На днях Гильдия аниматоров (это одно из отделений Международного альянса работников театральной сцены) объявила, что пора разобраться с давней разницей в оплате труда между сценаристами анимации и сериалов с живыми актёрами. Оказалось, что первые иногда зарабатывают меньше трети от того, что получают вторые. Как это произошло и какую роль здесь играют фрилансеры? Давайте разбираться.
Если показывать на числах, то средняя оплата за сценарий одного получасового эпизода мультсериала — 9099 долларов. Ребята, которые пишут для шоу с живыми актёрами при тех же условиях могут получить от 12290 до 27100 долларов. В «хороший» день сценаристы могут рассчитывать на разрыв в 25%.
Проблема фриланса
В последние годы индустрия анимации переходит на внештатных авторов. Сценаристка Майргрид Скотт отмечает, что всё это сильно усложняет работу: ты не можешь нормально пообщаться с другими людьми, которые трудятся над шоу, тратишь много времени на дополнительное изучение материала. Причём страдают не только фрилансеры. Обычно в штате есть один сценарист — именно ему приходится редактировать и переделывать все внештатные эпизоды, чтобы они соответствовали атмосфере шоу.
Так что получается ситуация, в которой сценаристы анимации работают с огромным количеством препятствий, да ещё и получают за это намного меньше. Плюс, такой формат сильно мешает авторам-фрилансерам двигаться по карьерной лестнице: ведь для хорошей должности в штате тебе нужен хороший прошлый опыт. А тут всё, что они получают — это работа над отдельными эпизодами.
Что ухудшает ситуацию
Ещё одна проблема — положения об эксклюзивности. Оно особенно сильно ударяет по штатным сотрудникам. В рамках своего контракта они должны работать с конкретной студией (и только с ней). И казалось бы — всё хорошо и стабильно. Однако ситуация усложняется, когда возникают задержки с проектами. То есть если новый сезон мультсериала заморожен на неопределённое время, сценарист просто остаётся в подвешенном состоянии, теряя потенциальные подработки.
Чего хочет Гильдия аниматоров
Если делать краткую сводку всего, что написано выше, основное требование Гильдии аниматоров — это сократить разрыв в оплате труда, чтобы у студий было меньше причин выбирать фриланс. А если и выбирать, то обеспечивать внештатникам нормальные условия и интегрировать их в работу с постоянными сотрудниками.
Требования более чем понятны, так что ждём развития ситуации. За движением можно следить по хэштегу #PayAnimationWriters.