В пятницу, 18 февраля, на Netflix вышло прямое продолжение вышедшей в 1974 году «Техасской резни бензопилой» режиссёра Тоуба Хупера. Спустя почти 50 лет Кожаное Лицо возвращается, чтобы взять в руки любимые инструменты, напялить знаменитую маску и устроить кровавый массаракш. Автором нового фильма стал Дэвид Блу Гарсиа («Техасец»). В главных ролях – Сара Яркин («Американская история ужасов»), Элси Фишер («Касл-Рок») и Джейкоб Латимор («Чи»). Кинокритик Иван Афанасьев сдержанно кромсает новинку – говорит, что фильм мог бы быть чуточку лучше, если бы не напялил на себя маску Буббы Сойера.
После событий 18 августа 1973 года в штате Техас прошло почти полвека. Жуткие убийства молодых людей в местечке, где проживал Кожаное Лицо со своей семьёй, давно превратились в забавную страшилку, а в местном магазине торгуют открывашками для пива в форме бензопилы.
Тем временем в округе появляется шикарная тачка с четырьмя молодыми людьми – блогерами, которые приехали купить здесь дом. Проблема в том, что в доме этом когда-то располагался приют. Его хозяйка — старая женщина, будто слегка тронувшаяся умом, утверждает, что никуда уезжать она не собирается: один из её воспитанников по-прежнему проживает в доме. В общем, несложно догадаться, что будет дальше: «мамочка» умрёт от приступа, разъярённый долговязый мужчина достанет из закромов бензопилу и устроит всем праздник крови.
Лично для меня «Техасская резня бензопилой» стал открытием, как и многое из классики хорроров, уже в сознательном возрасте – когда я уже вовсю проникся магией кинематографа и стал потихоньку пописывать об этом удивительном виде искусства. И картина 1974 года меня потрясла – тем, что спустя много лет она смотрелась, пожалуй, ещё более жутко и впечатляюще. Зернистый, частично стилизованный под документальную съёмку фильм, как бы основанный на реальных событиях, приводил в ужас. В первую очередь тем, что категорически не торопился.
Мы потихоньку знакомились с компанией молодых людей, оказавшихся в диком захолустье, затем – с семейкой странных людей, оказавшихся каннибалами. Первое убийство происходило, кажется, чуть ли не в середине фильма. И оно было каким-то страшно (во всех смыслах) бытовым и от того по-настоящему шокирующим. Можно точно сказать, что именно вот это свойство фильма, его приземлённость в вопросах показа насилия, и сделала его феноменом – эдакая непостижимость зла.
Именно это ощущение что сиквелы, что последующие ребуты начисто утратили – мало того, что фигура Кожаного Лица постепенно стала обрастать биографией, рационализироваться, так ещё и убийства превратились в единственное, ради чего стоило смотреть фильм (простите, но я не фанат такого – нужна концепция). Это, конечно, тоже метод, но фишка «Техасской резни бензопилой» была именно в загадке.
Создатели фильма 2022 года, прямого сиквела оригинальной картины, будто бы попытались её, загадку эту, сохранить, и в то же время – сделали всё ровно наоборот. Компания молодых людей в первом фильме была разношёрстной и не во всём однозначной, но точно не вызывала отвращения – это просто беспечные ребята, попавшие в крайне неприятную ситуацию. Новые герои мало того, что практически не запоминаются (чика, козёл, блондинка, выжившая жертва скулшутинга – вот и все характеристики), так ещё и прямо-таки, простите, просятся на лезвие бензопилы почти поголовно.
Вдобавок, создатели буквально развязывают маньяку руки: по вине проклятых блогеров затихший на пятьдесят лет садист вновь едет кукухой и хватается за оружие. Не появись они – спокойненько бы помер вслед за «мамашей» и ничего не натворил. А так – получайте. Это, конечно, тоже метод, на случай, если вы хотите всё низвести до уничтожения зла маленького злом большим. Но фильм Тоуба Хупера был интересен как раз тем, что ни мы, ни жертвы Кожаного Лица, ни, кажется, он сам не понимали, зачем убивает людей таким жестоким образом.
Опять-таки, можно сослаться на то, что для среднестатистической аудитории Netflix, желающей просто поглазеть на кровавые убийства, такой фильм – вполне себе норм. Но чем он тогда отличается от сонма предыдущих сиквелов и ремейков? Да практически ничем. Простите за каламбур, но у «Техасской резни бензопилой» 1974 года было своё лицо, у «Техасской резни бензопилой» 2022-го же – лишь маска.
В сухом остатке – нормальный, компетентный слэшер «на вечерок», если смотреть его без привязки к оригинальному фильму (что почти невозможно). С очень кровавыми убийствами – например, есть сцена, в которой целую компанию молодёжи распиливают на части без перерыва добрые несколько минут (точнее, злые). Креативно режиссёр Дэвид Блу Гарсиа (оператор неплохого «Бладфеста») подошёл и к вопросу реализации убийств – например, Кожаное Лицо научился ловко швыряться работающей бензопилой во все стороны. Сцены схваток поставлены неплохо, но ничего особенного; кстати, разумеется в итоге победит (ну, почти) girl power: разумеется, в итоге две девушки-сёстры спасутся, а вот брутальный реднек с автоматическим оружием — нет. Само собой, фан-сервис: от приюта, очень похожего на дом Сойеров, до (какой по счёту?) отсылки к сцене с топором из «Сияния».
Но вот что было точно лишним – так это фигура Салли Хардести, единственной выжившей в бойне в 1973 году и превратившейся в параноичку-отшельницу, жаждущую отомстить Кожаному Лицу. Ну вы поняли – эдакая Лори Строуд техасского разлива. Тут есть, к сожалению, две изначальных проблемы: в «Хэллоуине» героиня была центральной, да ещё и обзавелась уймой сиквелов; плюс, в новой трилогии её сделали главной. Её возвращение было по-своему долгожданным. В новом «Крике», например, оригинальных героев не стали делать единственными протагонистами, сделав частью нового состава – и получилось очень органично.
Салли в фильме 1974 года сама по себе не была каким-то очень уж интересным персонажем, да и в сиквелах засветилась всего пару раз, а актриса Мэрилин Бёрнс так и не стала звездой, в отличие от, например, Джейми Ли Кёртис. В фильма 2022 года её мало того, что играет другая актриса (Бёрнс скончалась в 2014 году), так ещё и персонаж выписан для галочки и ведёт себя так глупо, что лучше бы её и не было вовсе. По крайней мере, под этим именем – это какой-то антифан-сервис уже получается.
По итогу, новая «Техасская резня бензопилой», конечно, не ужасное кино, местами – даже неплохое, но совершенно необязательное и уж точно не готовое претендовать на звание преемника самого первого, лучшего фильма, ставшего вехой в жанре хорроров и родоначальником слэшеров. Что, на самом деле, довольно грустно: новые «Хэллоуин» и «Крик» сделаны куда аккуратнее – скажем так, их тщательно выпиливали лобзиком по трафарету. Новые похождения Кожаного Лица выпиливали на глазок и, конечно же, бензопилой.