроки Рэнди из «Крика». Разделиться в лесу? Нет, спасибо. Взять в шкафу фейерверки? Хм, тут уже надо подумать.
Игра постоянно подкидывает вам варианты. А заодно предупреждает: необязательно вообще что-то делать. Вот только во время динамичных сцен очень сложно удержаться и не жмякнуть на кнопку. В такие моменты вы поймёте: сидеть и ругать героев хорроров очень легко, а вот быть этими героями уже не так просто. Ну и нельзя не упомянуть: владельца лагеря здесь играет Дэвид Аркетт — великолепный шериф Дьюи из «Крика».
«Психо», или избавься от звезды на старте
Практически на всех постерах «Психо» обязательно будет Мэрион — героиня, которую сыграла страшно популярная Дженет Ли. И представьте шок людей, пришедших посмотреть это кино: Мэрион убивают практически в самом начале фильма. Такой ход использовали и в «Крике»: Дрю Бэрримор была практически на всех постерах, причём ставили её на передний план — будто бы она будет главной героиней. Вот только именно она становится первой жертвой Гоустфэйса.
Разумеется, в The Quarry всё зависит только от вас. Создатели делают всё, чтобы вы полюбили героев: дают им милые диалоги, показывают их в уязвимом состоянии. И вот, вы уже обожаете каждого из них, а начинается дичь. И вам нужно время, чтобы отойти от шока. Если в Until Dawn можно было погрустить из-за потери героя пару минут, то в The Quarry вы с трудом можете двигаться дальше, но должны. И это та игра на эмоциях, которой ты очень ждёшь от всех интерактивных хорроров. Именно из-за этого ощущения от их прохождения часто бывают ярче, чем от просмотра фильмов ужасов: ты начинаешь чувствовать ответственность за действия каждого из персонажей.
Юмор и жестокость «Зловещих мертвецов 2»
Начнём с того, что местного крипового шерифа играет Тед Рэйми. Одно его лицо говорит вам: «Бегите, блин, из этого лагеря». Но на этом связь со «Зловещими мертвецами» не заканчивается. В какой-то момент The Quarry переходит из режима красивых видов Life is Strange в дико кровавую и стрёмную игру. Но, как и в случае с фильмами Сэма Рэйми, сценаристы находят удачный баланс между жестокостью и юмором. Это помогает немного сбавить градус напряжения и жести.
Кроме этого, вас ждёт бонус: в игре есть целая сцена с прямой отсылкой ко вторым «Зловещим мертвецам».
После нескольких средненьких интерактивных хорроров The Dark Pictures выход The Quarry кажется глотком свежего воздуха. На фоне отличного сценария ты даже закрываешь глаза на мелкие баги (вроде странно выглядящих волос у некоторых героинь). Это та самая игра, которая заставит вас марафонить слэшеры. Только на этот раз вы уже не будете учить героев. Ведь наконец поймёте: выживать в хорроре — дело непростое.