В рамках Beat Film Festival 3 июня состоялся премьерный показ фильма «Симфония шума» (A Symphony of Noise) о Мэттью Херберте, творящем музыку из абсолютно всех звуков. Вы можете посмотреть его онлайн или успеть на офлайн показ, а зачем вам на него спешить — расскажем в нашем обзоре.
Как думаете, что объединяет пловца через Ла-Манш, вырывание зуба, падение дерева, чистку картофеля и визг свиньи? Всё это в умелых руках становится основой для музыки. Именно этим и славится Мэттью Херберт — влиятельный британский композитор, диджей и музыкальный продюсер, которого слушатели могут знать по одному из его псевдонимов: Herbert, Doctor Rockit, Radio Boy, Wishmountain, Best Boy Electric, Mr. Vertigo, The Music Man, Mumblin' Jim и далее по списку. Для каждого из них характерен свой подход, стиль и философия. Он создавал заставки к «Евровидению» в Москве, саундтрек презентации олимпиады в Сочи-2014, продюсировал первый альбом Рошин Мёрфи и даже написал несколько треков для Björk. Но фильм совсем не об этом. Он скорее о феномене самого Херберта и его одержимости звуками.
Да с самого начала также стоит сказать и про внешние составляющие. Говорить о красивой картинке излишне, потому что фильмы Beat Film Festival редко разочаровывают. Да и снимали «Симфонию шума» около 10 лет, поэтому времени на подготовку прекрасного у режиссёра Энрике Санчеса Ланша было предостаточно. Однако обратить на неё внимание всё же придётся, потому что она выполняет роль не только эстетического элемента, но и дополняет всю смысловую часть о звуках (кстати, звук вырывания зуба просто 0 из 10, не советую). В портфолио Мэттью Херберта много необычных проектов, но авторам документалки было намного интереснее рассказывать о процессе, а не о результате работы. Сам фильм тоже не даёт однозначных ответов, но заставляет неплохо так призадумываться. Например, о персоне самого Херберта.
Он безумен!

А может и не очень безумен. Если в какие-то моменты он может показаться таковым, то следующая сцена будет всячески вас убеждать в обратном. Энрике Санчес Ланш искусно балансирует в повествовании, демонстрируя массовое битье яиц с перерывом на вполне обычное выступление в клубе. Да, когда слышишь об альбоме, записанном на основе жизни свиньи, где в какой-то момент используется даже настоящая кровь, перегоняемая через специальный аппарат, представляешь какого-то сумасшедшего.

Правда, в случае с альбомом One Pig его обвиняли не только в этом — организация PETA обвиняла его в попытке устроить шоу из жестокого обращения с животными. В итоге оказались неправы даже те, кто считал это заигрыванием с веганским трендом. В том случае мы получили историю, побуждающую к фокусу на то, как сильно меняется психология поведения и растёт человеческое безразличие ко всему, что не доставляет им примитивного удовольствия. Это сообщение можно увидеть и в других проектах, а также поймать при просмотре фильма. Если он и безумен, то это всячески попытались скрыть.
Может, он гениален?
Странно задавать тупые вопросы самому себе, но я старался. Кажется, что гениальность современников каждый определяет для себя сам. Фигура Мэттью Херберта незаурядна, но массовому потребителю его работы будут непонятны. Можно считать, что его гений просто пока не раскрыт, а может он просто пытается говорить слишком сложно. Для этого не надо быть сверхчеловеком. Фильм представляет все инструменты зрителю для принятия решения, но на этом совсем не настаивает.

Да он просто диджей, который пилит сэпмлы
Некоторые его проекты действительно живут по этой простой схеме. Но фильм как раз показывает, что его работы намного глубже. Да, существуют всякие ремиксы с котами, но для него нестандартные звуки не средство, они и есть главный объект творчества. Живые звуки — всё для Мэттью Херберта. Этот поинт выглядит очевидным, но вот после фильма остаётся ощущение, что с тобой делятся этой позицией, а не пытаются её объяснить. Тебе не надо слышать Херберта, ты должен услышать, почему каждый отобранный им звук красив и важен.
Это он уже какой-то аудио-активист получается?

Да, я подглядел этот термин где-то на страницах немецкого издания, и он меня очень зацепил. Многое, что делает Херберт, действительно похоже на активизм. Не будем возвращаться к истории со свиньями, а взглянем на другой проект, показанный в фильме — Brexit Big Band, посвящённый понятно какому событию. Два года назад он собрал музыкантов по всей Европе, чтобы продемонстрировать принципы доброты, взаимоуважения и открытости, а также поделиться переживаниями, что из-за политических процессов всё это оказалось под угрозой. В его творчестве в целом обращение к власти и критика её злоупотребления появляется не раз. При этом все сообщения от него не выглядят особо агрессивной пропагандой, это скорее высказывание позиции, с которой он не просит соглашаться. Да, в этом есть большая доля активизма, да, сообщения, проговариваемые в его творчестве, действительно должны быть произносимы, но я бы не стал утверждать, что это главное.

Наверно, каждый сам выберет, каким словом обозвать музыканта. Важнее мысли, которые можно вынести после. Мэттью Херберт в своих интервью говорит о том, как меняется звук и наше с вами его потребление. Если говорить о коротких дистанциях, то легко отметить смену офисного шума на домашний быт, а в более долгую мы отмечаем, как меняется шум вокруг в целом. Нам уже приходится говорить громче, чтобы перекричать окружающий нас фон. А что же, например, птицы? Да, композитор отмечает, что гораздо больше возможностей для работы со звуком, но фильм говорит и о том, как мало мы стали обращать внимания на то, что слышим (мне кажется, что Мэттью Херберт торопится, говоря об обратном). Если подумать, то часто окружающий нас звук — триггер, от которого мы хотим избавиться. Вместе с тем приходят стандарты популярной музыки, которые делают наши паттерны потребления максимально предсказуемыми (хочется конечно возразить самому себе здесь, но в поверхностном анализе вроде противоречий нет). Да, нет нового в заявлении, что мы стали намного примитивнее и наши потребности можно не просто предугадывать, но и формировать заранее. Но чаще всего мы говорим об этом в контексте информации или еды, то есть при более обобщённых или простых формах. «Симфония шума» пришла добавить в этот список ещё и психологию потребления ушами, словно бы советуя почаще вынимать из ушей свои эйрподы.

Фильм хорош концептуально — сочетание тишины, экспериментов, красивых видов гармонично соседствует с активизмом и некоторым безумием главного героя. Если возвращаться к вопросу о том, кем же всё-таки показан Херберт, я бы сказал, что это мудрый мужчина, который через образ такого плута или чудака говорит о важном. Композитор предлагает по-новому послушать окружающий нас мир. И даже если вам не понравится кино, то сеанс будет схож с походом к отоларингологу, чистящему вам ушные каналы. Несколько часов ощущения после финальных титров будут невероятными.