Правительство РФ всё больше и чаще обращает внимание на видеоигры — и мы не только про киберспорт или регулирование контента. В новом обзоре издание «Коммерсантъ» рассказало о том, как власти постепенно начинают интересоваться торговлей виртуальными внутриигровыми предметами — их беспокоит, что продажи не облагаются налогами, могут использоваться при отмывании денег и финансировании терроризма. Законспектировали для вас самое важное.
Из-за того, что игровая индустрия активно растёт, власти ещё в 2021 году начали проявлять интерес к рынку. Сперва они пытались повлиять на контент. Например, в сентябре был принят второй пакет мер поддержки IT-отрасли. В нём продвигалась важность развития игр, популяризирующих русскую культуру и историю.
Источники издания говорят, что чиновники обсуждают специальные налоговые режимы для разработчиков игр, которые сейчас в основном находятся за рубежом. Рынок внутриигровых товаров находится в серой зоне, так что его регулирование становится одной из важных задач.
Особенно интересна перепродажа предметов. Тут есть несколько вариантов. Во-первых, перепродажа через сервисы цифровой дистрибуции — например, Steam. Полученный предмет привязывается к аккаунту игрока, и он, в свою очередь, может продать его другому человеку за реальные деньги, которые тот зачислил на свой аккаунт. При этом Steam не разрешает игрокам выводить средства — их можно потратить, например, на покупку других игр. Площадка берет 15%.
Во-вторых, бывает заключение сделок на торговых площадках, которые интегрируются со Steam по API. Некоторые из них дают выводить средства. Крупнейшей биржей в мире считается китайский Buff Market. В России и СНГ популярна DMarket. В-третьих, человек может на свой страх и риск продать предметы на тематическом форуме. Здесь всё держится на доверии. Между сторонами нет посредника, который страхует от обмана.
Сделки проходят не так часто, но суммы могут достигать десятков и сотен тысяч долларов. Например, в 2021 году два китайских коллекционера из CS.GO потратили 775 тысяч долларов на покупку двух редких скинов винтовок АК-47 и AWP. Неплохая сделка, правда ведь?
Интерес российских геймеров к покупкам внутриигровых предметов растет: по данным ЮKassa (входит в экосистему «Сбера»), в 2021 году оборот платежей интернет-площадок, продающих их, увеличился на 85%, а количество покупок — на 58%.
Представители игровых бирж сравнивают инвестирование в предметы с покупкой ценных бумаг. Скачки цен привели к появлению компаний, работа которых сильно похожа на инвестиционный фонд. Но гендиректор УК «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев считает, что такие проекты «имеют признаки финансовых пирамид»: «Гарантий по возврату средств, инвестированных в виртуальные предметы, не существует и не может быть». Ждём сравнения высказываний CEO таких компаний с фразами Сергея Мавроди!
В России единственным требованием к игровой продукции долго оставалась возрастная маркировка. Однако в последние годы внимание со стороны властей стало расти. Зампред комиссии (пожалуйста, продержитесь до конца этого материала — тут уж очень длинная должность) по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России (вы смогли!) Борис Едидин отмечает:
Оборот внутриигровых предметов — полноценный рынок, несмотря на то что многие платформы запрещают продажу артефактов за реальные деньги, ограничения легко обходятся через P2P-платежи [от человека человеку] и криптовалюты.
В мае 2021 года было опубликовано исследование, в котором описаны связанные с игровым рынком преступные схемы по легализации денежных средств, полученных преступным путем, или выводу денег за рубеж. Так что, вероятнее всего, в скором времени стоит ждать новостей.