Такаси Миике наиболее известен в мире кинематографа способностью снимать по несколько фильмов в год, не зацикливаясь на определённом жанре и предпочитая смешивать их в гремучую смесь. Режиссёр запомнился аудитории своими хоррорами — например, «Кинопробой» (1999), сделавшей его знаменитым на Западе, и «Ичи-киллером» (2001), запрещённым к просмотру в некоторых странах из-за излишней жестокости и общего градуса безумия. Но не стоит забывать, что в арсенале Миике имеются и другие жанры. Мастер успел попробовать себя практически во всём, начиная от боди-хоррора и заканчивая детскими мюзиклами. Не все его работы можно назвать однозначными. Однако в фильмографии, состоящей из более чем ста фильмов, точно найдётся что-то близкое по духу любому зрителю. В честь показа всех частей «Воронов» Такаси Миике в эфире 2х2 мы решили сделать гайд по его творчеству.
Зачастую киноленты режиссёра довольно мрачные. Даже не скажешь, что Такаси Миике вдохновлялся мангой, комиксами и Брюсом Ли. Может показаться, что эти компоненты не сильно отразились на его творчестве. Однако не стоит забывать, что Миике за свою карьеру добрался практически до всех жанров. Поэтому, если мерзкий и нагнетающий хоррор вам не по вкусу, обратите внимание на «Зебрамена» (2004) — фантастическую историю о супергерое-неудачнике и пришельцах, мангу «Невероятные приключения ДжоДжо» (2017) и фильм «Вороны» (2007).
Такаси Миике на экранах уже более тридцати лет. Его творчество множество раз трансформировалось и обретало новые темы для исследования, местами отходя от привычных канонов режиссёра. Так как же Миике удаётся сохранять свой довольно узнаваемый стиль даже в столь разножанровых работах?
Якудза, самураи и гопники
Путь Миике начинался с дешёвых боевиков о полицейских и якудза, которые сразу выходили на дисках. Далее страсть рассказывать о социальных особенностях Японии немного трансформировалась. Миике начал смотреть чуть глубже, смешивая данную тему с безумием, как в «Ичи-киллере», где главный герой, в силу умственных особенностей, не способен испытывать какие-либо эмоции, что позволяет безжалостно кромсать врагов и случайных прохожих.
При этом режиссёр добавляет больше реализма и чуть приспускает завесу таинственности с темы местной мафии. Его героями движет не только слепая честь и насилие — в каждом персонаже Миике ищет нечто особенное, определённую слабость или изюминку, которая будет выделять его на фоне других бандитов. Гэндзи из «Воронов» пытается стать королём школы Судзуран, чтобы доказать отцу, что достоин занять его место в будущем. По сути, перед нами простой школьник с амбициями и жаждой власти. Гэндзи ещё не понимает, действительно ли нуждается в этом, но обращается за помощью к неудачнику Кену, чьи слабости и фиаско служат не только в качестве комического эффекта, но и как способ показать изнанку того самого «низшего» мира Японии.
Японская мифология
Как и другие японские режиссёры, Миике нередко обращается к теме потустороннего, при этом используя различные предания и символы из японской культуры. Самым ярким примером можно назвать фильм «Страшная воля богов» (2014), где основной частью сюжета служат жуткие куклы и божество Дарума, которые предлагают школьникам сыграть в опасную игру на выживание. Однако это слишком очевидный пример.
Такаси Миике использует и завуалированные сюжеты. Так, история о «Зебрамене» становится переигранным мифом о могучем единороге Цилине (Кирине) — блюстителе правосудия, который одним взглядом мог определить, виновен ли человек в совершённом преступлении. Зебрамен тоже не способен игнорировать беснующую на улицах преступность, даже будучи простым учителем в карнавальном костюме.
Вспомним франшизу «Один пропущенный звонок» (2003), которая, если честно, напоминает другой «Звонок». Интересно, что данное обстоятельство не помешало фильму получить американский ремейк и признание на родине. Жуткие призраки здесь тоже в наличии.
Фильмы Такаси Миике в целом балансируют на грани лихорадочного сна и ужасающей реальности. Режиссёр путает зрителя настолько, что даже при просмотре «Кинопробы», где тихая психопатка отрезает жертвам конечности, не сразу осознаёшь: это происходит с героем на самом деле, или он околдован очередным злым духом в виде миловидной девушки.
Ультранасилие
Истории Такаси Миике невозможно представить без огромного количества крови, драк, сломанных лиц и увечий разной степени жуткости. При этом насилие всегда раскрывается с разных сторон. А во главе всего, конечно же, стоит мясорубка, которой и славится Миике, изредка снимая фильмы лишь ради неё. Например, в ленте «Изо» (2004) самурай из далёкого прошлого умирает и внезапно объявляется в современном Токио, решив, что ему обязательно нужно завершить начатое. А именно — истребить потомков врагов из прошлого. На этом моменте и начинается то самое «кровавое месиво», ведь отчаянный самурай, вооружившись катаной, не собирается никого щадить на своём пути.
В «Воронах» насилие более мотивировано. Однако оно не настолько изящно, как японские боевые искусства. Школьники смешиваются в сплошную серую массу, идя стенка на стенку, чтобы отстоять власть вожака. Насилие здесь поражает лишь масштабами, точно не жестокостью (возможно, слегка).
Миике исследует тему, возводя её до невообразимого предела, из раза в раз подтверждая излюбленную мораль, что всё в мире приходит в действие через грубую силу и страдания. В его фильмах насилие может постепенно накапливаться и только под конец являться в самой ужасной форме. В «Кинопробе» Миике играет с напряжением, сначала знакомя зрителя с немного нестандартной историей поиска любви, а потом заставляя его переживать все круги ада вместе с главным героем, парализованным ядом.
Микс жанров
Ожидая от Миике киноновинку, никогда не знаешь точно, что получишь в итоге. Его способности смешивать несмешиваемое можно только позавидовать, потому что чаще всего это производит положительный эффект и показывает, что мы исследовали не все грани кинематографа. Формула такова: сначала Миике удивляет смешением жанров и лишь потом добавляет присущего ему безумия.
Одним из самых ярких примеров подобного «скрещивания» стал фильм «Счастье семьи Катакури» (2001), который сочетает смесь хоррора, мюзикла и пластилиновой анимации, приправленной чёрным юмором. Миике вновь обманывает нас, чтобы удивить. На первый взгляд, семья Катакури идеальна: родственники вместе пытаются поддерживать бизнес в виде отеля на отшибе мира, при этом не забывая о взаимопонимании и уважении. Герои настолько жизнерадостны, что выражают эмоции с помощью танцев и пения. Главной проблемой в их жизни становятся гости отеля, которые доставляют множество проблем, одна из которых — внезапное самоубийство, способное уничтожить репутацию заведения.
Абсурд полностью срабатывает. Гротескные непосредственность и позитив главных героев хорошо сочетаются с пластилиновыми монстрами и внезапными смертями. Миике выстраивает настолько неправдоподобный образ семьи, постоянно иронизируя или откровенно высмеивая эту тему, что хоррор-составляющая сюжета воспринимается как обыденность Катакури.
Мастер шока
Такаси Миике по-иному относится к понятию «шок». Он не использует банальные скримеры, стараясь постепенно подготовить зрителя к удивлению. Режиссёр делает это с помощью саспенса и переключения внимания на совершенно другие детали. В «Кинопробе» он использует клиффхэнгер, так и не объясняя аудитории, что за таинственный движущийся мешок находится в комнате у героини и что за бедолага стал её очередной жертвой. Вместо этого Миике переключает внимание на главного героя и его скитания в поисках девушки, внезапно пропавшей прямо из постели.
Мастер вшивает в повествование головоломки и тупики, чтобы как можно сильнее отдалить зрителя от преждевременной разгадки. Режиссёр садистски растягивает развязку, с каждым действием героев повышая уровень испытываемого шока.
Гнетущая атмосфера
Киноленты Миике практически всегда стремятся подчеркнуть серость мира. Цвета на экране чаще всего приглушённые. Даже солнечный день в исполнении режиссёра выглядит так, будто смотришь на него через дымку. Лишь ночь изредка подсвечивается яркими красками, ведь это время нечисти и бандитов.
Юмор
Какой бы ужасной и пугающей ни была жизнь, в ней всегда найдётся место для юмора. Даже для мерзкого или пугающего. В своих фильмах Миике делает безумными не только героев, но и действительность вокруг них. Поэтому неудивительно, что иногда персонажи пытаются отвлечься от реальности, прерываясь на нелепые эпизоды. Таким образом режиссёр оттягивает для зрителя шокирующую развязку и больше погружает их в мир тех самых потерянных людей, павших практически на самое социальное дно. Даже в «Воронах» между бесконечными стычками найдётся забавный эпизод с неловким свиданием, где школьники внезапно теряют свою пресловутую уверенность.
Такаси Миике продолжает исследовать грани кинематографа и удивлять зрителя абсурдом, проверяя предел человеческой жестокости. Если вы являетесь любителем хоррора или сюжетных экспериментов, то вам не стоит проходить мимо его работ, так как они точно смогут показать что-то, чего вы не видели ранее.
Чтобы познакомиться с творчеством Такаси Миике поближе, однозначно стоит посмотреть следующие фильмы:
— «Кинопроба» (1999);
— «Вороны: Начало» (2007);
— «Зебрамен» (2004);
— «Ичи-киллер» (2001);
— «Счастье семьи Катакури» (2001);
— «13 убийц» (2010);
— «Первая любовь» (2019).
За расписанием фильмов Такаси Миике в эфире 2х2 следите на нашем сайте!