1 февраля стартует третий сезон «Сергия против нечисти» — истории о бунтующем священнике, сражающемся как с внешними, так и с внутренними демонами. В продолжении появляются новые магические существа, притом не только в качестве второстепенных героев, а ещё любовный треугольник. Рассказываем, каким получился третий сезон под руководством нового режиссёра — Андрея Волгина.
На протяжении двух сезонов отец Сергий в исполнении Романа Маякина воевал с фольклорной нечистью за мирное небо над головой. Делал это скрытно — под руководством тётушки (Ирина Розанова), не то служительницы храма божьего, не то церковной мафии. Бывший священник покинул службу, поселился на корабле и начал пить, параллельно вкалывая осиновые колышки в тела клыкастых братьев и развлекаясь с проститутками. Но неожиданно попал на крючок сотрудницы убойного отдела Кати Земцовой (Лукерья Ильяшенко), которая, быстро поверив патлатому в монашеских одеждах, попросила его о безвременной помощи следствию. И тут оказалось, что Москва кишит всяким магическим сбродом.
«Сергий против нечисти» — мини-сериал, концепция которого довольно проста. Каждый эпизод главные герои сражаются с новыми существами, параллельно попадая в ловушки реальной жизни. Первые два сезона под руководством постановщика Кирилла Кузина были рассчитаны на быстрое потребление контента. К примеру, дебютный разделили на шесть серий по 15 минут, которые складывались в три получасовые истории. Их запросто можно посмотреть на смартфоне по пути на работу (если вы, конечно же, не привереды в плане потребления контента). Однако в третьем сезоне место режиссёра занял Андрей Волгин, привнеся в проект значительную долю изменений.
Главное из них — ввод постоянного антагониста. До этого нечисть приходила лишь на один эпизод, забываясь в множестве антигероев. В новом сезоне к главным персонажам добавляется Яга, которую играет Елена Подкаминская. Кстати, это первая злодейская роль актрисы, и получилась она довольно неплохо. Появление яркого персонажа связано с ещё одним нововведением — любовным треугольником, которого доселе в сериале не было.
До третьего сезона зритель наблюдал за постепенным нарастанием взаимных чувств между Сергием и Катей. Чувств, приправленных большой ложкой отрицания — как это обычно и бывает. И вот, когда между героями остаётся одна реплика с признанием, между ними встаёт Яга, у которой свои планы на панка-мракоборца. По сюжету Катя оказывается в судьбоносной ловушке, спасти из которой её может лишь одно средство — бутылёк живой воды, хранящийся у Яги. Дело в том, что героиня молниеносно превращается в Кикимору. Чтобы заполучить снадобье, Сергий вступает в секс-сделку со старой колдуньей. Но к чему приведёт этот договор, никому неизвестно. Скажем прямо — без обманов и интриг здесь явно не обойдётся.
Любовный треугольник — самый простой и банальный драматургический ход, которым авторы могут разбавить сценарий. Впрочем, как и линия жертвенности ради спасения любимой. При этом подобный шаг оказывается единственным сюжетным твистом, способным сдвинуть историю после двух сезонов перманентной погони за нечистью. И здесь мы невольно делаем скидку Волгину — надо ведь с чего-то начинать, верно? Возможно, дальше нас ждёт что-то более интересное. Будет обидно, если нет…
Другой вопрос — способна ли любовная неразбериха каким-то образом изменить уже «забродивших» героев. К началу третьего сезона Сергий так и остался алкоголиком, пытающимся утопить в бутылке детские травмы. Одна из них — потеря матери, которая погибла от лап магического существа. Во имя мести мужчина пошёл по стопам отца, проведя детство в монастыре. Больше мы ничего не знаем. Поменялось ли что-то в его отношении к жизни? Он влюбился в Катю и перестал спать с проститутками. На этом вроде как всё.
Третий сезон отличается ещё и графикой, которая стала ярче и профессиональнее. Актёров с накладными клыками из первого сезона сменили одноглазое Лихо и волчок, кусающий за бочок. Проблема в том, что действительно крутые спецэффекты тасуются в одну колоду с ожившими животными, которые напоминают героев сказочных экранизаций не очень хорошего качества. Параллельно авторы не перестают использовать костюмы нечисти, приклеивая актёрам клювы и перья. Однако с визуальной точки зрения сериал явно улучшился, и это трудно отрицать.
Волгин сохраняет линии двух второстепенных героев — тётушки и Кракина (Дмитрий Куличков), ещё одного сотрудника ГУ МВД. При этом первая героиня до сих пор остаётся непрочитанной книгой: мы не знаем ни её прошлого, ни даже настоящего. Служительница церкви разъезжает по Москве на дорогих машинах в сопровождении охраны. Это даёт нам право утверждать, что, помимо неё и Сергия, существует целое сообщество борцов с нечистью. Кто-то ведь финансирует эту деятельность, правда? Но и об этих деталях авторы продолжают умалчивать.
Зато Волгин уделяет больше внимания Кракину, который на протяжении третьего сезона пытается открыть в себе суперспособности и делает это в рамках комедии. Из завистливого и скользкого напарника Кати герой превращается в недотёпу, зовущего себя воином света. Он всё ещё вставляет палки в колёса главным героям, но теперь с новой целью — желая влиться в их банду.
В целом третий сезон получился драйвовее предыдущих — тут и любовная драма, и экшен, и более продуманные злодеи. Другой вопрос — не проигрывает ли он недавно вышедшему «Волшебному участку», драматургия которого уже с первого сезона упакована более логично? Возможно. При этом «Сергий против нечисти» пытается удерживать планку, не теряя актуальность. И у него это почти что получается, пусть и с погрешностями.