На Netflix вышел последний сезон «Игры в кальмара» (Squid Game) — истории о состязаниях на выживание от режиссёра Хван Дон-хёка. В декабре 2024-го сериал занял первое место в рейтинге самых популярных тайтлов платформы. К финалу из кровавого триллера с элементами квеста проект превратился в глубокую драму об эксплуатации людей и цене добродетели. Рассказываем, чем всё закончилось.
Осторожно, спойлеры!
К концу второй части главный герой Сон Ки-хун (Ли Джон-джэ) возмужал, разочаровался в жизни и поднял восстание. Команда участников новой игры разделилась на два лагеря: «красных» и «синих». Первые голосовали за немедленное прекращение состязаний (читать: истязаний), вторые — за их продолжение, ведь чем ближе к финалу, тем больше выигрыш. Под предводительством Ки-хуна несогласные с мучениями пошли на штурм центра управления, но пали. Так герой в очередной раз потерял близких, масштабировал чувство вины и проиграл распорядителю, а ныне ведущему (Ли Бён-хон), который мастерски обвёл его вокруг пальца, притворившись одним из игроков.

Как и второй сезон, третий нацелен разрушить веру персонажа в человечество и его добродетель. Теперь Ки-хун сражается не с «сокамерниками», а с командиром, который любыми способами докажет ему ничтожность мира. В новых сериях Ли Джон-джэ тоже наденет маску — правда, драматического актёра: половину сезона будет ходить с повисшим от тоски лицом и сверлить взглядом предателей. Его безумие дойдёт того, что мужчина впервые возьмётся за нож и воспользуется им.
Третий сезон «Кальмара» продолжает сюжет второго. Эпизоды разделены на две части, что обосновывается логически: проект Хван Дон-хёка — дойная корова Netflix, из которой платформа хочет выжать максимум. Однако из-за подобного подхода значительно проседает сценарная часть. Если в первом сезоне серию посвящали конкретной игре, то в последующих авторы растягивают состязания на два эпизода. Монтаж теряет позиции — например, режиссёр избавляется от ускоренной съёмки, заставляя зрителей десяток минут наблюдать за голосованием и каждым игроком, подходящим нажать кнопку.


Параллельно играм команда продолжает рассказывать о судьбе детектива Чжун-хо (Ви Ха-джун), который намерен во что бы то ни стало отыскать брата (он же распорядитель/ведущий) и узнать, почему тот прервал отношения с семьёй и выбрал путь злодея, отбирающего чужие жизни. За два года герой исследовал множество островов, но так и не нашёл нужный. Причина неудачи — капитан Пак (О Даль-су), который спас полицейского по поручению распорядителя и всё это время водил его за нос.
Преимущество третьего сезона — новые состязания. Самые жестокие из них — прятки, слегка повторяющие концепцию соревнования в марблс из первой части, где участникам предлагалось самим придумать игру со стеклянными шариками на двоих персон. Суть обоих в том, что испытуемые убивают оппонентов. Но есть загвоздка: если в марблс нужно было лишь выиграть, то в прятках — собственноручно зарезать одного из игроков. Участников распределяют в две команды — тех, кто прячется и ищет. Так, по разные стороны баррикад оказываются как друзья, так и родственники. В другом состязании нового сезона игрокам требовалось перейти мост, прыгая через огромную скакалку. Особое внимание команда уделила Ким Чжун Хи (Чо Ю-ри), которая за время турниров успела родить и вывихнуть ногу, ведь с помощью неё легко манипулировать зрителем и выкручивать драматизм.



Так как третья часть — это прямое продолжение, в ней нет новых примочек. Команда сохраняет ежедневную систему голосования за продолжение игр, которая с каждым эпизодом становится только абсурднее: оппоненты переманивают людей на свою сторону как обещаниями, так и угрозами. Начатая в прошлом сезоне попытка показать жизнь не только участников, но и работников (кружков, треугольников и квадратов), оказывается провалом. На острове всё ещё проворачивают продажу органов ликвидированных игроков, чему мешает Кан Но Ыль (Пак Кю-ён), охранник под номером 11. Как и Кан Сэ-бёк (Чон Хо-ён) из первого сезона, девушка сбежала из Северной Кореи, что заставляет её иначе смотреть на мир и не руководствоваться принципами «Кальмара». Однако её история утыкается в обыкновенное противостояние непокорной девушки, которая, с одной стороны, подтверждает добродетель человека, но с другой, никак не отражает суть сотрудников жестокой игры.
В последних двух сезонах Хван Дон-хёк доводит до абсурда заложенную в сериал истину: большая часть людей готова пойти на всё ради денег — даже избавиться от невинного ребёнка. Режиссёр акцентирует внимание на судьбе игрока 222, той самой Ким Чжун Хи, которая оказалась на поле с возлюбленным Ли Мён Ги (Лим Си Ван), изо всех сил пытающимся спасти себя, но не семью. Символично, что в последних двух испытаниях он готов пожертвовать жизнью девушки и новорождённого, чтобы заполучить больше денег. Убийство «соратников» стало главным принципом новой игры. Если в самом первом соревновании «Шестиногое пятиборье» участники искренне переживали и болели друг за друга, то к финалу они жаждали лишь расправы и единоличной победы.

Хван Дон-хёк утопает в повторении ходов: тех, кто пришёл вдвоём, обязательно разъединит смерть. От чувства вины за погибшего выживший сведёт счёты с помощью узелка вокруг шеи. Лучшие друзья непременно погибнут, какими бы хорошими не были, а победителем окажется лишь один — по традиции с самой чистой душой. Порой в сериале слишком много разговоров вокруг да около или нелогичных сюжетных ходов вроде той сцены, где сотрудник полицейского участка звонит капитану-предателю Паку и с подробностями рассказывает, что его обвинили в соучастии в массовом преступлении. Продолжение пестрит подобными нюансами, отчего кажется, что сюжет просто высосали из пальца.
По традиции финал разобьёт сердце зрителя вдребезги, как и «Игра престолов». Хван Дон-хёк, словно распорядитель, в очередной раз подтвердит мысль пережившей Корейскую войну Чан Гым Джа (Кан Э-щим): «Подлецы совершают недостойные поступки, обвиняют в них других и спокойно живут. А хорошие люди винят во всём себя, терзая душу и разрывая сердце». Добавим лишь одно: хорошие ещё и умирают в конце.
Возможно, Сон Ки-хуну и удалось доказать, что униженные и оскорблённые — тоже люди, а не лошади, каковыми их видят организаторы игр. Однако у режиссёра не получилось закончить историю достойно. Свидетельство тому — Кейт Бланшетт в закрывающей сцене третьего сезона, вербовщик «Кальмара» в США, отчётливо намекающая на спин-офф. Попытка показать борьбу одного человека с системой имела право на существование, ведь говорить исключительно о развлекательной сути соревнований, забирающих сотни жизней, бесчеловечно. Другой вопрос, как команда сделала это. Растягивать сюжет на несколько сезонов точно не стоило — и это факт.
