В 2015-м все шептались «скр-скр-скр», следили за золотым составом YungRussia и не знали, что такое «пресейв», потому что все «горячие и свежие» появлялись в недрах «ВКонтакте», пробивая путь к славе с помощью мрачных текстов и вайба несчастных нигилистов. В 2025-м на смену клауд-рэпу, эстетике маджик-сити и «плашкери» пришли авторы строчек: «Ну давай, лети как птица, я убью всех твоих принцев», «Пустует трон, я выгляжу, как самый отвратительный король» и «Артист эстрады — Филипп Киркоров в 2010».
Сейчас никого не удивишь шоу на 200 человек в маленьком клубе, зато все «шарящие» мечтают о проходке на «Ткани» и часами пытаются выловить новое «нерасфоршенное» имя в волне «Саундклауда», чтобы первым узнать будущую звезду. В честь того, что эстетика самой свободной музыкальной площадки уже становится полноправной частью поп-культуры, решили разобраться, как саундклауд-сцена переизобрела себя заново, что на ней происходит сейчас, и куда она движется.

Что такое SoundCloud?
Те, кто следил за интернет-рэпом с середины 2010-х, знают, что пока во «ВКонтакте» формировались собственные устои жанра на СНГ-манер, запад активно использовал условно бесплатную площадку «Саундклауд» (SoundCloud) для того, чтобы растить новых андер-исполнителей. Благодаря ей узнали про XXXTentacion, Juice WRLD, Post Malone, Playboi Carti и даже негласного короля грустных подростков из диджитал реальности — Lil Peep. А также про сотню талантливых битмарей с Аской Ленгли и Канеки Кеном на аватарках. «Саундклауд» давал почти безграничный доступ к артистам и позволял не просто гонять треки в наушниках, но и прямым образом влиять на творчество. Лучшей фичей площадки была и остаётся возможность посекундно комментировать звуковую дорожку, а заодно просматривать чужие отклики: есть ли ещё пользователи, которые взорвались на бите или заметили, что «басс опять не в тон».
Как можно понять из этого ностальгического вступления, «Саундклауд» в первую очередь стриминговая платформа, которая ориентируется на артиста, а не на слушателя, потому что даже платная подписка рассчитана на увеличение количества инструментов, с помощью которых можно залить трек на площадку. Именно из-за расширенного функционала, удобства и прямого контакта со слушателями уже состоявшиеся исполнители используют её как для экспериментов со звуком и образом, так и для дистрибуции творчества на концентрированную аудиторию. Ну а возможность загружать любые треки и демки, в том числе неочищенные по правам или на чужие биты, сделали стриминг самой удобной площадкой для начинающих исполнителей, битмарей, продюсеров и всех причастных. Да, монетизация отсутствует, но многие музыканты даже после попадания в мейнстрим продолжают загружать туда треки и релизы для фан-базы «трушных ребят».
С 2022 года «Саундклауд» недоступен в России, но музыкальные гики продолжают выстраивать там своё комьюнити. Западные хитмейкеры не так интересны, когда на площадке появляются СНГ-герои, изобретающие новые жанры и тщательно охраняющие приватность: за исполнителей говорит музыка. Примерно так мы и получили то, что есть сейчас, когда в попытке уйти от мейнстрима в 2020-х музыканты стекались на площадку, набивали руку, находили слушателей и в итоге оказались в чартах далеко за пределами круга «шарящих».
Что там про культуру?
Медиа уже начали писать об СК-рэперах как о «новой волне» рэп-сцены, но это лишь верхушка айсберга. Под водой остаётся настоящий пласт артистов, которые по ночам зависают в FL Studio и набирают по 100–200 прослушиваний, пока вдруг не происходит случайный форс в «ТикТоке». Часто ребята даже не успевают задержаться в самом низу, потому что популярность может прийти стремительно.
Айсберг «Саундклауда» — это своеобразный способ показать, насколько «мейнстримен» исполнитель. Ведут их «шарящие ребята», которые часами разыскивает ноунеймов и слушают их со старта карьеры. Чем больше музыкант форсится, тем ближе оказывается к верхушке. Пользователи «ТикТока» стараются успевать за новыми именами внизу айсберга, чтобы оставаться самыми модными и включёнными. Из этого родилась рофл-эстетика «подшара»: чтобы оставаться в контексте, нужно первыми начинать разбираться в лоре. Иначе рискуешь стать «нормисом».



На кого из музыкантов обратить внимание?
Простой вопрос — сложный ответ. На кого угодно. «Саундклауд» создан для того, чтобы слушатели находили исполнителей самостоятельно и следили за артистом из-за цепляющего звука, а не громкого имени. Но так как мы делаем обзор на культуру платформы, оставить вас без имён было бы не очень вежливо. Вот небольшой список артистов, которые уже вышли на стриминги и раздают «свэга» в чартах:
fallen777angel: архивкорный исполнитель, чей трек «гладиатор/рыцарь» больше полугода форсился в «ТикТоке» и до сих пор держится в топе плейлистов «Саундклауда».
Кому понравится: фанатам мрачной эстетики, психологической лирики о чувствах и качественно прописанных мелодий.
тёмный принц: нишевая звезда, о которой все узнали задолго до появления на площадках. Наверняка вы помните его по фиту с madk1d «Ты чё обиделась?».
Кому понравится: любителям перегруженного грязного звука, понимающим эстетику и образность «ран», а также средневекового вайба.
madk1d: пока что самый известный рэпер в тусовке, чей дебютный альбом sexyswag с марта не покидает чарты больших площадок.
Кому понравится: тем, кто «вайбил» под «Пошлую Молли» и мечтает вернуться в эпоху свободного подросткового бунта с тусовками и первой любовью.
паранойя: «Аляска-куртка, мы выглядим так круто», — дело рук именно этого рэпера. Перед Новым годом «ТикТок» просто разорвался от количества роликов под эту дорожку, а следующие бэнгеры про «цены» и «поездки по Москве с бести» закрепили успех.
Кому понравится: ностальгирующим по золотым 2000-м, гламуру и попсовому рэпу.
Fortuna 812: вышедший в конце июня альбом basedgod весомая часть музыкальных каналов уже растащила на цитаты. Артист громко заявил о себе профессиональным сведением и «рофельным» жанром архивкор, который появился практически случайно.
Кому понравится: фанатам качественной работы с битом и числовым отсылкам.
А ещё можно присмотреться к greyrock, euro91, tewiq и Королевский XVII. Больше героев вы всегда можете найти в нашем пятничном дайджесте.
Но никто не расскажет о площадке лучше, чем артист, который прошёл этот путь. У нас получилось поговорить с fallen777angel о том, как он появился на «Саундклауде», и чем отличается от остальных сообществ.


— Как ты начал писать музыку?
— Всё началось в 2018 году, я тогда был в восьмом классе. Услышал lo-fi биты, влюбился в звук и подумал: «Да это же легко!» Открыл программу... И ничего не понял. Куда жать? Где брать звуки? Какие плагины использовать? Сделал пару кривых демок и забросил почти на два года: иногда заглядывал в софт, смотрел разборы, особенно у IY Beats. Постепенно интерфейс стал знакомым.
Потом нашёл курс Slava Marlow по битмейкингу в Ableton. Пришлось учиться с нуля. Меня всегда тянуло к творчеству: пробовал писать рассказы, рисовать. Но в тот момент меня окончательно зацепила музыка. После курса пытался продавать биты на BeatStars и YouTube, но не получилось — энтузиазм угас.
В 2022-м взорвал фонк. Жанр показался мне несложным, начал писать в нём. Тогда же открыл для себя «Саундклауд»: выкладывал треки просто так, без продвижения. Они набирали по 200-700 прослушиваний. Позже узнал про дистрибуцию: как заливать музыку на стримы и получать с этого деньги. Стал грузить треки как NQVV. Летом мой ремикс на Override Rage неожиданно взлетел в «ТикТоке»! А осенью меня заметил лейбл Rhymes Music.
До января 2023-го писал музыку без вокала. А декабре рискнул записать голос, но без нормального оборудования, просто в наушники Fifine. Так родился ник fallen777angel. В марте следующего года я купил первую звуковую карту и микрофон: качество подросло, но до идеала было далеко.
В конце 2023-го я увлекся DnB. Трек «Падший Ангел» зашёл людям. В мае я сделал эмбиент, засемплил его в DnB-бит и записал «Спокойной Ночи», причём самый цепляющий куплет написал ещё летом 2023-го, после трека shadowraze — «Холод». Это стало началом моей популярности.
Лето 2024 года было непростым — выгорание. Идей и хайпа не было. Выпустил с Юрой Full Smen’ой трек «Зависим» — он тоже попал в «ТикТок». Потом наткнулся на биты Greyrock с хештегом #архивкор. Звук запал! Сделал бит в этом стиле и получился «гладиатор/рыцарь». Друг послушал и сказал: «Доделывай!». Я не горел желанием, но на следующий день сделал ещё один архивкор-бит и записал Hearteater. На нём я наконец настроил нормальный пресет для голоса и перезаписал «Рыцаря». Друг сказал: «Это пушка!». Я сам не верил, но TikTok всех переубедил: миллион на «Саундклауде» за неделю, взлёт на других площадках!
Сейчас гружу музыку реже — устал от воровства треков и постоянных блокировок «моего» аккаунта из-за этого.
— Что тебе больше всего нравится в площадке, а что отталкивает?
— Нравится доступность: каждый желающий может поделиться своим творчеством, а слушатель — найти автора по вкусу. Отталкивает разве что предвзятость, которую порождает «ТикТок». Появляется клеймо «СК-рэпер», из-за чего некоторые воспринимают треки негативно.
— Несмотря на хорошие прослушивания на стримингах, ты продолжаешь выкладывать треки на «Саундклауд». Почему?
— Не весь материал подходит для площадок. «Саундклауд» — это черновик для экспериментов.
Кстати, 18 июля у fallen777angel выходит полноформатный альбом. Мы уже забирали сингл исполнителя в обновлённый дайджест, но если вы не успели его прослушать, тизер пластинки — хорошая возможностью вкатиться в лор исполнителя перед новым релизом.
Как артисты выходят на площадки?
Дистрибуция и контракты с лейблами — довольно закрытая тема, в которую массовый слушатель обычно не погружается. Особенно когда речь идёт об СК-рэперах, которые кажутся воплощением полной независимости: настучали бит в «флке» (FL Studio) у друга на кухне, залили на площадку, собрали свои сотни прослушиваний. Кажется, что вся магия в том, чтобы оставаться самостоятельным, но даже на этой сцене в какой-то момент исполнитель упирается в потолок: треки собирают больше внимания, чем музыкант может потянуть сам. А дроп без визуала и грамотного промо не даёт профессионального роста.
Именно на этом этапе и появляется лейбл как точка опоры, которая помогает артисту выйти из DIY-комнаты в реальность. Чтобы чуть лучше понять, как в индустрии работают с такими музыкантами, задали несколько вопросов Сергею Пынзарю, СЕО лейбла rplus — одного из первых, кто начал работать с саундклауд-артистами в России.

— С чего началась история rplus, и почему решили подписывать саундклауд-рэперов?
— Идея создать rplus возникла в 2020 году совершенно случайно. Я был участником различных фан-бесед артистов во «ВКонтакте» и познакомился с молодыми креаторами: монтажёрами, битмейкерами и артистами, в том числе с некоторыми нынешними исполнителями «Саундклауда». Это окружение оказало на меня большое влияние, появилось желание работать в индустрии (тем более, по образованию я музыкант). Попробовал себя в роли битмейкера, закинул первые работы знакомым, один из них забрал его. Он написал трек, мы решили, что надо загружать на площадки. Нашли случайное издательство во «ВКонтакте» и загрузили. Нам не понравилось, и я начал углубляться в эту тему. Так и началась история.
Изначально не было цели подписывать саундклауд-артистов. Многие исполнители, с которыми мы работаем, — друзья, знакомые и друзья знакомых, изначально создававшие совершенно другую музыку. Большинство из них на тот момент вообще писали хайперпоп, поэтому трансформация в нынешнее комьюнити происходила прямо на глазах. Когда тренд на таких артистов начал набирать популярность, мы сделали акцент на саундклауд-исполнителей.
— На что вы обращаете внимание, выбирая артистов для лейбла?
— Всегда оцениваем индивидуально. Важны материал исполнителя, его бэкграунд и позиционирование.
— Чем саундклауд-рэперы отличаются от других артистов?
— Каждый из них уникален, поэтому обобщать сложно. Популярно мнение, что саундклауд-артисты делают треки «на коленке» и быстро, но это заблуждение, хотя иногда такое тоже бывает. Часто они работают над своими релизами месяцами, достигая идеала и придумывая нестандартные решения. Ещё у них довольно специфическое уникальное комьюнити и преданная аудитория. Она меньше, чем у тир-1 артистов, но очень активна. Это похоже на большую тусовку, где все друг друга знают.
Лайвы и заветная проходка на «Мягкие Ткани»
Если вы думали, что рэперы — это большие ребята с концертами на несколько тысяч слушателей и сольниками на ЦСКА-арене, вы недалеко ушли от реальности. Сейчас большие имена всё чаще стараются уходить в форматы киношных или арт-концертов, на которых не просто зачитывают строчки в микрофон, а рассказывают истории треков через эффекты: начиная от графики на экранах и заканчивая постройкой арт-объектов. Но как выживать начинающим и андер-артистам, которые пока не выросли до тысячников, но уже чувствуют потребность в выступлениях и готовы кататься по стране?
У саундклауд-рэперов нашёлся ответ — нужно создать собственную площадку для тусовок, фестивалей и локальных выступлений для всех, кто уже разбирается в артистах или только хочет влиться в сообщество. Примерно так появились «Мягкие Ткани», которые организуют все виды ивентов: от микро-тусовок до полномасштабных фестов. Кристиан Кит, создатель площадки, ответил нам на несколько вопросов о создании проекта и «Саундклауде» в целом.

— С чего начались «Мягкие Ткани»?
— Сложно отметить конкретную точку во времени. Концепция ивентов с андерграундными артистами лично у меня раньше ассоциировалась только с онлайн-форматом, в частности с фестивалями Dreamfest гиперпоп направленности. Их проводил мой друг Степа (k4whyy) и на тот момент (2021-2022) мне это казалось очень весёлым и необычным, но без потенциала к масштабированию. Один из ключевых моментов, изменивший мою точку зрения, — первое выступление моего друга Антона (zvukiraja) зимой 2024 года в рамках андерграундного фестиваля AMQ + Vessel party. После этого ивента рамки восприятия несколько расширились, понятие «концерта» в моей голове перестало ассоциироваться исключительно с мейнстримными, коммерчески и медийно состоявшимися музыкантами.
На тот момент никаких подвижек к собственной организации ещё не было, мысли стали зарождаться несколько позднее. Тогда только-только прошёл фестиваль «Первое небо» от организаторов «#27небес», и, обсуждая впечатления от него, мы со Степой (k4whyy) стали думать о создании чего-то своего в схожем формате. Через Артема (tewiq) вышли на ребят из «#27небес», заобщались, они дали много полезных советов, помогли нам с техническими моментами. Уже в мае всё было практически готово, мы со Стёпой создали соцсети организации и сделали анонс первого ивента.
Кстати, 28 июня «Тканям» исполнился ровно год!
— Почему именно саундклауд-рэп?
— Если говорить о самом первом ивенте, кого слушали, того и звали выступать. Нам были интересны отдельные артисты, строгой привязанности к направлению не было. Однако мы понимали, что у лайнапа определённая СК-тематика, что отразилось на нашем позиционировании. У меня в целом очень поздно прошло подростковое отрицание всего мейнстримного, поэтому в добавленных аудио в основном фигурировали треки нынешних «столпов» СК-рэпа, тогда ещё делавших первые шаги. С этим направлением легко себя ассоциировать, нет барьеров и абстракций в восприятии самих артистов. Разумеется, я не ограничиваю себя только СК-направлением, если в глобальную концепцию конкретного ивента будет идеально вписываться джаз-артист, в лайнапе он будет.
Есть и случаи, когда один музыкант рекомендует позвать другого, незнакомого мне, или просто исполнитель просит выступить на «Тканях». Я всегда знакомлюсь с творчеством потенциального выступающего, чтобы понимать, впишется ли он в мероприятие. Сейчас стараюсь выбирать тех, кто интересен одновременно и мне, и аудитории.
— Каким видишь будущее «Мягких Тканей»?
— Хотелось бы масштабироваться и дальше, не останавливаясь только на концертах в традиционном формате. Мы уже проводили онлайн-турнир по Dota 2 среди СК-артистов, аудитории понравилось. Подобные уникальные форматы крайне интересно придумывать и реализовывать, поэтому в дальнейшем будет больше подобного. Как только у меня появится возможность, планирую проводить больше разных активностей, поэтому stay tuned!
Чего ждать от СК-культуры дальше?
Вопрос многослойный и сам себе противоречащий, потому что сейчас основные лица площадки только становятся модными в плейлистах «нормисов» и теряют актуальность для тех, кто находился внутри сообщества во время его формирования, то есть задолго до первых форсов в «ТикТоке». Чем больше ребят из «Саундклауда» переходит на стриминги, тем сильнее увеличивается разрыв между теми, кто выбрал путь полноценного артиста с сольными турами и игрой по правилам индустрии, и теми, кто захотел остаться в мире комментариев от слушателей, вайба «теневой звезды для своих» и архив-кора.
Многие говорят, что «нормисы» всё испортили, но это не так. Причина простая — массовый слушатель не мог ничего испортить, ведь даже после глобального обсуждения течения он не пошёл копаться в трендах площадки и пытаться разобраться в огромных айсбергах артистов. Любая андер-культура хороша в том числе тем, что она может качественно эволюционировать в мейнстрим, оставляя локальные мемы, форсы и детали для тех, у кого есть время и желание погрузиться. Площадка в очередной раз обновится, появятся новые имена. В этом всегда и был шарм «Саундклауда» — найти бриллиант в целой куче демок, чтобы через пару лет называть себя «олдом» и гордиться большим успехом любимого когда-то ноунейма.

fallen777angel, артист: «”Саундклауд” обретает всю большую популярность в России, хоть и остаётся недоступным. Сложно определить, куда движется СК-сцена, ведь с каждым днём появляется всё больше жанров и рэперов. Не могу сказать, что это плохо, но из-за этого много талантливых исполнителей остаются незамеченными толпами. Думаю, всегда будут люди, задающие новый звук, и всегда будут последователи, видоизменяющие его».
Кристиан Кит, создатель сообщества «Мягкие Ткани»: «Сложно давать какие-то определённые прогнозы на будущее. Текущий форс — абсолютно заслуженный и логичный результат усилий ребят. Думаю, те из них, кто работал и продолжает работать над своей карьерой, закрепятся у аудитории и в индустрии. Те же, кто просто прыгает на волну тренда в надежде на быстрый хайп, ровно также с неё и спрыгнут в медийное небытие через несколько месяцев».
Сергей Пынзарь, СЕО rplus: «Сцена движется в массы, на площадки. У "Саундклауда" есть своё логичное завершение, как и у любого тренда. Его популярность основана на культуре “подшара”, которая была всегда. Например, из-за этого Pharaoh и Boulevard Depo стали популярными. Сейчас к саундклауд-сцене привлекается всё больше внимания, старые артисты коллаборируют с теми, кто изначально не в комьюнити. Появляется куча статей, обращается всё больше внимания, из-за чего она становится публичной и теряет уникальность. Очень многие начинающие исполнители стремясь получить популярность как у «хедлайнеров» платформы и загружают туда свои треки. Соответственно, платформа обесценивается, качество материала падает. Только задумайтесь: на биты одного greyrock'а выходит по 500 треков в месяц! И это только те, где отмечают продюсера. “Саундклауд”, наверное, хорошая стартовая платформа для тех, кто успел. Сейчас появляются крупные исполнители с аудиторией, которая всё меньше связана с ним, например, FORTUNA 812, тёмный принц, паранойя».
Стоит ли вкатываться в культуру сейчас? Если вы любите музыку в разных её проявлениях, то стоит подхватить тренд, трансформирующийся на ваших глазах. Не так важно, что крупные игроки уже вышли из сообщества и стали частью культуры «для всех», потому что в недрах площадки осталось ещё много талантливых ребят, ждущих возможности перевернуть правила игры новым звуком или даже жанром.
