После необычного стилистически «ВандаВижен» фанаты киновселенной Marvel ждали от «Сокола и Зимнего солдата» более приземлённой супергероики. В фильме «Мстители: Финал» Капитан Америка Стив Роджерс покинул киновселенную. И сериал о продолжателях его дела казался именно тем проектом, что вызовет приятную ностальгию по «Другой войне», а ещё просто подарит хороший экшен. Но студия снова обманула ожидания. О том, что получилось, рассказывает наш редактор Варков.
В шести часовых сериях на самом деле немного экшена, сюжет тут достаточно простой и прямолинейный, но интересен не он, а то, какую идею положили создатели в основу проекта. Этот сериал исследует сам феномен Капитана Америка для США и мира в целом, но делает это через призму его последователей.
За десять лет киновселенной нам представили двух полноценных продолжателей дела Стива Роджерса — Сэма Уилсона, Сокола, и Джеймса «Баки» Барнса, Зимнего солдата и Белого волка. В конце «Финала» Роджерс отдал свой щит Уилсону, таким образом сделав выбор, кто из них достоин его наследия.
Это был значимый момент, поскольку в комиксах и Сэм, и Баки носили титул Капитана Америка. После анонса сериала, продолжающего эту линию, в сети было много теорий о том, что шоу пойдёт по пути конфликта между Уилсоном и Барнсом. Нечто подобное было, например, в комиксе Captain America vol. 5 Эда Брубейкера (он, кстати, издавался на русском языке в сборнике «Смерть Капитана Америка»). В нём Зимний солдат был вынужден взять на себя титул своего друга, когда во время Гражданской войны Стив Роджерс проиграл. В письме победившему Тони Старку он попросил присмотреть за Баки в новой роли, и Барнс согласился взять титул Стива лишь если тайна личности нового Капитана не будет раскрыта и если ему дадут полную автономию действий.
После первых тизеров будущего сериала фанаты рассчитывали, что Marvel Studios попробует экранизировать серию Captain America: Sam Wilson от Ника Спенсера, в которой исследовалось общественное непринятие темнокожего Капитана Америка, в том числе через социальные сети и медиа. И в этом сюжете, кстати, важную роль сыграл Джон Уокер, один из последователей Капитана, который в комиксах носит титул СШАгент (USAgent).
Но сценарист «Сокола и Зимнего солдата» Малькольм Спеллман, работавший над сериалом вместе с Дереком Колстадом, решил, что гораздо интереснее выстроить контекст сериала так, чтобы через различных последователей Капитана Америка показать, почему он выбрал именно Сэма Уилсона. И важнее всего здесь показать это для самого Сокола — он должен понять, что в нём увидел Стив Роджерс и принять это. Получается, что простая история с передачей факела от одного героя другому усложняется за счёт дополнительных героев, каждый из которых показывает свои грани Капитана Америка.
Конечно, линия принятия темнокожего Капитана Америка никуда не исчезла — она в сериале есть, просто противостояние общественности лишь начинается в этом сезоне. И, кажется, в отличие от «ВандаВижен» «Соколу и Зимнему солдату» нужен второй сезон, который как раз шёл бы по стопам комикса Ника Спенсера и исследовал бы, что значит для темнокожего взять на себя такую ответственность и как доказать недовольным, что их герой Стив Роджерс был прав, сделав выбор в сторону Сэма.
Говорить о «Соколе и Зимнем солдате» без спойлеров сложно, поэтому я уделю им отдельный блок. В сериале есть сразу несколько прямых продолжателей дела Капитана Америка (помимо Сэма и Баки):
— Новый Капитан Америка — Джон Уокер, выбранный правительством США и прежде отслуживший много лет в армии. Вместе со своим напарником он пытается быть тем, кого в нём видит общество, но не хочет стать заменой Стива Роджерса;
— Засекреченный экс-суперсолдат — Исайя Брэдли, стёртый из истории Америки и мира, потому что на нём и его отряде незаконно тестировали сыворотку суперсолдат. Он тихо живёт, скрывая свои способности;
— Лидер Разрушителей флагов — Карли Моргентау. Её борцы с новыми устоями, желающие вернуть мировые порядки, какие были до возвращения «стёртых», украли и применили на себе сыворотку суперсолдата.
И каждый из них показывает, почему среди стольких людей, приблизившихся к титулу человека-символа, именно Роджерс оказался достойным стать им, каждый из продолжателей дела Роджерса вкупе с титульными персонажами, раскрывает какую-то грань Капитана Америка: Сэм – поиск человечности в каждом, Баки – твёрдость характера, Уокер – страх перед потерей своей человечности, Моргентау — ощущение границ в дозволенном, Брэдли — ответственность перед обществом. Все эти персонажи в сюжете не только для исследования образа человека-символа с щитом, но и для того, чтобы помочь зрителю разобраться, каким мир видит Капитана Америка, особенно после «Щелчка», когда расстановка сил сильно изменилась.
Закончим спойлеры и вернёмся к контексту сериала: он стартует через полгода после «Финала» и лучше «ВандаВижен» показывает контекст изменившейся вселенной Marvel: люди перестроились на новый лад, только-только смогли наладить порядок в экономике, как внезапно все «стёртые» вернулись обратно. Но перестроиться нелегко, ведь прошло пять лет, в течение которых многие люди получили совсем другую жизнь.
Здесь невольно возникает сравнение с пандемией Covid-19, поскольку мы точно так же были не готовы к происходящему и экономическим последствиям, как и общество в киновселенной. Конечно, в мире Marvel все были рады возвращению друзей и близких, но как быть с тем, что кто-то за прошедшие годы уже успел начать жить иначе? Кто-то уже успел оплакать близких, а есть и те, кто кардинально изменил свою жизнь, осознав, что прошлых порядков уже не будет. Разрушители флагов, например, стремятся доказать, что мир может быть един, как это было в минувшие пять лет. Но какова цена? И как должны реагировать на их действия супергерои? Это одна из ключевых линий сериала.
«Сокол и Зимний солдат» создаёт любопытный идеологический контекст для киновселенной, представляя собой бадди-муви, где двое коллег, но не друзей, путешествуют по Европе в поисках террористов, параллельно пытаясь понять, прав ли был Стив Роджерс, завещав щит Сэму Уилсону. И, к сожалению, при всех плюсах сериала он сильно страдает от динамики самих титульных персонажей. И Сэм, и Баки хорошо смотрятся в дуэте со Стивом Роджерсом, но друг с другом они преимущественно препираются, и в большинстве случаев это выглядит напускным.
И если фанаты счастливы видеть этих героев, а также многих других «гостей» из киновселенной, то в контексте основной проблемы сериала химия не всегда работает хорошо, а юмор в большинстве случаев и вовсе кажется неуместным. Кажется, сериал и не стремиться показывать химию — её отсутствие как раз наглядно говорит о том, почему именно Стив стал символом для многих. Даже будучи чрезмерно идеализированным человеком, он отлично дополнял тех героев, у кого были свои трудности. И если Сэм всё же полноценно примет щит в будущих проектах киновселенной, ему предстоит ещё огромная работа над собой, чтобы стать похожим на Роджерса. И речь тут не об ответственности перед миром и Америкой, а об умении найти подход к каждому.
«Сокол и Зимний солдат» обманул ожидания зрителей, но подарил им любопытную этическую дилемму. Он говорит о том, что на самом деле лежит на плечах человека с титулом «Капитана Америка» и нужно ли быть суперсолдатом, чтобы быть достойным держать щит в руках. А ответ на эти вопросы зритель должен найти уже сам, увидев, какой выбор делает каждый из продолжателей дела Стива Роджерса.