19 октября состоялась премьера первых серий научно-фантастического мультсериала «Царство падальщиков» (Scavengers Reign) от режиссёров Джо Беннетта и Чарльза Хюттнера. Выросший из короткометражки Scavengers (2016) для [Adult Swim], проект стал полноценным мультсериалом о потерпевшем крушение экипаже грузового космического корабля. На завораживающе красивой и плотоядной планете герои вынуждены приспосабливаться к жизни рядом с беспощадными паразитирующими организмами. Почему мультсериал станет для вас неповторимым опытом, расскажем в статье.
Выжить на неизведанной земле
Борьба за выживание, попытки приспособиться к существованию в суровых незнакомых условиях. Там, где природа отвоёвывает главенствующее место, а человеку оставляет лишь второстепенное. Где каждый день несёт новые испытания. В такие условия попали не только астронавты из «Царства падальщиков», но и герои книг «Робинзон Крузо» и «Повелитель Мух», фильмов «Выживший» и «Изгой», игры The Last of Us. Робинзон Крузо борется с каннибалами на необитаемом острове, Чак из «Изгоя» пытается построить судно и противостоит стихии, Джоэл в The Last of Us в стремлении довести Элли до «Цикад» сталкивается с заражёнными кордицепсом людьми — беспощадными и плотоядными монстрами. Всё вокруг направлено против человека и его попыток установить собственный порядок. Вне зависимости от воли людей, природа берёт своё: у неё свои законы и порядки, повлиять на которые мы не в силах. Так и героям «Царства падальщиков» дано только наблюдать за необычными природными процессами и пытаться приспособиться, чтобы выжить.
«Это очень человеческий опыт — хотеть установить порядок в мире и наблюдать, как все силы рушатся против этого порядка, — говорит в интервью режиссёр проекта Джо Беннет. — Мы наблюдаем это и сейчас в связи с изменением климата. Жизнь не продлится долго, мы все когда-нибудь умрём. Единственный смысл — извлечение максимальной пользы из нашего пребывания на Земле».
Эти размышления подтолкнули Джо Беннетта предложить Чарльзу Хюттнеру создать короткометражный фильм для [Adult Swim]. Конечный продукт понравился Майку Лаззо (основателю вечернего блока на Cartoon Network) и он предложил снять пилот полноценного мультсериала. Из-за забастовок «Царство падальщиков» некоторое время оставалось в подвешенном состоянии, однако когда пилотный выпуск посмотрели в Max, работа возобновилась. С первого взгляда им стало понятно, что мультсериал будет сильно отличаться от других проектов [Adult Swim]. Дело не только в уникальности мира падальщиков, но и в отказе от привычных шаблонов взрослой анимации. С первой сцены лента наталкивает на экзистенциальные вопросы: как сохранить человечность в огромной холодной и безразличной вселенной? Имеет ли значение то, кем мы себя считаем, если рано или поздно всё вокруг исчезнет?
Главным источником вдохновения для режиссёров стали документальные фильмы о животных («Голубая планета», «Планета Земля») и YouTube канал Primitive Technology, видео на котором строятся вокруг создания примитивных вещей из подручных средств в диких лесах Новой Зеландии — лука, глиняной печи, простой хижины. Но в конечном итоге «Царство падальщиков» взяло от короткометражки лишь основную концепцию планеты: ландшафт, растения и животных. Появились центральные персонажи с чёткой сюжетной линией, характерами и диалогами (герои короткого метра вообще не общались). Так что же из этого получилось?
Пугающее и неизведанное
Космический грузовой корабль терпит крушение на неизвестной планете. В ожидании спасения, четверо выживших учёных пытаются приспособиться к жизни на новой земле, где всё вокруг живое и плотоядное. Необычные по форме и поведению животные и растения подчиняются лишь одному инстинкту — поглотить другого, чтобы продолжить существование.
Мир неизвестной планеты кардинально отличается от нашего, его явления трудно объяснить, но легко увидеть между ними нерушимую связь. Все формы жизни сообщены друг с другом: от смерти одного зависит пропитание другого, от передвижений третьего — потомство четвёртого. Когда мы впервые встречаем героев, вынужденных жить на новой земле, они уже приспособились и научились взаимодействовать с местными организмами. Ази отгоняет больших мохнатых существ с длинными языками от своего лагеря с помощью громкого урчания самодельной дудки. Урсула и Сэм пробираются внутрь фиолетового носорога и достают из его плоти светящиеся органы, чтобы осветить дорогу в лесу. Адаптироваться можно, выжить тоже, но установить свои порядки — это вряд ли.
Цель — вернуться домой. Но для этого каждому придётся преодолеть свой путь по планете. Не только в физическом пространстве через невообразимые ландшафты и встречи с опасными формами жизни, но и в духовном через попытки нащупать свои границы и пределы, узнать кто ты есть на самом деле.
Царство прекрасных и плотоядных
«Каждый эпизод — отдельная история, но есть и большая сюжетная арка всего сезона. Иногда нам приходилось придумывать, как поставить персонажей в определённое положение, — говорит Чарльз Хюттнер. — Именно поэтому герои преодолевают большие расстояния и наблюдают всё разнообразие окружающей среды. Каждое существо локализовано на родных территориях, а поэтому все места и организмы уникальны и не повторяются».
Природа на неизвестной планете — цельный живой организм и главное действующее лицо. Чтобы создать его таким настоящим и осязаемым, в звуковом оформлении использовались инструменты АСМР — автономной сенсорной меридиональной реакции, которая вызывает приятное покалывание на коже головы и чувство успокоения. Листья на деревьях и шаги героев по сухой почве тихо похрустывают, ветер мягко шуршит по земле, грибы вырастают на телах с приятным треском, позволяя ощутить полноту жизни на планете, её дыхание и неспешное движение.
Все формы жизни здесь связаны друг с другом плотнее, чем те, что обитают на Земле. По крайней мере, более явно. Начинается шторм, и огромное водное существо выплывает наружу, чтобы забрать в безопасные тёплые щупальца личинки своих детей. Волны поднимаются, и на поверхность выплывает ещё один организм, выпуская наружу насекомоподобных тварей, которые забираются в щупальца и питаются личинками. Урсула и Сэм тоже решили спрятаться в щупальцах и теперь испуганно наблюдают за танцем природы, остановить который они не в силах. На нашей планете подобное поведение встречается у небольших насекомых-паразитов, раздавить которых человеку не составит труда. В «Царстве падальщиков» попытки убить огромный хищный организм могут лишить героя жизни — это опасно и вселяет ужас. Сколько ещё на неизведанной планете созданий, способных уничтожить человека? Кто мы для живых организмов на своей планете? Паразиты? Падальщики? Хищники?
Сейчас, когда вопросы экологии с каждым годом становятся актуальнее и острее, мысли о взаимодействии человека с природой посещают нас всё чаще. Имеем ли право вторгаться в мир живых организмов и проявлять жестокость, когда мы — лишь часть цепи?
Урсула и Сэм идут по лесу к точке приземления корабля. На их пути возникает крупное, с первого взгляда, неприступное сплетение веток. Чтобы раскрыть их и проложить путь, женщина берёт светящуюся раковину. Ветки, реагируя на свет, расступаются. Урсула, отвлёкшаяся на необычное свечение, отходит в сторону. Под воздействием лучшей происходит чудо: из тысячи сухих безжизненных веток вырастает великолепный цветок, рождая на свет маленькое существо. Оно просыпается, позволяет растению «выпить из себя соки», чтобы бутон распустился во всём великолепии. Постаревшее, погибающее создание ложится на другую часть цветка и навсегда засыпает. Свет угасает, бутон закрывается. Урсула, до этого боявшаяся планеты и её существ, шокирована и заворожена. Для неё открывается суть всех процессов, происходящих на планете. Всё рождается, движется и умирает — процесс умещается в крохотное мгновение. Жизнь маленького существа заметна лишь «пролившему на неё свет», а для других остаётся за гранью видимости, глубоко в сплетении веток. Для создателя жизнь любого существа — лишь мгновение, но даже для него это завораживающий и тонкий процесс. Оторваться от него невозможно.
Жизнь растений, животных, грибов и человека — лишь мгновение. Мы все умираем, но продолжаем жить друг в друге. Как в рамках природы, так и в разрезе поколений.
Кто я такой?
Несмотря на то, что большая часть повествования отдана окружающей среде, мультсериал не обладал бы таким ошеломляющим эффектом, если бы не люди внутри природы. Растерянные, одинокие, злые, голодные, одержимые своими демонами, вынужденные сражаться с внутренним и внешним. Да, природа великолепна, но она и тревожна: слишком много необъяснимого, потустороннего. Оно с лёгкостью врывается в подорванное сознание одного из астронавтов Кеймена и начинает манипулировать его страхами и воспоминаниями. На планете есть существо, похожее на японского духа — оно вытягивает воспоминания и волю других созданий для того, чтобы они искали ему пропитание и помогали расти. Разбитый и впавший в депрессию после катастрофы мужчина попадается ему и теряет волю. Вырываться трудно, ведь животное манипулирует его воспоминаниями: показывает жизнь на Земле, утерянную девушку и прошлое «я». Сначала Кеймен с удовольствием погружается в эти приятные моменты и идёт на всё ради подпитки галлюцинаций. Но вскоре в нём начинает пробуждаться воля — планета словно испытывает его, заставляет перебороть себя и перестать жить прошлым, как бы хорошо там ни было.
«Кеймен проходит через стадии проживания горя и сожаления. Он осознает, как сильно облажался, — говорит Джо Беннетт. — Внутренние переживания персонажа сопоставляются с территорией, на которую он попадает».
Все персонажи мультсериала — сложные, несовершенные. Кеймен борется с горем и депрессией, Урсула и Сэм пытаются найти общий язык и научиться взаимодействовать в команде, Ази принимает свой гнев и учится слушать себя. Кому-то планета дарит одиночество, кому-то — возможность работать в команде, а иных приводит к себе. Крушение корабля, крушение старого мира — это страшно, но страшнее тишина перед наступлением нового — это время для изменений. Те, кто не поддастся им, не смогут продолжить путь, ведь планета поглотит их. Возможность увидеть себя частью огромной цепи, самой её незначительной частью, позволяет героям задуматься и о смысле — Кеймену о личном, Урсуле о глобальном. В планетарном хаосе тоже есть изнанка. Там все процессы имеют смысл, они упорядочены и просты, (это мы, люди, привыкли их усложнять). Героям нужно позволить себе стать частью этой странной инопланетной цепи и почувствовать неотделимым от процессов. Живым и мёртвым. Началом и концом. Частью царства падальщиков.
Мультсериал Джо Беннетта и Чарльза Хюттнера — необычный и захватывающий опыт. При минимальном количестве диалогов он задаёт максимальное количество вопросов. Мир странной планеты хочется изучить по крупицам, попробовать, послушать. И если вы ещё не ступали на неизведанную землю, то сейчас самое время.