«Платформа 2» (Platform 2) — продолжение нашумевшего испанского научно-фантастического триллера 2019 года от режиссёра Гальдера Гастелу-Уррутии. Фильм, в котором люди вынуждены находиться в замкнутом пространстве, убивать за еду и преступать мораль, стал хитом пандемийного времени. Вторая часть слегка запоздала и вышла пять лет спустя, вернув нас в ту же локацию, но уже с другими героями. Получилось ли у режиссёра показать что-то новое, расскажем в статье.
Первая часть «Платформы» вышла во время пандемии. Кажется, более удачного времени придумать было нельзя. Запертые в квартирах, без возможности жить обычной жизнью зрители наблюдали за Горенгом (Иван Массаге), добровольно изолировавшемся в экспериментальном сооружении. Башня в несколько сотен этажей с шахтой для платформы с едой — это центр для заключения преступников, психически неуравновешенных людей и добровольцев. Чем ниже этаж, тем меньше вероятности получить хоть какую-то пищу. Однако Горенгу везло: впервые он оказался на 48-м, с доброжелательным соседом Тримагаси (Сорион Эгилеор), который до этого уже успел «попутешествовать» по этажам и учил его жизни в башне. Да, им доставались объедки, но в течение месяца мужчины почти не думали о еде, читали вслух, общались и делали зарядку. А когда пришло время меняться, сокамерники проснулись на 132-м, куда платформа приезжает опустошённой. На этом уровне началось моральное падение: на первый план вышла животная натура.
Практически в лоб, но довольно изящно, в первом фильме Гастел-Уррути показывал расслоение общества, где кому-то достаётся всё и даже больше, а кто-то не получает даже прожиточного минимума и вынужден преступать через закон и мораль ради выживания. Социальное неравенство во всей грязной и неприглядной натуре: жители верхних уровней пируют, бесконтрольно поглощают пищу, совокупляются и в буквальном смысле испражняются на обитателей нижних этажей. Те, что в середине, едят объедки руками и радуются, если успевают плюнуть на остатки пищи. Ну а жители нижних ярусов либо становятся каннибалами, либо умирают. В «Платформе» Горенг перемещался по этажам и прошёл путь от попыток разделить пайки поровну, за что был назван коммунистом, до полного отказа от морали. Это было великолепное сочетание «Пилы» и «Куба», к которому, казалось бы, больше нечего было добавить.
Однако на свет появилась вторая часть. В ней нас вернули в то же пространство, но с иными правилами: теперь в башне есть система, нарушители которой строго караются. Каждый может съесть только то блюдо, которое назвал при оформлении, или же договориться об обмене с ближними этажами. Если человек погибает, его еду нужно выкинуть, а если кто-то осмелится съесть чужое — его ждёт кара. За нарушителем приходят Лоялисты — местные сектанты с наречённым слепым Помазанником Дагин Баби (Оскар Хаэнада). Они убивают с фантазией и особой жестокостью: от отрубаний конечностей движущейся платформой до отсекания голов.
Система работает, хоть и с небольшими огрехами — всегда находятся люди, не желающие следовать правилам, а то и вовсе старающиеся её свергнуть. Такими фигурами в сюжете становятся сокамерники Замятин (Ховик Кеучкерян) и Перемпуан (Милена Смит). Между большим и глуповатым мужчиной и маленькой женщиной со стальным характером быстро возникают симпатия и взаимопонимание, но не в романтическом плане — в дружеском. Их взаимодействие и помощь друг другу в бытовых мелочах смотрятся максимально гармонично, а конфликт всей башни, раскрывающийся на фоне их отношений, выглядит даже логичнее проблем Горгена в первой части. Это происходит в том числе и благодаря тому, что у Замятина и Перемпуан появляются проработанные предыстории, тогда как у персонажа первого фильма её не было. И сочувствовать ему было гораздо тяжелее.
Если в первом проекте Гастелу-Уррутия сосредотачивался на теме классового неравенства, то здесь попытался рассмотреть сразу несколько важных аспектов: поиск границ человеческой морали и вины, капитализм через взаимодействие заключённых, политические проблемы через устройство башни, вопросы религии через Лоялистов, а также вездесущую повестку, которая в «Платформе 2» порой доходит до абсурда. Увы, это превращается в несвязный поток идей, ни одна из которых не приходит к логичному выводу. Нам не раскрывают личности Лоялистов и тайну их появления, не объясняют, как вообще появилась башня, что за люди находятся в самом низу и почему ещё никто не добирался до нулевого этажа. Лишь одна мысль раскрывается полностью: что будет, если жестко ограничивать людей и карать их за любой проступок? Гастелу-Уррутия показывает, что для человека вреден как полный контроль, так и абсолютная свобода. Но это та же самая мысль, что была в первом фильме, только вывернутая наизнанку.
Плохо ли это? Сложно сказать однозначно, ведь концовка намекает, что впереди нас ждёт третья часть. И если это так, то второй фильм — лишь пара новых предложений в истории «Платформы». Они лишь слегка приоткрывают завесу, но также превращают таинственность в сплошное нагромождение вопросов.