Современная культурная и социальная этика сформировала так называемое секс-позитивное коммьюнити. Когда собственные желания и фантазии — не запретный плод, а норма жизни. Мы уже поговорили о том, как комиксы транслируют травмирующий сексуальный опыт, как и почему изменяют супергерои, теперь пора разобраться, как комиксы меняют наши представления о собственной сексуальности в лучшую сторону.
Что такое секс-позитивность?
Обойдёмся без выписки из википедии. Да и в русской вики статьи на эту тему нет, но есть полезный материал посвящённый культуре согласия. Вот какое определение даёт Аллена Габош, руководитель Центра позитивной культуры секса в Сиэтле:
«Секс-позитивность — это отношение к человеческой сексуальности, которое считает любую сексуальную активность, осуществляемую по взаимному согласию, здоровой и приятной и поощряет получение удовольствия и сексуальные эксперименты».
Это определение можно расширить, добавив также такие важные вещи, как отсутствие осуждения, уважение личных предпочтений, исследование собственной сексуальности.
Однако секс-позитивность критикуется некоторыми людьми как иллюзорность выбора. Вот основной аргумент: влечение к разного рода практиками и согласие на них навязаны патриархальным социумом и культурной средой. Также, в современных медиа секс-позитивность нередко ассоциируется с фем-движением, поскольку последние десятилетия происходит слом табуированности, связанной с женской сексуальностью. И именно женщины чаще высказываются на эту тему, но, само собой, секс-позитивизм касается всех, и человек любого пола и гендера может считать себя сторонником этого движения. В последние годы об этом всё больше и больше говорят в кино, в сериалах, книгах, и конечно, в комиксах.
Чему нас учат секс-позитивные комиксы?
На мой взгляд, самое главное, что дают секс-позитивные комиксы — это нормализация собственной сексуальности и базовые принципы культуры согласия. Такие комиксы, пусть их и не так много, особенно на русском языке, гораздо честнее, чем классическое порно или бульварная эротика, где секс показан односторонним и плоским. Подобные материалы зачастую далёки от реальности и могут создать неверные представления. Чтобы не быть голословным, обращусь к примерам удачных секс-позитивных работ.
Секс-преступники
Комикс Мэтта Фрэкшна и Чипа Здарски, в котором пара останавливает время во время оргазма, вообще неплохо было бы показывать на уроках полового воспитания. Через юмор, приключения и фантастику авторы поднимают такие темы как: мастурбация, первый секс, оргазм, порнография и многое другое, так или иначе связанное с тематикой сексуальных взаимоотношений.
Всё это показано как часть нашей жизни, а не как какие-то девиации. Но, пожалуй, наиболее ценная мысль, которую можно вынести из этого комикса — это то, что для комфортной сексуальной жизни очень важно найти единомышленника. Того, кто будет разделять и принимать твой сексуальный опыт, фетиши и потребности.
Синий — самый тёплый цвет
Но, прежде чем найти подходящего партнёра, стоит разобраться в своих собственных желаниях и чувствах. Комикс Жюли Маро «Синий — самый тёплый цвет» — идеальный союзник для всех, кто стоит на пути к пониманию и принятию себя. И в истории нашлось место самым разным развилкам: ошибкам, непринятию, предрассудкам, любви, страсти, и разлуке. Эта трогательная и чувственная работа — один из признанных шедевров европейского комикс-искусства, известный в массовой культуре, в том числе благодаря экранизации, вышедшей под названием «Жизнь Адель». И про фильм, и про комикс хочется говорить и показывать многое, но, боюсь, тут мои слова скованы буквой российского закона, поэтому лучше ознакомиться самостоятельно.
Мой секс
Продолжая тему исследования своей сексуальности, нельзя не сказать и про автобиографический комикс Лены Ужиновой «Мой секс», опубликованный под псевдонимом «Алёна Камышевская» в 2014 году в издательстве «Бумкнига».
Прим: Я обратился к Лене с вопросом, корректно ли её работу называть секс-позитивным комиксом, так как в нём слишком много личных переживаний героини, и получил положительный ответ.
Комикс «Мой секс» даёт наглядное представление о том, как сперва девочка, потом девушка, а затем и женщина ищет и находит себя и свою сексуальность в реалиях замалчивания и стыда. Рискну предположить, что для 2014 года эта история была слишком честной и прогрессивной и как-то обошла стороной многие медиа и соцсети, но в 2022 году это читается как потрясающе смелое высказывание.
А как же объективация?
Ещё на стадии задумки этой статьи я решил, что она будет нести исключительно положительный характер — травмирующих историй хватило в прошлых материалах, но кажется, без противоречивых тем не обойтись, увы.
Дисклеймер: я в полной мере осознаю масштаб проблем, связанных с неуместной объективацией женщин. Этот раздел ни в коем случае не попытка их обесценить, а, напротив, стремление подчеркнуть проблематику и наглядные истории с ней.
Итак, если вы вдруг не знаете, как выглядит женская объективация в комиксах, я вам отвечу картинками:
Во времена, когда массовая комикс-культура была по большей части закрытым «мужским клубом», подобные иллюстрации и обложки не вызывали никаких вопросов. Нарисованные полуголые женщины были нормой, так как только подогревали интерес основной целевой аудитории — мальчиков-подростков.
С приходом в индустрию женщин, производящих и потребляющих комикс-контент, ситуация стала меняться — женские тела чаще начали приобретать более реалистичные формы, одежды и позы всё реже стали носить откровенный характер. Но исчезла ли объективация?
Не смотря на то, что гики в ярости от того, как плотно новая этика взяла комикс-культуру за горло — якобы с приходом женщин на посты сценаристок и художниц исчезли сексуальные красавицы. Это имеет мало общего с действительностью. Никто никого ничего не лишал, зато в комиксах появилось разнообразие. Одни комиксистки рисуют героинь с более приближенными к реальности телами, тогда как другие рисуют конвенционально сексуализированных девушек. Например, одни из самых известных художниц комиксов, Сара Пикелли и Аманда Коннер в своих работах регулярно изображают женщин в сексуальных нарядах и позах. Примеры выше, кстати, из их комиксов и коммишенов. Мужчин-художников, вроде Фрэнка Чо и Мило Манары, хоть и ругают в интернете за сексуализацию, на их профессиональной деятельности это едва сказывается.
В современной гик-культуре множество объективирующих женщин продуктов, например, игры, которые созданы самими женщинами. Пример — серия Bayonetta, где за дизайн крайне сексуализированных персонажей отвечает женщина — Мари Симадзаки.
Далее, не смотря на немалый объём комиксов, объективирующих женщин в мейнстримной супергероике, потребительская аудитория в 2014 году (до #metoo и других крупных социальных движений за права женщин) была почти равной — 46% женщин и 54% мужчин.
К каким выводам нас подводит всё выше написанное? Женщины не против объективации? Да, но не все. Женщины против объективации? Да, но не все. Чтобы ещё больше вас запутать, я введу термин самообъективация, который означает, что женщины, декларирующие и демонстрирующие сексуальность своего тела (в том числе и через рисунок), — на самом деле просто подстраиваются под патриархальные нормы. Секс-позитивное движение же, наоборот, видит в этих проявлениях «феминистский триумф», потому что они показывают, что женщины стали достаточно смелыми, чтобы выражать свою сексуальность.
С кем соглашаться — выбор за вами.
Нормально ли это?
Комиксы с самого начала своего становления были разными. Смешными, грустными, жестокими, мерзкими, пошлыми. В работе над условно «чернушными» жанрами были замечены такие великие комиксисты как Стэн Ли (Стрипперелла) и Джек Кирби (Galaxy Green). Даже «тёмные времена комиксов», когда в 50-60-ых годах иллюстрированные истории были под гнётом общественности, не смогли убить стремление авторов работать в эротических жанрах. Скорее, наоборот, благодаря «эффекту Стрейзанд» вдохновили создавать ещё больше подобного контента. О его качестве сейчас рассуждать не буду, важен сам факт стремления созидать и потреблять подобные истории.
Но важно понимать, что запросы на тему комиксов о сексе выдают тонны рисованной порнографии, в которой, конечно, нет ничего плохого, но и какого-то образовательного подтекста они чаще всего лишены. Всегда ли он нужен там — вопрос дискуссионный, и я его задал психологу-сексологу Варваре Остриковой:
Должны ли эротика, порнография или секс-комиксы нести в себе какой-то просветительский подтекст?
«Если коротко, то нет, не должны. Но с ним было бы лучше, на мой взгляд. Комикс, так же, как любое другое произведение, чаще передаёт мысль автора, является его творчеством. А в нашем веке творчество не должно ограничиваться. Поэтому нельзя сказать, что автор принудительно должен добавлять образовательный подтекст. Однако ценность работы с образовательным подтекстом всегда выше, что относится и к комиксам на тему секса. Однако, возможно, для кого-то самая обычная информация из порно окажется новой и будет нести образовательный характер. Главное, чтобы не было неестественных тел, движений и лже-фактов, которых чрезмерно много в классическом порно».
Я также спросил Варвару и про потребление рисованной эротики и комиксов про секс — не становится ли это какой-то компенсацией реального сексуального опыта. Одним словом, нормально ли это?
«Понятие нормы очень относительно. Так же как и мотивы — индивидуальны. Можно с удовольствием смотреть порно-материалы, потому что это интересно или приносит удовлетворение сексуального желания. Совершенно другой пример, если проявляется порнозависимость и жизнь человека уже трудно представить без новой порции эротики, а каждый день без нового просмотра — ужасен. Любая зависимость приносит трудности и ограничения для человека».
Что ж, вот такие секс-позитивные итоги. Всё хорошо в меру. Поэтому читать и создавать хентай, эротику, и даже всё, что следует главному закону интернета (но не нарушает реальные законы) — нормально.