18 сентября в отечественный прокат выходит (простите за каламбур) «Долгая прогулка» (The Long Walk) — экранизация романа знаменитого писателя Стивена Кинга. Историю о ежегодном мероприятии, где парни на выбывание идут по заготовленному маршруту, благосклонно встретили в среде критиков (89% на Rotten Tomatoes на момент написания материала), намекая зрителям, что стоит сходить, если не на саму прогулку, то как минимум в кино. Рассказываем, ровной ли получилась дорога и стоит ли на неё ступать.
В альтернативной Америке будущего жизнь строится не самым лучшим образом: страна превратилась в полицейское государство, а руководит ею некий Майор (Марк Хэмилл). Чтобы работоспособность населения не падала, ежегодно проводится мероприятие под названием «Долгая прогулка». Каждый раз после завершения общенационального события трудовой дух повышается, а производительность заводов кратно возрастает.
Суть испытания проста: 50 молодых парней идут по заранее заготовленному маршруту без финишной линии, сохраняя приблизительную скорость 5 км/ч. Идёшь медленнее разрешённого минимума — получаешь предупреждение. Не возвращаешь темп в течение 10 секунд — второе предупреждение. Больше трёх — выбываешь. Загвоздка в том, что вылет — значит смерть. Победитель может быть лишь один, и он получает безбедную жизнь и исполнение заветного желания.


На 19-ю «Долгую прогулку» выходят главный герой Рэй Гэратти (Купер Хоффман), спортивный Питер МакВрис (Дэвид Джонссон), загадочный Стеббинс (Гарретт Вэрэйнг), верующий Артур Бейкер (Тут Ньюот), подлый Гэри Баркович (Чарли Пламмер), щуплый Хэнк Олсон (Бен Ван), бунтарь Колли Паркер (Джошуа Оджик) и другие отважные юноши, готовые рискнуть жизнью ради победы. Они прекрасно понимают, что любого может поджидать смерть, но верят, что всё обойдётся и удача окажется благосклонна. За несколько дней на мучительном маршруте незнакомцы сближаются: ссорятся, помогают друг другу, шутят, заводят друзей и теряют соперников одного за другим. Но какой бы крепкой не была связь, выживет и прославится только один.
В основу фильма лёг одноимённый роман Стивена Кинга, написанный ещё в 1966 году, а выпущенный лишь в 1979-м под псевдонимом Ричард Бахман. Режиссёром ленты выступил Фрэнсис Лоуренс, снявший «Константина», «Я — легенда», но, что самое главное, почти всю франшизу «Голодных игр». Постановщику определённо нравится сеттинг, где в конечном счёте должен остаться один человек. Правда, к произведению присматривались уже давно: в прошлом веке желание превратить роман в фильм было у эксперта по идущим мертвецам — Джорджа А. Ромеро, а в 2000-х планы о переносе на экран строил один из главных кинолюбителей Кинга — Фрэнк Дарабонт. Удивительно, что в итоге ленту снял не главный современный фанат писателя — Майк Флэнаган. Хотя и он в этом году экранизировал (отлично, стоит заметить) произведение Короля ужасов — «Жизнь Чака».



2025 год в принципе накрыло какое-то кингоцунами: в феврале Осгуд Перкинс представил хоррор «Обезьяна», затем вышла уже упомянутая лента Флэнагана, в середине лета MGM+ выпустил сериал «Институт», а скоро до зрителей доберутся приквел «Оно» с подзаголовком «Добро пожаловать в Дерри» и «Бегущий человек» Эдгара Райта. Кинг всегда был очень привлекательным для киностудий писателем, но сейчас будто бы обрёл новое дыхание. Да и качество адаптаций стало лучше.
Однако если сравнивать «Долгую прогулку» с оригиналом, то сценарист ДжейТи Моллнер знатно перелопатил исходный текст. Во-первых, в угоду полного метра (как никогда подходящий по названию формат) количество участников сократилось со 100 до 50. Во-вторых, кардинально изменили концовку. В-третьих, поменяли атмосферу мероприятия, так как в книге марш-бросок на выживание — буквально национальный праздник с тотализатором и кучей зрителей в каждом городе, болеющими за своих фаворитов. Кинг писал роман под влиянием от американской военной кампании во Вьетнаме, но спустя несколько десятилетий мировой контекст изменился, поэтому создатели резонно подстроили произведение под современные реалии.


Если рассматривать ленту Лоуренса исключительно, как экранизацию, то можно сказать, что она скорее неудачная. Из-за переработки, например, личность и мысли главного героя, выступающего рассказчиком, раскидали по нескольким персонажам, которые в картине вместе с Гэратти образуют «мушкетёрский» костяк. А Стеббинсу в исполнении Гарретта Вэрэйнга и вовсе не хватило экранного времени, хотя в первоисточнике он буквально второй по важности участник, постепенно раскрывающийся на всём маршруте.
Но если отделить фильм от первоисточника, то у создателей получилось отличное актуальное высказывание. Пустынные пейзажи, контролирующий и слышащий каждый шаг конвой, разговоры парней о запрещённых книгах и бедной жизни в условиях послевоенной разрухи создают страшную атмосферу антиутопического строя. Ощущение тревоги не покидает на протяжении практически всего фильма. Оператор Джо Уиллемс, с которым режиссёр работает ещё со времён сериала «Связь», то с хладнокровным замиранием фиксирует моменты жестокости (у ленты взрослый рейтинг R), то с завидным мастерством подбирает выразительные ракурсы и неустанно сопровождает беспрерывно идущих актёров.


Стоит отметить, что создателям успешно удалось раскрыть практически всех важных персонажей с минимальным количеством флешбэков. За героями и их отношениями по ходу продвижения (по сюжету и маршруту) интересно наблюдать. Даже в столь конкурентной и жестокой среде, где на кону стоят жизни, парни не теряют дух товарищества и не перестают руководствоваться гуманистическими принципами. Молодые звёзды Купер Хоффман и Дэвид Джонссон сумели достичь невероятной химии на экране, а их дуэт стал настоящим украшением ленты. Героям хватает нескольких часов, чтобы стать настоящими друзьями и начать доверять друг другу. За несколько дней они экспрессом проходят путь (они же на прогулке) от знакомства и первой ссоры до разговоров по душам со всеми секретами и братской жертвенности.


«Долгая прогулка» вышла (невозможно удержаться от шуток) хорошей. Пусть в сравнении с первоисточником фильм выбывает из гонки, но в отрыве от него у Фрэнсиса Лоуренса получилось сделать увлекательный остросоциальный мальчуковый поход с элементами пыточного порно. Наверное, уместнее всего ленту будет сравнить с «Сиянием», где Стэнли Кубрик создал своё прочтение кинговского произведения, за тем лишь исключением, что в этот раз сам писатель результатом адаптации, вроде как, доволен.
