На днях Гильдия аниматоров (это одно из отделений Международного альянса работников театральной сцены) объявила, что пора разобраться с давней разницей в оплате труда между сценаристами анимации и сериалов с живыми актёрами. Оказалось, что первые иногда зарабатывают меньше трети от того, что получают вторые. Как это произошло и какую роль здесь играют фрилансеры? Давайте разбираться.
Если показывать на числах, то средняя оплата за сценарий одного получасового эпизода мультсериала — 9099 долларов. Ребята, которые пишут для шоу с живыми актёрами при тех же условиях могут получить от 12290 до 27100 долларов. В «хороший» день сценаристы могут рассчитывать на разрыв в 25%.

Проблема фриланса
В последние годы индустрия анимации переходит на внештатных авторов. Сценаристка Майргрид Скотт отмечает, что всё это сильно усложняет работу: ты не можешь нормально пообщаться с другими людьми, которые трудятся над шоу, тратишь много времени на дополнительное изучение материала. Причём страдают не только фрилансеры. Обычно в штате есть один сценарист — именно ему приходится редактировать и переделывать все внештатные эпизоды, чтобы они соответствовали атмосфере шоу.
"Look, I like animation too, but if it pays so bad, why don't you go to live-action?"
— Matt Acuña (@Acuna_Mattata) December 2, 2021
Cause we shouldn't have to choose.#PayAnimationWriters #NewDeal4Animation pic.twitter.com/r8pvJKlqyn
Так что получается ситуация, в которой сценаристы анимации работают с огромным количеством препятствий, да ещё и получают за это намного меньше. Плюс, такой формат сильно мешает авторам-фрилансерам двигаться по карьерной лестнице: ведь для хорошей должности в штате тебе нужен хороший прошлый опыт. А тут всё, что они получают — это работа над отдельными эпизодами.
Что ухудшает ситуацию
Ещё одна проблема — положения об эксклюзивности. Оно особенно сильно ударяет по штатным сотрудникам. В рамках своего контракта они должны работать с конкретной студией (и только с ней). И казалось бы — всё хорошо и стабильно. Однако ситуация усложняется, когда возникают задержки с проектами. То есть если новый сезон мультсериала заморожен на неопределённое время, сценарист просто остаётся в подвешенном состоянии, теряя потенциальные подработки.
Kipo is a three season show, ten episodes each. The network promoted it that way. But internally they called it “one production order” which meant none of the artists working on it qualified for raises over the three years it took to make. #PayAnimationWriters #NewDeal4Animation pic.twitter.com/3986IRrOOS
— Bill Wolkoff (@flying_lobster) December 2, 2021
Чего хочет Гильдия аниматоров
Если делать краткую сводку всего, что написано выше, основное требование Гильдии аниматоров — это сократить разрыв в оплате труда, чтобы у студий было меньше причин выбирать фриланс. А если и выбирать, то обеспечивать внештатникам нормальные условия и интегрировать их в работу с постоянными сотрудниками.
Требования более чем понятны, так что ждём развития ситуации. За движением можно следить по хэштегу #PayAnimationWriters.