В конце зимы завершился сериал «Танго на осколках» Сергея Сенцова — история о проживании утраты и попытке научиться жить заново. Главные роли исполнили Юлия Снигирь и Денис Шведов. Рассказываем, стоит ли дать шанс новой мелодраме.
Норе (Юлия Снигирь) грустно. Она потеряла мужа Ваню (Денис Шведов). Ночью ей пришло сообщение с просьбой приехать на незнакомый адрес, где лежало его бездыханное тело. Теперь она видит галлюцинации, как правило в зеркалах — в виде отражений. Оказывается, супруг вёл двойную жизнь. Какую? (дальше будет комедия абсурда)
Занимался танго.
Так начинается новый сериал KION под руководством продюсерской компании Валерия Тодоровского, который некогда выпустил и «Надвое», и «Актрис», и «Кеша должен умереть». Все проекты объединяет неумолимая тяга к исследованию человеческих душ за тридцать, приправленная ноткой сюрреализма и столкновения мужского с женским. «Что сюрреалистичного в танго?» — спросите вы. А мы пробуем найти ответ.


Нора успешна в карьере: быстро решает сложные вопросы и с лёгкостью отжимает бизнес у слабых мужчин. Однако скалу сбивает с ног двойная жизнь умершего супруга и отсутствие какой-либо поддержки со стороны детей — Вали (Маргарита Фараджева) и Саши (Максим Карушев). Женщина не плачет, но начинает страдать от микропанических атак и болей в сердце. Чтобы справиться с травмой, она решает узнать супруга получше — с помощью танцев, а не разговоров с друзьями, коих у семьи будто и нет. Там же Нора начнёт искать быстрый секс и даже заинтересуется педагогом Кириллом (Риналь Мухаметов), ну и, конечно же, отыщет любовницу покойного Алёну (Анастасия Талызина).

Для сценаристов Галины Мосаловой и Виктории Бугаевой танго становится метафорой свободы и сексуального раскрепощения. И в этом плане генеральный продюсер Валерий Тодоровский — любитель символичных сеттингов. Например, в «Надвое» персонажи Данилы Козловского и Александра Петрова находились на перепутье между Москвой и Питером, где их ждали разные жизни, а герои «Актрис» драматично выясняли отношения за кулисами. Однако использование танца как символа в данном случае слишком уж гипертрофировано. В глазах общественности (именно в сериале) комьюнити выглядит оргией — изначально такого мнения придерживается и Нора, пытающаяся понять мотивацию мужа. Зачастую здесь меньше мужчин, оттого они и на вес золота. Дамы ждут приглашений от кавалеров на милонгах и получают многочисленные отказы, словно барышни на балах пушкинских времён.

Танго — спасательный круг для героини Снигирь, как и любое другое хобби или в конце концов работа для утопающего. Особенно, когда тебя никто не поддерживает извне. Другой вопрос — какими средствами показано спасение. Нора сама считает ситуацию абсурдной, бегая из угла в угол со словами: «Он занимался танго и без меня!» А к финалу пытается убедить детей, что пропадает вечерами с учителем танцев, а не с любовником.
— Понимаешь, что ты сейчас ведёшь?
— Нет.
— …
— Привычка по жизни.
— Отпускай.
Следующий недочёт — мистическая составляющая. Режиссёр Сергей Сенцов решает поиграть в симбиоз «Привидения» и «Жить жизнь», где герой первого проекта в конце концов научился физическому проявлению минимальных действий, а второго — просто мучил жену галлюцинациями. Здесь же Денис Шведов появляется исключительно в зеркалах, что, безусловно, усложняет производство. Стоила ли игра свеч? Лишь наполовину. Во-первых, приём не нов. Во-вторых, когда покойник пытается разбить зеркало, чтобы спасти жену, и стекло действительно даёт трещину c помощью CGI, — неловко становится всем. В-третьих, в отличие от Сэма Уита из «Приведения», Иван — всего лишь проекция подсознания Норы, что убивает весь шарм. Да, это должно работать с психологической точки зрения, ведь галлюцинации в сериале порождаются чувством вины. Но почему-то не трогает — сердце не ёкает.


Однако очень хочется поблагодарить команду за персонажа Риналя Мухаметова, который нужен в сценарии не для секса и новых отношений, а для попытки разобраться в себе. Именно он оказывается спасательным кругом, а не пресловутое танго. Такой герой-краш, за спиной которого хочется спрятаться — пусть даже без романтики.
Осторожно, спойлер!
У Норы с Кириллом не было ни одной постельной сцены, за что огромное уважение сценаристам.
Ещё одна интересная часть — яркие второстепенные герои. В начале сериала появляются Вася Михайлов из музыкального проекта «Бомба-Октябрь» и Элизабет Дамскер из театра «а39». Первый будет помогать устраивать поминки, изображая укурыша, вторая играть портную в магазине платьев. Актёры очень сильно разбавляют сюжет и дают второе дыхание, уходя в минималистичную комедию. Однако авторы не доводят задумку до конца и замедляют шаг после первых серий. К финалу появляется третий герой — психотерапевт-шарлатан в исполнении Игоря Грабузова, но не вывозит, потому что смеяться над некомпетентными специалистами в 2025-м уже не хочется.

Глобально к актёрам вопросов нет: почти все играли давно заученные роли. Снигирь не раз перевоплощалась в строгую карьеристку и мать — тут и «Золотое дно» и «Кеша должен умереть». А Шведов в перерывах между изображением полицейских не первый раз играет мужчину нарасхват. Помимо Риналя, выделяется лишь Настя Талызина, которой удалось добиться наивной растерянности молодой любовницы.

По итогу Нора ставит перед собой задачу: любыми способами научиться танцевать танго и отправиться на гала-концерт, потому что когда-то Ваня и Алёна заняли там третье место. В кино и жизни нередко используется троп, когда близкие пытаются довести дело покойного до конца и тем самым исполнить его мечту. Однако в данном случае логика необъяснима. Добилась ли женщина свободы и очищения? Наверно. Пошла ли она для этого по стопам мужа? Безусловно. А итог-то какой?

В фильме о фильме генеральный директор онлайн-кинотеатра KION Игорь Мишин рассказывает, что изначально зарубил идею Валерия Тодоровского, который принёс драму о танго на десять эпизодов по 50 минут. Однако после отказа вернулся ещё раз, сократив хронометраж в среднем до получаса. Таким образом, сериал действительно оказался смотрибельным. Пусть и с перебоями. Мистическая часть хромает, детективная — тоже. Сначала команда будто пыталась играть в расследование — а вдруг Иван не умер естественным способом, — но всё сломалось. Исследование сложных взаимоотношений с детьми тоже оставляет желать лучшего, потому что образ эксцентричной Вали вылеплен по всем канонам трудного подростка, который желает смерти матери и убегает из дома. Перечисленное выглядит картонным.
«Танго на осколках» — сериал на один раз для тех, кому нечем занять вечер после работы. Ничего грандиозного в нём нет, как и чересчур плохого. Проект на троечку, так что, если пропустите, — ничего не потеряете. Главное — не терпеть во время просмотра и вовремя выключить, если не зайдёт, ибо, как говорит одна из героинь сериала, от этого умирают.
