25 января в прокат выходит «С днём смерти» – новый фильм Даррена Линна Боусмана, режиссёра нескольких частей «Пилы». В нём пара американских туристов оказывается в неудобном положении на загадочном тайском острове. Кинокритик Иван Афанасьев вернулся из этого в меру увлекательного путешествия и рассказывает, почему подобный фильм сейчас смотрится как шляпа-цилиндр на голове среднестатистического хипстера с айфоном.
Карьера Даррела Линна Боусмана – пример того, как при не самом выдающемся таланте на протяжении двух десятков лет держаться на плаву. Он застал последние дни величия культовой треш-антологии ужасов «Пила», поставив второй, третий и четвёртый фильмы, после чего франшиза начала скатываться в самоповторы. Он снял один из самых странных мюзиклов в истории – биопанк «Генетическая опера» – и совершенно безумный «Карнавал дьявола». Только он может на полном серьёзе рассказать историю маньяка, кравшего целые комнаты (!), в которых совершались преступления, в хорроре «Абатуар. Лабиринт страха». В 2018-м он даже попытался робко скрестить классический хоррор про призраков и джампскейры с историческим подтекстом – получился странный фильм «Святая Агата». В этом году мы ждем от него свежую «Пилу», и это событие из разряда нового альбома Rammstein: настоящий олдскул, какой сейчас уже просто никто не ждёт и который иногда всех рвёт в клочья. Жаль лишь, что, как и «С днём смерти», эти фильмы могут порвать разве что отдельные части тела.
Сюжет нового фильма Боусмана таков: супружеская пара Кристин (Мэгги Кью) и Нил (Люк Хемсворт) просыпаются поутру в номере тайского отеля, ничего не помня и не понимая – у обоих на одежде грязь и кровь. Лучшим решением видится как можно скорее свалить с острова, тем более по новостям говорят о приближении страшного урагана. На причале, правда, местные жители сообщают, что последний паром ушёл буквально перед их приходом, причём вместе с их вещами. Ничего не остаётся, кроме как заночевать и уехать на следующее утро.
В номере, правда, выясняется неприятное: просматривая видео с телефона, супруги обнаруживают запись, на которой Нил сперва душит до смерти, а потом закапывает Кристин в землю, предварительно отведав в кафе какого-то местного напитка. Конечно, оба ничего не помнят, да и девушка вполне себе жива, хотя и чувствует себя слегка странно. Постепенно становится ясно: у добродушных жителей острова свои планы на парочку, и они не торопятся их отпускать.
Смотреть «С днём смерти» (в оригинале, кстати, называется «Смерть меня» – Death of Me, и это такой очень аккуратный спойлер) – словно в 2021-м году прикупить себе телефон-раскладушку. Подобные фильмы были особенно популярны как раз с два десятка лет назад – пришёл, офигел с шок-контента, похрустел попкорном и пошёл домой, оставив в зале ведро адреналина. Боусман, режиссёр удивительно простодушный, берёт тем, что умеет особенно хорошо – кучей странной крипоты, которая почти не имеет под собой рационального объяснения, зато неплохо будоражит воображение. Это такая классическая страшилка про «американцев в беде», для которых Восток – практически русская Сибирь, неизведанная и загадочная земля, в которой что угодно может случиться. Авторы просто берут и заваливают зрителя выпавшими из живота кишками, зашитыми глазами и всякой гадостью, льющейся и/или лезущей изо рта, обильно сдабривая это всё густой алой кровью.
Вдобавок ко всему, распихивая в каждую щель и открытую рану на теле многочисленные отсылки к классике жанра – от, разумеется, «Плетёного человека» (которого здесь не раз упоминают) до работ Фабриса Дю Вельца – особенно схожего по фактуре фильма «Душа». И всё это выглядит довольно здорово – если смотреть на «С днём смерти», как на своего рода запоздалую эпитафию хоррорам «старой школы», которые строились, в первую очередь, на жести и гипертрофированном насилии.
Современный зритель настолько избалован Робертом Эггерсом, Ари Астером и Джорданом Пилом, что смотреть фильм Боусмана станет разве что от категорической нехватки острых ощущений. Которые, вдобавок ко всему, за много лет слегка утратили свою остроту, как залежавшийся кайенский перец. «С днём смерти», который когда-то бы выглядел как классический представитель старейшего жанра на земле, сейчас смотрится как динозавр в мегаполисе. Он достаточно экзотичен, но категорически непонятно, что с ним делать. Это, безусловно, артефакт – и, возможно, стоит ловить последние моменты, чтобы насладиться столь специфическим удовольствием, примерно как съесть шашлык из кузнечиков. Если, конечно, вам достаточно одного лишь треша, чтобы удовлетворить своего внутреннего первобытного тайца.