Продолжаем рассказывать о фильмах конкурсной программы 32-го фестиваля «Окно в Европу», который по традиции прошёл в Выборге в начале августа. Специальный приз жюри «За лучший дебют» достался «Ровеснику» Фёдора Кудрявцева — хулиганскому псевдодоку, который притворяется курсовой работой некоего Гриши Киреева. Рассказываем, почему дебют завоевал приз и обогнал в зрительских симпатиях «Наступит лето» Кирилла Султанова.
Двадцатилетний Гриша Киреев (Юрий Вершинин) промахнулся и мимо белой полосы ступил в кромешный мрак. По крайней мере, именно так он представляет положение собственной жизни по лучшим заветам юных максималистов. Сначала парня отчислили из университета, затем — его бросила любимая девушка Лера (Елизавета Бабаева), от которой остались лишь нюдсы в смартфоне. Герой делится со зрителем бесконечным потоком своей грусти, обращённым в монолог закадрового текста и приправленным фото и видео. Одновременно он расследует историю одного из первых стартапов Рунета, в создателях которого числился его отец.
Представлять фильм на выборгской сцене «Окна в Европу» вышел сам Гриша, который назвал себя режиссёром и очень удивился, что работу добавили в конкурс игрового кино, хотя это документалка. По его словам, «Ровесник» — курсовая работа, которая по необъяснимым обстоятельствам вышла за пределы кафедры. На деле оказывается, что постановщиком числится дебютант Фёдор Кудрявцев, а «Ровесник» — не что иное, как псевдодок с крутым кастом вроде Александра Яценко и Анны Михалковой.
Как и Гриша, Кудрявцев тоже учился на журфаке, но в отличие от первого закончил его. Недаром в ленте фигурируют локации Высшей школы телевидения МГУ и 1-го ГУМа (привет всем моим однокурсникам). За плечами режиссёра документальный сериал «Ничего личного» и с десяток рекламных роликов. А вот игровой полный метр впервые.
Следуя за всеобщим бумом, Кудрявцев рассказывает очередную историю о бандитских 1990-х, однако делает это по-своему. В 1998-м друзья Денис (Владислав Медведев) и Петя (Вадим Громыко) открыли рекламное агентство на просторах интернета, взяли денег у авторитетного Бориса Березовского (Даниил Спиваковский) и отправились в мир большой прибыли. Вот только беззаботное плавание продлилось недолго, так как бизнесом заинтересовались люди, привыкшие решать проблему одним выстрелом.
В «Ровеснике» режиссёр, он же и сценарист, объединяет два поколения, не проводя между ними кардинальной черты. Герои-стартаперы оказываются кутилами с большими амбициями и надеждами на светлое будущее. Это обычные парни, те же зумеры, пытающиеся добиться карьерных высот. Кудрявцев старается не романтизировать эпоху, что у него из раза в раз получается. Это история о сложном времени, где можно либо стать крутым возрастным дядькой, либо умереть молодым. Собственно, как и сегодня.
«Ровесник» пестрит киноприёмами, в том числе форматом видеоблога, стилизацией под архивную съёмку и дипфейками уже названных Яценко и Михалковой. Кудрявцев сочетает разные жанры, заигрываясь бандитскими разборками и пародией на мокьюментари. Однако картине всё равно не хватает динамики. Главная проблема «Ровесника» в том, что псевдодок не выдерживает хронометража в полтора часа и начинает утомлять зрителя. Ленте недостаёт драматургических крючков. Аудитория вязнет в потоке интервью. На их фоне история Гриши выглядит куда интереснее: то и дело думаешь, когда же он вернётся на экран со своим скроллингом фоток бывшей. Но этого не происходит.
«Ровесник» — визуальный портрет сразу нескольких поколений. По словам Кудрявцева, команда рассчитывала снять лёгкий фильм без лишних технических напрягов, однако получилось обратное. Одно скажем наверняка: картина трогает хулиганством и дерзостью. Это свежее кино, которое, возможно, откроет новую дверь в современном отечественном кинематографе.