В эфире 2x2 13 июня покажут «Последний акулий торнадо: как раз вовремя» (The Last Sharknado: It's About Time), финальную часть легендарной франшизы об отряде людей, сражающихся с воздушным вихрем из акул. Первый фильм этой удивительной серии вышел ещё в 2013 году, и с тех пор о нём говорят, как о новой ступени «плохого хорошего кино». Кинокритик Иван Афанасьев затарился хаукартлем вместо попкорна и за один присест осилил все части этого удивительного зрелища, остался жив и делится впечатлениями.
Феномен «Акульего торнадо» давно не нуждается в представлении, но если вы всё время смотрели вегетарианские «Челюсти» и ни разу не слышали об этом уникальном кинопарадоксе, то вот вам небольшая вводная. Создатели Sharknado, киностудия The Asylum, известны в миру, как производители так называемых «мокбастеров» – снятого за копейки треша, маскирующегося под популярные франшизы. Вы вряд ли смотрели их фильмы, но могли наткнуться на них на развалах пиратских DVD в 2000-х.
Рецепт таких киношек прост: выходит, допустим, третья часть «Стражей Галактики». Стахановцы собирают шапито из актёров, включая условных «звёзд»: вышедших «в тираж» артистов на манер Дольфа Лундгрена, или ещё проще – например, Каспера Ван Дина, звезду фильмов Александра Курицына-Невского. Далее за бюджет «банки пива и бутера без мяса» сколачивается в течение считанных дней «кинцо» по сценарию, написанному в очереди за шаурмой. На пост-продакшене добавляются вырвиглазные «адоб афтер эффектс» на манер тех, что были в российских «блокбастерах» 2000-х а-ля «Азирис Нуна» (вдруг кто помнит этот кошмар?). Наконец, создаётся постер, максимально похожий на тот, под который сей «шедевр» мимикрирует, после чего фильмы дропаются сразу на VOD, либо на ТВ, минуя широкий прокат. Не слишком внимательный зритель, охочий до «ранних премьер», видит красивую обложку, напоминающую громкий тайтл – и клюёт. Так и живёт «Психушка» уже без малого четверть века.
Собственно, доходы с «мокбастеров» позволяют The Asylum снимать собственный, простите, «оригинальный контент» – аналогичного качества, разумеется. Что удивительно, его с удовольствием покупают крупнейшие игроки – от Amazon до Netflix. «Акулий торнадо» был очередным подобным «ориджиналом», которые снимаются по две-три штуки в месяц. В нём затопленный из-за урагана Лос-Анджелес атаковали стаи акул-людоедов. И всё бы ничего, люди научились держаться от воды подальше, чтобы пятки не откусили. Но внезапное торнадо засасывает в себя зубастых рыбок и превращается в «шаркнадо» – смертоносную аномалию, клацающую во все стороны десятками, а то и сотнями тысяч острых акульих зубов.
Первый показ «Акульего торнадо» на телеканале SyFy (аналог нашего «Рен-ТВ») не собрал каких-то сногсшибательных рейтингов, но о фильме в твиттере высказались в хвалебных тонах актрисы Оливия Уайлд, Миа Фэрроу и Элизабет Бэнкс, сценарист «Остаться в живых» Дэймон Линделоф и другие важные для индустрии люди. The Asylum сообразили, что впервые поймали по-настоящему крупную рыбку, и организовали ещё два показа – каждый собрал аудиторию, на порядок больше привычной. Круги на воде превратились в цунами – фильм начали обмусоливать в прессе и ставить ему «девятки» и «десятки», обсуждать на ТВ-шоу о естественных науках, о нём успел пошутить Дэдпул, а SyFy заказал The Asylum пять сиквелов. После этого дела компании пошли в гору – настолько, что телеканал заказал им сериал «Нация Z», а позже Netflix выделили деньги на его спин-офф – «Чёрное лето».
«Какого чёрта?» – задаётся логичным вопросом человек, впервые увидевший «Шарканадо», да и любой, кто прочитал описание сюжета. Почему фильм стал таким мемным? На этот вопрос есть не менее логичный ответ: в идиотии про зубастый столб воздуха умудрились сплестись все те штуки, за которые массовая публика обожает подобное кино. Для начала – дикий стёб над всем «акульим» кино и хоррорами вообще. От «Челюстей» и «Глубокого синего моря» до пародий на сами «асайлумовские» фильмы. Скажем, одно из наиболее эффективных средств борьбы с летающими акулами в фильмах — бензопила; внимательный знаток жанра обхохочется на сцене из четвёртой части, в которой создатели умудрились собрать в камео актёров из нескольких частей «Техасской резни бензопилой» (чтоб было совсем groovy, хотели зазвать Брюса Кэмпбелла, но тот был занят на других съёмках).
Ещё один момент, благодаря которому достигается эффект «стыдливого удовлетворения» – возрастающий уровень бреда, который не просто не сбавляет оборотов, но умудряется каждый раз переплёвывать самого себя. В первой и второй частях мы просто наблюдаем за тем, как главные герои, любовная парочка Фин и Эйприл в исполнении Иэна Зиринга и Тары Рид, пытаются остановить торнадо из акул (во второй зубастые твари, правда, добираются до метро – и это, выглядит точно так безумно, как вы и представили). А вот дальше начинается лютая вакханалия. В третьей части герои вместе с акулами улетают в космос (на шесть лет раньше «Форсажа»!) – а ещё там есть камео Джорджа Р. Р. Мартина. В четвёртой части герои летали, словно супермены, рассекали торнадокул световыми мечами, а те, в свою очередь, атаковали Америку огненными и радиоактивными особями. Пятая выходит за пределы США – теперь акулы угрожают шаркапокалипсисом всему миру, а герои находят артефакт, позволяющий перемещаться во времени.
И если вы думаете, что дальше просто некуда… Что вы скажете насчёт акульих торнадо в Средневековье? На Диком Западе? Во времена динозавров? А как насчёт клонирования главных героев? Всё это есть в шестой части и не только. Даже немного жаль, что эта сумасшедшая серия закончилась в 2018 году на таком эпичном аккорде. Как минимум, ещё можно свести акул в схватке с инопланетянами или же забабахать рыбную версию «1984» с Большим Акульим Торнадо, присматривающим за жалкими людишками.
С другой стороны, пять сиквелов такого специфического зрелища – более чем достаточно. Повторить такой пранк The Asylum едва ли когда-либо ещё удастся, но они уже вошли в историю тем, что заставили всех смотреть шесть раз подряд фильм про торнадо из акул. А посмотреть этот безумный финальный аккорд вы можете в эфире 2х2 13 июня в 23:20.