30 октября в российский прокат выходит фильм «Шелби Оукс» (Shelby Oaks) — дебют кинокритика и YouTube блогера Криса Стакмана. По сюжету Райли, автор блога о паранормальных явлениях, пропадает после съёмок в заброшенном городе Шелби Оукс. Вся съёмочная группа жестоко убита. Спустя 12 лет её сестра Мия всё ещё пытается отыскать девушку. В её руки попадает кассета с видео, снятое Райли за несколько минут до исчезновения. Главная героиня решает отправиться в город-призрак и отыскать родственницу. Мы поговорили с автором фильма и узнали какого это — стать режиссёром после долгих лет кинокритики, а также о личном опыте, который привёл к созданию ленты.
— «Шелби Оукс» начинался как хэллоуинские скетчи на вашем YouTube канале. Что вдохновило вас превратить их в полноценный фильм?
— Мы с женой просто устали ждать. Так долго сидели без дела, размышляя, как вообще можно снять свой фильм, что в какой-то момент решили: хватит, пора действовать! Сначала думали сделать что-то в формате найденной плёнки — камерно, доступно. Профинансировать своими силами. Но по мере того как мы писали, идеи становились масштабнее. Вскоре поняли, что своими силами не потянем, нужна помощь. Фильм вырос из отчаянного желания наконец-то сделать хоть что-то, снять кино, воплотить мечту, а не просто говорить о ней.
— Вы упоминали, что вложили в фильм личный опыт. Можете рассказать об этом подробнее?
— В центре сюжета — женщина, которая уже больше 10 лет ищет свою сестру. Все вокруг уверены, что она мертва, но героиня убеждена в обратном. Когда я был ребёнком, моя семья принадлежала к Свидетелям Иеговы*. В этой секте практикуют исключение и отлучение, так называемое «изгнание». Когда мне было 12, мою сестру отлучили, я не видел её больше 10 лет. Это было странное, тяжёлое и запутанное время, особенно для ребёнка. Отсюда и возникла идея взять личный опыт, перенести в хоррор и через кино сделать его хоть немного «перевариваемым». А заодно выплеснуть на экран своих демонов, если можно так сказать.

— Этот фильм изменил вас?
— Да, безусловно. Прежде всего, я получил возможность работать с потрясающей командой, замечательными актёрами и видеть, как люди выкладываются и любят то, что делают. Это вдохновляло каждый день. Съёмки напомнили мне, почему я люблю кино. Главное, что я обрёл друзей на всю жизнь. Настоящих, близких людей, которые теперь для меня вторая семья. Это огромный подарок.
— В ленте сочетаются формат найдённой плёнки, оккультные мотивы и даже элементы «Ребёнка Розмари». Как удалось связать все темы в одной истории?
— Главная трудность при написании сценария была в том, чтобы рассказать цельную линейную историю через разные формы: найденная плёнка, мокьюментари, классический формат. Мне хотелось, чтобы зритель чувствовал движение от точки А к точке Б, даже если каждый фрагмент снят в разном стиле. Мы ведь живём в мире смешанных медиа и не получаем новости из одного источника — они приходят со всех сторон. Мы черпаем дофамин из тысячи мест: книги, сериалы, кино, YouTube, TikTok, стриминги. Поток бесконечен. И я подумал: «А почему бы не рассказать хоррор-историю тем же способом?» Ведь это отражает саму реальность, в которой мы живём и воспринимаем истории.
— Как считаете, почему людей пугают оккультные и ритуальные темы?
— Думаю, причина в страхе перед неизвестным. В сущности, тревога — это и есть страх перед тем, что может произойти, но человек не знает, случится ли это вообще. Я вырос в религии, где сверхъестественное считалось реальной угрозой. Мне запрещали смотреть фильмы с демонами или чем-то подобным: родители говорили, что всё это существует, что злые силы могут «прилипнуть» ко мне и проникнуть в наш дом. Так что страх перед мистическим у меня с детства. Наверное, именно сочетание этой неуверенности перед неизвестным и личного воспитания делает для меня оккультное особенно пугающим.




— Вы кинокритик. Что для вас было самым сложным в работе режиссёра?
— Честно говоря, кинокритика меня почти никак к этому не подготовила. Критик — это человек, который много смотрит, анализирует, пишет, делится впечатлениями. Это замечательная работа, я не жалуюсь. Но режиссура — совершенно другой уровень. Каждый день — вызов. Я руководил целой командой, нёс ответственность за всё, физически изматывался. Думаю, я сбросил килограммов 10 за время съёмок, просто потому что был постоянно на ногах.
Тем не менее, годы, проведённые за анализом фильмов, помогли мне выработать вкус: понимать, что работает, а что нет, почему одна сцена впечатляет, а другая нет. Лучшее кинообразование — просто смотреть фильмы и думать о том, почему они цепляют или нет.
— После подобного опыта вы иначе стали смотреть на фильмы?
— Определённо. Недавно был на фестивале, где показывали отличный фильм «Ночной патруль», который выйдет в следующем году. Очень динамичный, кровавый, классно снятый. И режиссёр после показа сказал, что они сняли его за 16 дней. У меня челюсть отвисла. Мой фильм снимали 20 дней, и это уже казалось тотальным цейтнотом. А тут — 16! Я сидел и думал: «Как он это сделал вообще?»
После того, как я прошёл через съёмки, начал смотреть на кино совершенно иначе. Когда знаешь, сколько у людей было на это времени, видишь фильм по-другому, ценишь каждую секунду экранного труда.

— Планируете снимать дальше?
— Абсолютно. Я уже работаю над новым проектом и стараюсь запустить его в производство.
— Какого рода проекты вас интересуют?
— Обожаю хорроры. Но ещё люблю боевики и триллеры — вообще всё жанровое кино. Когда-нибудь сниму более личную драму о своём детстве и жизни в религиозной организации. Это будет труднее продать, потому что там нет ничего сверхъестественного, но я постараюсь. Очень хочу рассказать эту историю.
— После работы над собственным фильмом, изменился ли ваш список лент, которые обязательно нужно посмотреть?
— Думаю, нет. Люблю то же, что и раньше.
Всегда с уважением относился к независимым хоррорам. Их выходит много, но огромное количество остаётся незамеченным. Недавно посмотрел отличный фильм «Опасные связи» (Bone Lake) — очень советую. А ещё «Глазами пса» (Good Boy) — потрясающая картина, снятая полностью от лица собаки. Так что совет такой: смотрите как можно больше инди-хорроров. И, как написано на моей футболке, смотрите их в кинотеатре!


— В преддверии Хэллоуина, что бы вы посоветовали посмотреть в это время?
— Сейчас я как раз делаю хэллоуинский спецвыпуск на YouTube, и это чертовски весело. Конечно, классика — «Хэллоуин» Джона Карпентера. Ещё «Кошелёк или жизнь» — просто восхитительный фильм, я его обожаю. А если хочется чего-то менее известного, то в этом году я разбираю «Существо» с Барбарой Херши. Великолепное кино, по-настоящему сильное. Ещё советую забытый слэшер «Волк-одиночка» 2005 года. Выбор огромный. Это моё любимое время года!




*Свидетели Иеговы является экстремисткой организацей и запрещена на территории Российской Федерации.