В начале года на фестивале «Сандэнс» показали новый фильм режиссёрского дуэта Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда «Сверхъестественное. Знаки» (Something in the Dirt или «Что-то в грязи» в оригинале), а 10 ноября он доберётся до кинотеатров. Парочка славится своими неординарными хоррорами, которые на самом деле не хорроры и вообще не очень вписываются в жанры. В новом фильме они продолжили традицию, только вот сделали что-то вроде нераспутываемого клубка, в котором каждый найдёт свой смысл.
Сюжет крутится вокруг Джона, который заехал в новую квартиру в Лос-Анджелесе, и его соседа по дому Леви. Они знакомятся, и практически сразу сталкиваются с необъяснимыми явлениями на хате Джона: старая кристаллическая пепельница начинает парить, на стенах появляются загадочные символы, а из странной кладовки веет жаром, которого оттуда идти не должно. Нормальные люди оттуда быстренько съехали бы, но Джон и Леви решают, что нужно снять документалку и выяснить, что за чертовщина тут творится.

Мурхед и Бенсон сами сыграли главных героев Джона и Леви — также они поступили в своём фильме «Паранормальное». Не просто так: он чем-то похож на «Сверхъестественное. Знаки» — и там, и там два друга пытаются объяснить необъяснимое «излучение». Только в первом оно влияет на членов культа, в котором раньше состояли герои, а во втором — на самих героев. «Паранормальное» хоть и не стало мировым хитом, но поставило режиссёров на карту, благодаря необычному подходу к хоррорам. С тех пор они успели поработать над «Локи» для Disney и одним из фильмов франшизы «З.Л.О.». Но после знакомства с большими студиями вернулись к привычному: бюджетным камерным фантасмагориям из сверхъестественных стереотипов.

Сверхъестественное

Из спецэффектов в фильме лишь парящие предметы, но «сверхъестественного» там происходит немало. Больше всего будет необъяснимых совпадений: от числа 1908, которое начинает появляться везде и связывать рандомные события между собой, до землетрясений, возникающих, казалось бы, в моменты пика паранормальной активности. Отдельно стоит та загадочная кладовая: то кто-то подаёт из неё световые сигналы, то попрёт жар без видимого источника, то приборы зарегистрируют радиацию. Всё это — части «излучения», которые герои приписывают месту, где стоит их дом, и Лос-Анджелесу в целом. И ради которого там, по мнению Джона и Леви, собирались всякие культы и масонские лоджии.
Знаки

Одна из тем фильма: то, как мы стремимся искать во всём так называемые знаки и придать значение любой мелочи. В начале, например, Джон рассказывает, как встретил койота на улице, и это показалось ему магическим моментом — чем-то вроде ознаменования начала их с Леви приключения. Но он новичок в Лос-Анджелесе — а койоты там встречаются довольно часто, и резиденты давно не придают этому значения. Главная ошибка героев в том, что они начали искать объяснения знакам: в математике, гравитации, истории, оккультизме, архитектуре, теории мультивселенных и так далее. Удивительным образом объяснения находились, только вот их количество явно намекает на то, что вряд ли хоть одно из них верно.
Красные сельди

В английском языке есть понятие «красной сельди» (red herring) — отвлекающего манёвра, мелкой детали, которую сценарист вкидывает в повествование, чтобы отвлечь зрителя от истинной разгадки. «Сверхъестественное. Знаки» — это небольшое двухчасовое озеро, переполненное красной сельдью. Режиссёры одновременно предлагают тучу ответов на вопрос «Что же творится в квартире Джона?»: от инопланетного вмешательства до постановки. Если бы их было меньше, можно было бы выбрать какой-то один реалистичный, но сельдь начинает есть друг друга, и в итоге ни одна из рыб не может стать истинной. И здесь, кажется, кроется главная хитрость режиссёров: в таком обилии знаков, намёков, красных нитей заложенный смысл теряется, и на его место можно вложить любой другой. Поэтому по большей части зритель сам волен объяснять происходящее, как душе угодно, и создавать собственный фильм «Сверхъестественное. Знаки».
Дружба

Правда, заложенный смысл в фильме есть, и насущный: это кино про дружбу в озере красной сельди. Про двух людей, каждый со своими тараканами, проблемами и скелетами в шкафу, которые нашли друг друга в час одиночества и стали поддерживать. На деле Джона и Леви объединяет не так много, разве что пристрастие к курению, но им очень вовремя попалось на глаза что-то необъяснимое, и поиски ответа стали клеем. Поначалу всё шло хорошо: обсуждения сверхъестественного подначивали друзей на рассказы о личном и сближение. Но позже то, что раньше их объединяло, стало тянуть в разные стороны: Джон стал переживать за свою безопасность, а вот Леви не собирался сдаваться в поисках разгадки.

«Сверхъестественное. Знаки» — это фильм про наш мир, наполненный красной сельдью вроде политики, скандалов, развлечений, теорий заговоров, знаков, историй, мистики и т.д. И про то, как сложно в косяке ярких рыб заметить то, что действительно важно, а не просто приглашает вас опуститься в кротовую нору, в которой часто нет никакого дна.