1 февраля стартует новый сезон фантастического сериала «Сергий против нечисти», в котором бывший священник отчаянно борется со злом — как внешним, так и внутренним. Главную роль в проекте исполняет Роман Маякин, знакомый многим по «Триггеру». Мы поговорили с актёром о третьем сезоне истории, любимых мультфильмах и психологии.
— За вашими плечами большое число кинопроектов. Расскажите, что для вас важно в работе с режиссёром?
— Самое главное — найти общий язык. Кино — коллективный процесс. Иногда то, что хочется тебе, совершенно не нужно проекту. Причём это относится как к актёру, так и к режиссёру. Очень важно соединить материал с этими хотелками. При этом успех кино в большей степени всё же зависит от сценария. Плохую драматургию не спасёт даже гениальный актёр. И это нужно запомнить.
— «Сергий против нечисти» сменил несколько режиссёров. Повлияло ли это на качество проекта?
— Третий сезон снимал Андрей Волгин, а предыдущие два — Кирилл Кузин. Изначально «Сергий против нечисти» планировался как эксперимент. Было сложно понять, что это за жанр. Мы повезли дебютный сезон на фестиваль «Пилот», где получили приз за лучшее смешение жанров, чему были безмерно рады. Нам очень хотелось объединить в одном проекте комедию, причём чёрную, хоррор и даже мелодраматическую линию. Вообще жанр чёрной комедии очень сложный, потому что из него легко свалиться в чернуху. Но у нас он вроде бы получился.
«Сергий против нечисти» соединил в себе два мира: современный и былинный. Кажется, наша команда — первооткрыватель этого жанра. Мы переместили сказки, на которых выросли, в сегодняшнее общество. И это один из секретов успеха проекта. В сериале очень много визуальных эффектов, поэтому было важно финансовое сопровождение, способное обеспечить качественную графику. Плюс, способы, которыми мы хотели воплотить эту историю в жизнь. Грубо говоря, первый сезон группа вообще придумала на коленке. Мы обладали минимальным бюджетом, но в итоге всё равно получили неплохой продукт.
В третьем сезоне появился Андрей Волгин, а ещё подрос бюджет, который повлиял на улучшение графики. У Андрея большой опыт в создании спецэффектов.
— «Сергий против нечисти» — ваша первая серьёзная роль в фантастическом проекте?
— Да, и в этом для меня как раз состоял основной интерес. Я с удовольствием включился в историю и до сих пор работаю в ней, потому что здесь можно хулиганить и придумывать нечто несуществующее.
— Были ли какие-то референсы для Сергия?
— Нет. Я стараюсь не пытаться быть на что-то или кого-то похожим. В социальных сетях аудитория сравнивала Сергия с Константином и Ван Хельсингом. Я этого никогда не делал. Может, герои похожи визуально, но их истории различны. Мне было очень интересно работать над Сергием. Это выдуманный персонаж, который обладает внутренними пороками, знакомыми нашему обществу. И он борется с ними.
— Чем новый сезон отличается от предыдущих конкретно для вашего героя?
— История Сергия началась с того, что персонаж довольно неплохо боролся с нечистью вовне, но при этом не мог одолеть внутренних демонов. Мне бы хотелось, чтобы герой победил в себе всё плохое. И я действительно старался развивать эту линию от сезона к сезону.
— Как вы вообще относитесь к фэнтези? Нравятся ли вам истории о вампирах и оборотнях?
— Честно говоря, не моё. Мне больше нравятся узнаваемые персонажи. Когда ты видишь в кино героев и ситуации, которые перекликаются с реальной жизнью, вовлекая тебя в эту историю. Наши мысли ведь часто крутятся исключительно вокруг себя. Прелесть кино в том, что ты можешь увидеть со стороны, к чему приводят те или иные поступки, не наступая на эти грабли в реальности. В этом и состоит огромная польза кино. Ты в безопасной обстановке можешь заранее узнать исход событий, чтобы избавиться от их последствий в своём будущем.
— А какие фильмы вам вообще нравятся?
— Мне нравится, что сейчас происходит в отечественном кино. Недавно посмотрел «Страсти по Матвею» — хорошая светлая лента. Я прямо понял, что такое русская театральная школа, когда все актёры попадают в жанр. После просмотра было о чём поговорить, а это очень важно. Видел «Слово пацана» с очень хорошей режиссёрской работой. Андрей Першин — большой профессионал, который классно выстраивает историю. Думаю, он один из лучших режиссёров современности. Из последнего ещё запомнился сериал «ЮЗЗЗ» — классная молодёжная история, сделанная очень драйвово. Меня прям захватило, посмотрел сериал махом. В нём соблюдён жанр, а это всё-таки основополагающая вещь. Частая проблема российского кинематографа как раз состоит в несоблюдении этого принципа, когда кто-то играет гротескно, а кто-то, наоборот, кидается в домашнюю мелодрамку, из-за чего происходит внутренний диссонанс.
Ещё из отечественного видел сериал «Шторм» с Александром Робаком, Максимом Лагашкиным и Анной Михалковой. Это проект с очень хорошими актёрскими работами и круто прописанной историей, которая тебя держит. Ты подключаешься к повествованию. В «Шторме» очень объёмные персонажи. Там нет категоричного деления на хорошее и плохое — ты не понимаешь, кто из них герой, а кто — злодей. А это и есть жизнь. Все мы бываем по разную сторону баррикад.
Вообще я люблю французское кино. «Прекрасная эпоха» и «Он и она» Николя Бедоса — одни из любимых фильмов. Мне кажется, в плане юмора французское кино хорошо уживается или даже дружит с нашим менталитетом. Как раз к разговору о жанре и операторской красоте — недавно ходил в кино на «Вонку». Посмотрел ленту первого января и получил невероятное удовольствие и сказочное новогоднее настроение.
— А мультфильмы какие любите?
— Мне очень нравится «Кошмар перед Рождеством» Тима Бёртона. Потрясающий кукольный мультик! Люблю анимационные проекты Pixar — «Душа» и «Тайна Коко». И от советских мультфильмов вроде «В стране невыученных уроков» и цикла историй о попугае Кеше в восторге. Благодаря подобным мультфильмам можно впасть в невинное детство. Они говорят со зрителем через высокочастотную энергию, донося важную информацию. В этом плане меня не очень цепляет анимация для взрослых, где всё подаётся через грубость. Хотя когда-то я вполне мог посмотреть «Южный парк». Недавно включил «Рика и Морти», но меня вообще не зацепила история.
В детстве я очень любил «Черепашек-ниндзя». Мы с друзьями во дворе частенько воображали себя героями мультфильма, где я был Донателло. Знаете почему? Потому что для него проще всего найти оружие. Он же бегает с обычной палкой! Ещё в то время, а это начало 1990-х, по телевизору рекламировали игрушки «Черепашки-ниндзя». Мне купили Донателло, но этого оказалось мало — я хотел ещё и машину для него. Помню, мы всё-таки поехали в магазин, для меня это было целое событие! Но родители поняли, что эта машинка стоит несусветных денег, поэтому она осталась несбыточной мечтой.
Кстати, я очень разочаровался от фильма «Черепашки-ниндзя», где герои превратились в лютых качков с выступающими венами. Даже не стал смотреть, потому что мне не нужна реалистичность и документальность в этом проекте. Вот «Тёмный рыцарь» действительно сделан круто. Мы получили переход из анимационной сказки в реальность, где герой прежде всего человек. А «Черепашки-ниндзя» 2014-го — какая-то качалка в Люберцах.
— А вы смотрели «Волшебный участок», где авторы тоже переосмысляют фольклор?
— Это наши соперники, которые содрали идею у «Сергия»! Шучу! Мне кажется, «Волшебный участок» всё же отличается от нашего проекта. Первые два сезона «Сергия» довольно лёгкие, а вот третий — вообще 18+. Говорят, «Волшебный участок» — хороший сериал. Не знаю, не смотрел. Но я всё ещё чувствую нашу команду первооткрывателями жанра. 10 лет назад мы выпустили проект «Сладкая жизнь», после которого в России появился термин «драмеди». Здесь мы тоже выступили родоначальниками. Хотя могу ошибаться!
На самом деле, я не питаю никаких иллюзий насчёт «Сергия против нечисти» — это ведь своего рода попкорн. Первый сезон сделан как мини-сериал — шесть серий по 15 минут. Проект рассчитан на лёгкое смотрение. Человек может включить сериал прямо на телефоне: посмотреть одну серию и пойти заниматься делами. Эпизод никак не меняет его жизнь, потому что это развлечение. Я говорил, что хотел бы увидеть трансформацию Сергия. Хотел бы придать его истории вертикальности, чтобы герой стал лучше и честнее. Так и есть, но это чисто моё восприятие. Мне хочется, чтобы даже в развлекательном кино была какая-то мораль, чтобы Сергий всецело встал на сторону добра.
Кино ведь всегда делается для чего-то, оно формирует наше мировоззрение. Возьмём культовую «Бригаду» — ты влюбляешься в героев, они все весёлые и лёгкие. Ребята оседлали жизнь. Но достигли это через инструменты, которые в итоге их сломали. То же самое и со «Словом пацана». Важно, чтобы зритель досматривал эти истории, а не примерял на себя личность Саши Белого после двух серий. Это ведь большая ответственность авторов! Сколько пацанов после выхода «Бумера» возомнили себя непобедимыми ребятами? Хочется, чтобы кино всё-таки выводило зрителя на то, что делает его сильнее, а не разрушает.
Даже лёгкие комедии заставляют тебя задуматься, что в сложных моментах можно найти юмор. Я не люблю фильмы, которые ставят точку, говоря: «Всё плохо, поэтому купайтесь в этом дерьме, ребята». Это и без кино легко понять! Тяжёлые моменты могут привести к чему-то светлому — благодаря им можно стать ближе и полюбить кого-то. Даже если ты не самый положительный герой, как тот же Сергий. Я не думаю, что, встретив такого человека на улице, мы были бы в восторге — какой-то панк с огромной сумкой, наполненной мечами, и запахом перегара. Однако он хочет сделать мир лучше.
— Вы затронули тему потребления контента, сказав, что «Сергий против нечисти» рассчитан на быстрый просмотр прямо на смартфоне. Насколько трепетно относитесь к собственному киносмотрению?
— Всё зависит от кино. Бывают фильмы, которые я включаю в машине, стоя в пробке. Есть красивые ленты, которые нужно смотреть только на большом экране. Существуют картины, которые необходимо смотреть одному, ведь только так они произведут на тебя должный эффект. Ты не сможешь рассказать эту историю, но сумеешь почувствовать. Некоторые ленты лежат исключительно на тексте. Как правило, это детективные проекты, в которых ты распутываешь узел. В них особо и не важен визуал, он служит вспомогательным элементом. Такое кино можно смотреть на телефоне в наушниках. А «Прекрасную эпоху» обязательно нужно смотреть на большом экране и желательно с любимым человеком, чтобы кайфануть от жизни. От того, какая она красивая, хоть порой и сложная.
— В одном из интервью вы сказали, что персонаж Сергия появился в вашей жизни неслучайно. Верите ли в судьбу и знаки?
— Думаю, всё в нашей жизни происходит именно в тот момент, когда это должно произойти. И происходит оно неслучайно. Каждая роль для меня — проработка внутренних историй, страхов и демонов. Сейчас популярны эзотерические практики, называемые «расстановками», когда люди разыгрывают между собой историю, которая может или могла произойти в твоей жизни. Кто-то играет роль твоего друга, кто-то — мамы или папы. Происходит проигрывание возможной ситуации с другими людьми. В кино случается то же самое.
Одна из самых страшных вещей для человека — пребывание в иллюзии. К примеру, ему кажется, что вокруг всё плохо — его окружают черти, с которыми нужно только бороться, иначе они тебя съедят. В «Сергии» было много вариантов развития истории, потому что мы искали жанр. Так получилось, что я обсуждали с режиссёром вопросы, которые волновали меня в реальной жизни. Поэтому и считаю все свои роли неслучайными, даже неудачные. Прекрасно, что ты можешь посмотреть на себя в период другой жизни.
Важно, что твоё мироощущение очень часто отражается в работе, причём в любой. Есть дурной взгляд на жизнь — будешь заниматься дурным делом. А если в тебе найдётся нечто светлое — станешь полезен этому миру и начнёшь ощущать свою роль.
— Сталкивались ли вы с ситуацией, когда приходилось радикально бороться со своими страхами, как в сериале «Триггер»?
— Каждый день. У нас есть страх и любовь — больше ничего нет. Мы совершаем поступки только из-за них. Ты действуешь из позиции, что из этого сильнее. Всё в мире имеет свойство приумножения. Взращиваешь больше любви, относишься ко всему со смирением — тебе и воздастся. В Библии написано: «Любить — значит жалеть». Враг делает тебе плохо, потому что ему самому хреново. Это ж сложно иногда понять. И вы почему-то должны с ним встретиться, но с позиции любви, а не порождающего ненависть страха. А иногда нужно просто остановиться. И я делаю это каждый день, потому что ощущаю себя довольно тревожным человеком. Я каждый раз боюсь выхода на сцену, но всегда преодолеваю страх и в конце концов получаю удовольствие. Хорошо или плохо, но я это сделал. В этом контексте могу назвать себя оптимистом.
— Многие до сих пор поверхностно относятся к психотерапии, особенно сталкиваясь с тем, что для проработки травмы нужен не один сеанс, как у Максима Стрелецкого. Каково ваше отношение к психологии?
— Знание психологии необходимо каждому, так как это то, что нами управляет. Наше ментальное состояние влияет на физическое самочувствие и работу внутренних органов. Этим вопросом необходимо заниматься, но я, к сожалению, поздно это понял. Всё вокруг заставляет нас изучать себя. Мозг не справляется с огромным потоком информации, из-за чего мы не понимаем, на что нужно реагировать, а что стоит выбросить из головы. Во время пандемии человека оставили наедине с собой или с партнёром, с которым пришлось проводить 24 часа в сутки. И люди испугались.
Работа с психотерапевтом — нудная история. Специалист не придёт к тебе с готовым планом действий, но натолкнёт на определённые мысли. Ты должен понять себя сам. В какой-то момент необходимо прервать терапию. Я в районе четырёх лет работал с психотерапевтом, и в какой-то момент наступил кризис. Мы не могли уйти друг от друга — останавливала привычка. Но я всё-таки закончил эту историю, и через некоторое время всё вокруг встало на свои места. Психотерапия нужна, чтобы ты заметил свои неисправности. Это как диагностика автомобиля — тебе выявляют ряд ошибок, которые стоит устранить. Но мы — не машина, поэтому наша диагностика проходит длительнее и тяжелее. Не настанет дня, когда ты выйдешь от специалиста и скажешь: «Всё, я счастливый человек!» Ты просто найдёшь инструменты борьбы со страхами.
Проблема в том, что вокруг очень мало хороших специалистов. Чтобы стать психотерапевтом, нужно самому родиться в дисфункциональной семье, отчаяться, понять, что ты — конченый человек, оказаться на дне, выйти оттуда с помощью психологии, перебороть это всё в себе, получить знание и только потом идти помогать людям. Жизнь состоит из тёплой и пасмурной погоды. Иногда ты оказываешься на солнечном острове, на побережье окена, а иногда — в суровом холодном городе, где полгода ночь. И с этим ничего не поделаешь. Нужно научиться жить и там, и там. Вот и весь секрет.
— А напоследок блиц!