Картина «Садко» снята в 1952 году удивительным режиссёром, мастером сказки Александром Птушко с использованием фрагментов одноимённой оперы Николая Римского-Корсакова. В основе сюжета онежские былины, согласно которым бедный гусляр Садко прибывает в Великий Новгород, чтобы сыграть на пиру у именитых купцов, но вступает с ними в конфликт. В результате герой бьётся об заклад, что сумеет найти на дне Ильмень-озера златопёрых (золотых) рыб, снаряжает корабли с товарами и отправляется со своей дружиной в морское путешествие за тридевять земель, чтобы прославить Новгород и найти счастье для всех и каждого. А помогут ему в этом властители подводного царства.
И жнец, и чтец...
На первый взгляд Садко — классический архетипический герой русского фольклора. Душа его также широка, как просторы Ильмень-озера, на фоне водной глади которого герой так часто изображен в одиночестве. Ему не жаль ни собольей шапки, ни головы с плеч, если этого потребует дело. Гусляру свойственна русская удаль и он смело бросается вперёд не оглядываясь — будь то спор, битва или морская пучина. Он уверенно принимается за любую задачу. Рыбный промысел, строительство кораблей, мореплавание, шахматный турнир, искусство боя и тактики — со всеми вызовами Садко справляется играючи, удача на его стороне. С характерным русским размахом он быстро расстаётся с полученными ценностями. «Нажил легко да пустил всё по ветру», — укоряют его жители Новгорода. В глазах окружающих он непутёвый и шумный, прилетел бог весть откуда и нарушил привычный строй архаичного общества. Однако с развитием сюжета становится ясно — герой не простой музыкант и повеса, развлекающий господ.

...и на гуслях игрец…
Музыка для Садко — не только развлечение и источник прибыли. Он — настоящий художник, способный тонко чувствовать окружающую действительность, и его искусство обладает большой созидательной силой. Герой быстро осознаёт, что в процветающем торговом городе бедный народ не видит смысла бороться за своё счастье и смиренно принимает тяжелую судьбу, а купцы наслаждаются богатой беззаботной жизнью. Он искренне сочувствует простому люду и самозабвенно зовёт их в путь, вдохновляя на приключения и новые открытия. Его музыка становится исцеляющей силой, способной утешить и повести за собой. В некотором смысле это даже набат, пробуждающий народ и раскрывающий глаза на истину. И этим гусляр Садко отличается от заграничной птицы Феникса, убаюкивающей своей песней, призывающей забыть о ближнем, прекратить действовать, лишь погрузиться в иллюзорный сон «тихого счастья».
…и первый сёрфер
Будучи человеком творческим, Садко видит дальше остальных, ему тесно в заданных рамках, и он мечтает «весь широкий свет обнять». Его система мироздания не ограничена ни миром материальным, ни сверхъестественным. Чтобы попасть в морскую бездну ему достаточно встать на «кипарисную досочку» и поймать волну в бушующем океане. Герой легко лавирует между стихиями и вселенными, он в прямом смысле слова выходит сухим из воды. При этом герой живёт в ладу с природой и склонен к рефлексии, поэтому в тяжёлую минуту отправляется «думу думати» на берег озера и ищет ответы, играя на струнах. Искренность и талант музыканта настолько велики, что пробуждают чувства потусторонних сил. Морская Царевна, услышав проникновенную песню Садко, беззаветно в него влюбляется и помогает, ничего не требуя взамен. Чудесная музыка завораживает и грозного Морского Царя с супругой, которые со всей детской непосредственностью пускаются в пляс.

Александр Птушко, как и его герой Садко, настоящий творец и визионер, опередивший свое время. Увлеченный технологиями художник искал новые средства выразительности, чтобы в послевоенное трудное время воплотить в жизнь самые яркие сказочные образы и утешить зрителя волшебством искусства. Ловко жонглируя приёмами и используя комбинированные и трюковые съёмки, он оживлял на экране монументальные полотна, творил удивительные миры, рисовал далёкие страны. В условиях ограниченности бюджета и отсутствия технических возможностей того времени это само по себе выглядит чудом.
Бессменной соратницей режиссёра в работе над кинолентой стала художник по костюмам Ольга Кручинина. В её фильмографии такие известные картины как «Гусарская баллада» (реж. Э. Рязанов, 1962 г.), «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (реж. Э. Рязанов, 1975 г.), «Мимино» (реж. Г. Данелия, 1978 г.). Будучи ученицей Павла Пашкова, она привыкла тщательно работать с источниками и изучать колоссальное количество художественных материалов перед тем, как приступать к созданию тех или иных образов. Её источниками вдохновения при подготовке эскизов для «Садко» стали знаменитые произведения Виктора Васнецова и Ильи Репина. Тем не менее, автор не изготовляла копии по образцу, её работа была гораздо серьёзнее и масштабнее — она разрабатывала характер будущих киногероев. На представленные рисунки Александр Птушко ориентировался в дальнейшем при подборе актёров.
Сказочный дрим-каст
Удачно подобранный актёрский состав киносказки заслуживает отдельного внимания. Воплощение яркого образа Садко не было бы столь эффектным без участия Сергея Столярова. Так же, как и его герой, он всецело поглощён творческим процессом и искренне проживает каждый кадр. В его запоминающейся внешности гармонично сочетаются тонкие черты и богатырская стать. Амплуа героев сказок и былин с годами прочно закрепилось за ним. А через год после выхода фильма «Садко» в зарубежный прокат Сергей Столяров стал единственным советским артистом, включенным в топ-50 выдающихся актёров мирового кино, составленный французским журналом Cinéma.

Не менее интересны и женские образы картины. Две влюблённые в Садко девушки — символы разных стихий и миров. Земная, строгая красавица Любава в исполнении Аллы Ларионовой олицетворяет дом и уют, она очаровывает героя с первого взгляда. Для актрисы эта работа стала первой серьёзной ролью в кино, её утвердили в период учёбы на актёрском факультете ВГИК, несмотря на юный возраст и общий запрет съёмок для всех студентов. Мистическая, чарующая своей красотой Морская Царевна (Нинель Мышкова) преподносит урок самопожертвования и истинной любви, которая, как известно, не ищет своего и не мыслит зла. Несмотря на сверхъестественные способности, Царевна не только милосердно отпускает возлюбленного, но и спасает в трудный час.
Роль птицы Феникса стала дебютной и для Лидии Вертинской, супруги кумира эстрады первой половины XX века, Александра Вертинского. На момент съёмок девушка училась на факультете живописи в Суриковском институте и вовсе не мечтала о карьере в кино. Слухи о нестандартной красоте дошли до режиссёра, и он утвердил её кандидатуру без тени сомнения. Как истинный мастер сказки Александр Птушко предвидел, что демонический взгляд, загадочный облик и пронзительный голос Лидии Вертинской позволят создать неповторимую сцену, которая навсегда запомнится зрителям.

Получившийся фильм — ожившая палехская музыкальная шкатулка, в которой каждый узор тщательно проработан и выверен умелыми руками мастеров. Она хранит «преданья старины глубокой», яркие образы национальных героев, музыкальную, литературную и художественную основу нашей идентичности. В то же время «Садко» получил высокую оценку и у зарубежных коллег. В 1953 году картина была номинирована на главный приз Венецианского международного кинофестиваля, а по итогам голосования получила вторую по значимости награду — «Серебряного льва».
В 1962 году советская сказка и вовсе была выпущена в прокат на территории США, однако в адаптированной версии. Работой Александра Птушко заинтересовался американский режиссёр и продюсер Роджер Уильям Корман («Магазинчик ужасов»). Он увидел в ней потенциальный блокбастер и поручил переработку сценария молодому Фрэнсису Форду Копполе. В результате на экраны вышла дублированная на английский язык картина «Волшебное путешествие Синдбада». Но это была уже совсем другая история…
В чем счастье, брат?
Несмотря на исторический контекст в годы создания фильма, картина Александра Птушко не превратилась в назидательный плакат с патриотическими лозунгами, а стала красивой философской притчей, сохраняющей актуальность и по сей день. Вне контекста религий, эпох, географического положения, социального статуса... Во все времена человек отправляется в дорогу и его путеводными звёздами становятся любовь, творчество, любопытство, вкус к жизни и поиск её смысла.
Смотрите «Садко» 9 марта в 22:40.
