Первый сезон «Людей Икс ’97» отгремел, зрители и критики остались в восторге и с трепетом ждут продолжения. И не только приключений команды мутантов. Во многих сериях, в частности в финальной, показали камео других любимых фанатами героев вселенной Marvel. Одним из таких стал знакомый многим Человек-паук из того самого мультсериала 1994-го. Отличный повод вспомнить классику и вновь помечтать о возвращении дружелюбного соседа на экраны — вдруг оно уже готовится?
Сюжет рассказывал о становлении Питера из ботаника в знаменитого героя почти с самого начала. Дядя Бен уже на том свете, а Паучок спасает жителей родного Нью-Йорка от грозных злодеев. Зрителей не бросили в гущу к незнакомцам, а последовательно познакомили с семьёй, близкими и бытовыми проблемами, что окружали Паркера как простого человека. При этом он не прогибался перед трудностями, а надевал маску и заботился о горожанах. Опасные враги появлялись один за другим и были не просто злыми болванчиками. Например, невозможно не сочувствовать истории учёного Курта Коннорса, ставшего Ящером. Ради желания вернуть потерянную руку и желая своим открытием помочь всему миру, он едва не утратил собственную личность и чуть не навредил семье. И это лишь первая серия!
До сих пор «Человек-паук» 1994-го выделяется среди последующих мультсериалов, да и других экранных воплощений. У создателей и сценаристов удалось показать серьёзные личные темы, не уходя в излишний драматизм. История до конца оставалась цельным путешествием любимого героя, в которой не было ничего лишнего. Ненавязчивый юмор не звучал притянуто, а отношения Питера с девушками не заставляли закатывать глаза и вопрошать «Ну зачем?». Кроме этого, в сериях время от времени появлялись гостевые персонажи Marvel — те же Люди Икс из идущего тогда параллельно собственного мультсериала пару раз помогали Паучку.
Джон Сэмпер, шоураннер и сценарист «Человека-паука» рассказывал: «Использование приглашённых звёзд напомнило мне о детстве, когда в магазине сладостей в моём распоряжении был весь набор персонажей Marvel и хотелось поиграть со всеми. Первым хотел анимировать Доктора Стрэнджа (моего большого любимца) и Блэйда (еще одного любимца), а "Людей Икс" использовал как трюк для повышения рейтинга. Мы не делали намеренных пилотов. Но Ави [Арад]и его главный помощник Мэтт Эдельман постоянно стаскивали сценарии и наброски с моего стола и использовали их для подачи идей сериалов и фильмов для ТВ всем в округе. Возможно, не было бы фильма о Блэйде, если бы я не использовал его в сериале и не привлёк к нему внимание Ави».
Всё прекрасно, но…
Открытый финал зрители не поняли — то ли по телевизору показали не всё, то ли придётся бежать на рынок и искать видеокассету с окончанием. В последней серии возлюбленная Питера Мэри Джейн оказывается потерянной среди других измерений, а сам герой вместе с добродушной старушкой Мадам Паутиной отправляется на её поиски.
Концовка истории внезапно появилась в 2017-м. Выложил её сам главный сценарист Джон Сэмпер, и называется несуществующая 66 серия «Питер находит Мэри Джейн». Прыгая по реальностям, Паучок оказывается в Англии XIX века, причём в особенно удачный период — знаменитый серийный убийца Джек-Потрошитель как раз вышел на охоту. В этой версии им оказывается злодей Карнаж, случайно попавший в другое время. Кроме него появились бы альтернативные версии других персонажей, например, Зелёный гоблин и вездесущий Джона Джеймсон. Найти возлюбленную в незнакомом городе у Питера получится благодаря Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону — какие же поиски без главных сыщиков эпохи?
На экраны Мэри Джейн из версии «Человека-паука» 1994-го вернулась спустя аж пару десятилетий, спойлер, в финальной серии «Людей Икс ’97». Она стояла рядом с Питером, и это было лишь двухсекундное камео, но теории невольно начинают строиться. Как герой нашёл Мэри Джейн? А точно ли это она? Мультсериал-то ведь закончился в 1998-м и, может, в момент событий «Людей Икс ’97» возлюбленная Паучка ещё даже не пропала! Ответов нет — но вдруг они появятся.
Шоураннер первого сезона «Людей Икс '98» Бо ДеМайо, однако, утверждает, что Питер нашёл Мэри Джейн. Возможно, он решил воплотить давние фанатские желания в реальность, а то, как Паучок этого добился останется лишь в нереализованных фантазиях. Задействуют ли их в дальнейших сезонах или возможном продолжении — вопрос открытый. Да и Sony, кажется, не против. ДеМайо также упоминал:
«Обсуждение постоянно было активным, так как мы все фанаты той вселенной. Эта идея пришла внезапно и всё сработало как надо. Sony просто в какой-то момент сказали: „ЭмДжей и Питер? Всё нормально“».
Взгляд в будущее
Вероятность возвращения культового «Человека-паука» жила благодаря верности фанатов, но сейчас у Marvel Studios на него планов нет. Возможно, потому что вариации героя появляются каждый год и аудиторию боятся «перекормить» приключениями и так узнаваемого персонажа. В 2023-м, например, была игра Marvel's Spider-man 2, а в 2024-м к выходу готовится мультсериал Your Friendly Neighborhood Spider-Man (уже продлённый на второй сезон) — и это не считая полнометражек про Майлза Моралеса и целую мультивселенную пауков. Каждый проект отличается стилистикой и аудиторией, на которую направлен, но предположить, каким может быть пока несуществующий «Человек-паук ’98» всё же возможно.
«Люди Икс ’97» делались для выросших поколений школьников, что бежали смотреть любимый мультик после учёбы. За двадцать лет их приоритеты изменились, что создатели учли, усилив упор на внутренние конфликты и семейные драмы. Сценаристы не побоялись убивать толпами, менять устоявшиеся правила, а на вопросы «Кто прав?» и «Кто виноват?» не появляется однозначного ответа. Подобное повышение ставок и должно случиться с «Человеком-пауком».
Кристофер Дэниел Барнс, актёр озвучки Паучка, выразил свои надежды на будущее шоу: «Просто хотел поблагодарить за весь позитив и поддержку идеи возрождения "Человека-паука ’98"! Я бы с радостью принял участие в таком замечательном проекте! К сожалению, со мной никто не связывался по этому поводу, и я также не имею никакого отношения к "Людям Икс ’97". Но давайте вспомним Стэна Ли и останемся "истинно верующими"! Может быть, мне позвонят по волшебному телефону, заставят подписать соглашение о неразглашении, а потом я буду хранить подозрительное молчание!»
Оборванная на полуслове линия с поисками Мэри Джейн приведёт не только к очевидному «Ура, он её нашёл!», но и к возвращению подростковой драмы с объяснениями, кто кого любит. Незадолго до финала мультсериала Питер женился на возлюбленной, которая, опуская подробности, оказалась клоном. Перед настоящей Мэри придётся вновь раскрывать тайну личности, объясниться и налаживать отношения — хорошо хоть клон забеременеть и родить не успела! Тем не менее, после схожей линии в «Людях Икс ’98» «Человеку-пауку» лучше не повторяться.
Питер всегда был близок к простым людям, а зрители росли с ним на равных. От возвращения ждут не только конкретики насчёт концовки, но и достойного продолжения. Герою как личности придётся продвинуться вперёд, избавиться от недосказанности в отношениях и столкнуться с последствиями, которые раньше не могли показать детской аудитории. Нечто похожее было в первой части Marvel’s Spider-Man. Питер уже состоявшийся супергерой, но наряду со спасением людей ему приходилось встречаться с проблемами на работе или оплатой жилья. Сценаристы игры сделали то, на что не хватало смелости у многих, кто над персонажем работал — позволили ему вырасти.
А если помечтать…
В «Людях Икс ’97» создатели умудрились утрамбовать многие сюжеты из комиксов, что выходили после оригинального сериала. И уже на их основе выстраивали собственный вариант событий. У Человека-паука за эти годы сюжетов накопилось не меньше, и многие из них достойны воплощения на экране.
Например, видение взрослого и серьёзного Человека-паука показал сценарист Дж. Майкл Стражински. В сюжете «Снова в чёрном» Питеру пришлось наблюдать за медленной смертью близкого человека — тётушки Мэй. Женщина с момента появления, казалась, охранялась неписаным законом и всегда оставалась символом поддержки и бескорыстной любви для племянника. Но один выстрел — и она в коме. Зато остался жив Питер, которому пуля предназначалась. Он нарушил собственное главное правило, раскрыл миру свою тайную личности и поставил тётю и жену Мэри Джейн под угрозу. Терзаемый чувством вины и желанием мести он оставляет яркий костюм добродушного соседа и возвращается к чёрному цвету. Паучок становится жестоким к врагам, озлобленным на жизнь и несправедливость, а читатель видит насколько пошатнулась реальность человека, который потерял близкого.
Marvel, к сожалению, не дали Паркеру пожить с последствиями принятых решений и отменили настолько резкие изменения в следующем же сюжете «Ещё один день». Отчаявшись, герой пошёл на сделку с демоном Мефисто. В обмен на жизнь родной тётушки весь мир, а заодно и любимая жена забыли о личности Человека-паука. У сценаристов пока несуществующего «Человека-паука ’98» есть возможность эту арку проигнорировать. Или позволить Питеру избрать другой вариант — он пройдёт через муки выбора, чувство потери и поймёт, что нельзя играться с судьбами людей ради собственной выгоды. А у истории появится подходящий для взрослой аудитории посыл! Заодно и ударят эффектом неожиданности по зрителям, знакомым с комиксом.
«Снова в чёрном» — лишь один из вариантов развития событий, а чтобы удивить, необязательно добивать тётю Мэй — можно же убить самого Питера. Так, сценарист Дэн Слотт в «Совершенном Человеке-пауке» позволил пожить в теле Паучка одному из его злейших врагов Доктору Октавиусу. От дружелюбия в герое тогда мало что осталось, зато за становлением личности самого Отто следить было необычно. В новой для себя роли он не подражал Паркеру, а действовал жёстче, хитрее, даже диссертацию от его лица защитил и собственную фирму основал.
От «Человека-паука ’98» настолько резких решений сразу ждать не стоит, да и фанаты скучают по тому самому Питеру. А для клиффхэнгера под конец сезона второго-третьего — почему нет? Потом можно и отдельный спин-офф про Отто-паука снимать. Герой из него по итогу-то вышел очень даже эффективный! И фанаты его до сих пор любят.
Для развития знакомого дружелюбного соседа вариантов много, так же как и для других персонажей из мультсериалов из 1990-х. У «Фантастической четвёрки», «Железного человека» и «Невероятного Халка» тогда было всего по два сезона. Их осовременивание может дать шанс Marvel создать вселенную, отдельную от основной MCU, которая и так сейчас хромает. В ней, наконец, смогут существовать проекты, где не страшно экспериментировать с сюжетами и рисковать героями. Они не только будут радовать приятной ностальгией по временам, когда «всё было краше», но и выделяться на фоне конвейера фильмов и сериалов, где спецэффектов осталось больше, чем души.