«Суперсемейке» (The Incredibles) — 20 лет! Мультфильм Брэда Бёрда о суперлюдях в атмосфере шпионского детектива вышел в 2004 году и сразу стал хитом. В честь юбилея разбираемся, как в одном проекте ужились отсылки на голливудских модельеров, мировые комиксы и древнегреческие мифы.
Для начала поговорим на языке цифр. Для «Суперсемейки» создали более 100 уникальных декораций, что стало рекордом для мультфильмов Pixar. Персонажи часто меняют локации — Метровиль, дом семьи, остров Номанисан, особняк Эдны и дальше по списку. Всё это требовало особой детализации. Вдобавок лента стала дебютной историей студии, где главные герои — люди, до этого в кадре были игрушки и животные. Проект окупился в прокате, собрав 633 миллиона долларов по всему миру при бюджете в 92.
Правда или вымысел?
Уже в 2004-м Брэда Бёрда волновала популярная сегодня тема work-life balance. Идея мультфильма сформировалась из личного опыта режиссёра. Он хотел рассказать, как сложно совмещать две противоположные сферы жизни — карьеру и семью. Многие сюжетные линии и моменты — реальные фрагменты из будней всей команды. В первой версии сценария суперсемья должна была сражаться с гангстерами, а Мистер Исключительный даже не состоял в браке с Эластикой. Однако Бёрд переписал текст, сделав ставку на семейные ценности.
Проработка образов и отсылки
Pixar славится отсылками. Помимо переходящих из проекта в проект А113 (номер помещения для занятий в Калифорнийском институте искусств, где учились многие мультипликаторы) или фургончика «Планета пицца» из первой «Истории игрушек» (кстати, в «Суперсемейке» фургона нет, потому что Бёрд впервые работал со студией и не знал о традиции), существуют более конкретные детали. Сила членов суперсемейки напоминает способности героев комиксов.
Большая часть идей взята из «Фантастической четвёрки»: глава семьи Боб — Существо, Хелен — мистер Фантастик в женском обличье, Фиалка — женщина-невидимка, а Подрывашкер напоминает Человека-крота. Джек-Джек объединил в себе несколько способностей: силы Человека-факела из той же «Фантастической четвёрки» и Колосса из «Людей Икс». Однако выделить всех персонажей нереально — младший член семьи обладает более чем 12 способностями. А Дэш обладает скоростью Флэша.
Из «Фантастической четвёрки» студия взяла и костюмы, изменив их цвет — в комиксах они синие. Кстати, супергеройское имя Хелен (Эластика) отсылает к комиксу Doom Patrol. Прототип героини — умеющая изменять рост Elasti-Girl. Силы членов семьи распределены не просто так: они отражают характер и социальные роли. Например, Мистер Исключительный невероятно силён — он глава семьи и защитник. Способность Эластики растягиваться и адаптироваться символизирует её материнскую заботу и способность приспосабливаться к любым обстоятельствам. Как младший член семьи, Дэш гиперактивен и быстр, а застенчивая и замкнутая Вайолет легко становится невидимой и создаёт щиты.
Не менее яркий по сравнению с суперсемейкой персонаж — Эдна Мод, модельер героев. Команда вдохновлялась образом знаменитого дизайнера костюмов Эдит Хэд. Её героиню режиссёр озвучил самостоятельно. Обсуждая костюмы, Мод категорично произносит: «Никаких плащей!» Это не случайно брошенная реплика: всё дело в сложности анимирования. Сделать ткань обтекающей — задача со звёздочкой. Неграмотная анимация выглядит резкой, что сильно портит кадр, ведь одежда не может быть статичной из-за постоянного движения. Из-за этого персонажей нарядили в более облегающие костюмы.
К категории цепляющих героев стоит отнести и главного антагониста. Линию Бадди Пайна или Синдрома тоже наполнили деталями: его план называется «Кронос», и тут двойная отсылка. Первая — на одноимённый фильм 1957 года, рассказывающий о гигантском роботе, прилетевшем из космоса. Похожего монстра создал сам Бадди. План Синдрома основывается на древнегреческом мифе о Кроносе, короле титанов. По легенде, он услышал предсказание, что один из детей свергнет его. Чтобы остаться единственным королём, Кронос съел всех отпрысков. Главный злодей поступает по схожему принципу: хочет уничтожить всех супергероев, чтобы оказаться неповторимым.
Кстати, мульт цитирует не только комиксы, но и киноклассику. В проекте две отсылки на «Крепкий орешек 3: Возмездие». Полицейский целится в героя Сэмюэла Л. Джексона (в «Суперсемейке» он озвучивал персонажа), а тот медленно берёт трубку телефона или, как было у Бёрда, наливает воду. Повторили и другой кадр из этой сцены — встревоженного полицейского с направленным на преступника пистолетом. Не украли, а процитировали!
Пародия на жанр
«Суперсемейка» плавно погружает нас в клише супергеройского кино. Даже сами способности кажутся классическими — сила, гибкость, невидимость. От мульфильма ждёшь погонь, красочных взрывов и хэппи-энда в конце. Бёрд дал нам всё это, не забыв посмеяться над жанром. Чаще всего он делает это через призму главных героев. Парящая с Джек-Джеком на руках Эластика, Фиалка, использующая силы, чтобы спрятаться от объекта симпатии. Для мира, который только начинал привыкать к идее фильмов о супергероях, «Суперсемейка» установила высокую планку. Все скрытые клише превращаются в нечто оригинальное.
Старания команды Pixar были замечены: мультфильм получил «Оскар» за лучший анимационный фильм и монтаж звука, а также был номинирован в категориях «Лучший сценарий» и «Лучший звук». Фанаты даже получили продолжение — правда, спустя 14 лет после выхода первой части. Но лучше поздно, чем никогда! «Суперсемейка» остаётся не просто мультфильмом, а настоящим кладезем интересных деталей и отсылок. Даже спустя 20 лет проект не теряет очарования.