25 октября на площадке «ЦСКА Арены» прошёл концерт RUSSIAN MUSIC PRO, на котором три знаковые фигуры русского хип‑хопа Friendly Thug 52 Ngg, Markul и Saluki выступили с живым симфоническим оркестром. Наш редактор сходила на выступление и поделилась впечатлениями о том, каким получилось шоу и почему оно в очередной раз подтверждает, что рэп — один из главных жанров в СНГ-культуре на данный момент.
На практике подобные эксперименты уже встречались, в том числе на российской сцене. Из последнего вспоминается, как Heronwater игрался с оркестровой аранжировкой трека «Любить буду», а Вика Мэйби Бэйби выпустила отдельный клип с симфоническим перформансом на «Принцессу Диану». В любом случае настолько масштабного события, которое бы показало, что подобные обработки могут сочетаться с текстами про братьев, большие куртки и корабли в бутылках, ещё не было. Событие отличается масштабом: большой оркестр, арена на несколько тысяч зрителей и переосмысленные сеты, с классической аранжировкой звучавшие удивительно проникновенно. Получился интересный диалог между двумя абсолютно разными жанрами: вы когда-нибудь представляли трек Saluki «Огней» без его фирменного сведения, но с духовыми?


В зале царила удивительная атмосфера: в одном месте собрались фанаты разных «праймовых эр» русского рэпа и те, кто любит и понимает каждого из заявленных артистов. На сольниках или небольших фестивалях зрители редко общаются между собой, потому что и так пришли с компанией. Разве что пытаются освободить место для слэма. В этот раз получилась несколько странная, но оттого забавная коммуникация, потому что все обсуждали звучание любимых партов, как сильно изменится значение песни, не потеряются ли артисты на фоне музыки (особенно 52 с его монотонной читкой). Да и атмосфера ожидания отличалась от обычного рэп‑концерта: никаких криков «Выходи» или бесконечного чата, в котором просили треклист.
Привычные сетлисты артисты не меняли, исполняли привычную концертную классику во главе с хитами. Самый модный «творческий» продюсер Saluki решил играть до конца и продолжить тенденции своего стиля сведения в новом прочтении. Он смешал хип‑хоп, электронику и классику, из-за чего структурно треки стали глубже, более магнетическими. Благодаря открывающему сету стало видно, что рэп не обязательно «подчиняется» оркестру, а может быть равноправным участником.

Звезда этого года и кандидат на то, чтобы забрать звание артиста с лучшим рэп-альбомом 2025 Friendly Thug 52 Ngg остался в прежней манере — минималистичный звук, монотонный речитатив. Переосмысление лишь подчеркнуло, насколько органично в его творчестве существуют отсутствие динамики и концентрация на смысловом нарративе треков. Markul же показал, что его эмоционально насыщенные камерные композиции, хриплый речитатив и текстурный вокал отлично соединяется со струнными аранжировками. Тихие партии скрипок усиливали интимность, поэтому в него захотелось влюбиться также сильно, как это произошло со многими девушками в 2018 году при выходе альбома Great Depression. Это была редкая для русского рэпа демонстрация того, как музыкальные средства могут усиливать эмоциональный подтекст. Захотелось, чтобы площадка собрала плейлисты с новыми аранжировками для стримингов.
Казалось, что акустика арены могла серьёзно навредить итоговому перформансу из-за специфики площадки, но звуковой баланс держался: ни один инструмент не перекрывал артистов, оркестр не терялся. Да и визуал не был перегружен, не отвлекал от сцены, где происходил перформанс.


Концерт наглядно показал, что русская хип‑хоп сцена готова к масштабным музыкальным экспериментам. Синергия жанров перестала быть студийным трюком или редким событием. Уличная культура способна существовать на арене с полноценной постановкой, взаимодействием артистов с музыкантами и вниманием аудитории. И даже существовать с элитарной культурой без потери идентичности и полного поглощения, расширяя аудиторию и открывая новые способы восприятия треков. Ждём похожие перформансы от электронной сцены, потому что пока рэперы идут впереди планеты всей.

